Наше село находится на правом берегу Малого Черемшана. Местность, на которой находится наша деревня, очень красивая. Вдоль реки на левом берегу Черемшана находится небольшой лесок, а на правом берегу - луга. По рассказам стариков и старух, около нашей деревни находились большие леса, но за недостатком земли его вырубили и выкорчевали. Остатки от этих лесов сохранились и до сих пор: среди поля находятся 3 дикие яблони, 3 березы и 1 дуб и одна сосна. Этим деревьям приписывают всякие несбыточные рассказы.
Так, например, говорят, что когда их начали рубить, то они снова зарастали. И когда срубили одиноко растущий дуб, то говорили, что невозможно (было) подходить к месту этого дуба, так как на этом месте случались всякие несчастия.
В летнее время узнают погоду по ласточкам и по мошкам, а зимой, если кошка влезет на шесток, то говорят, что будет холодно, а если кошка ляжет на пол, то говорят, что будет тепло.
Расстояние от почтовой станции пять верст. Среди нашей деревни находится овраг под именем Кара тавык елгасы. Другой овраг среди деревни называется Урдәк елгасы. И потом недалеко от деревни находится большой овраг под названием Нарат елгасы. А в поле она разделяется: одна называется Балавыз елгасы, а другая называется Кечкенә елга. Между этими двумя оврагами находится как будто укрытое место, по обоим сторонам оврагов, а с третьей стороны находятся 2 рва, и между ними - возвышенность. Это место называется Место рода (Кала өсте).
Дома кряшен Крещеных Елтаней все построены по плану, только разница в том, что у богача дом пятистенный. А надворные постройки - смотря на хозяев. У богатых есть амбар, хлев для овец, конюшня и кругом повети, а у бедных только повети, других построек не бывает. Сбруя у кряшен бывает всегда исправная. Зимой они ездят на санях, а летом - на телегах. У кряшен в избе находятся скамейки, в переднем углу находится стол, около дверей находится кровать. Украшения в избе у кряшен встречаются редко и то только в богатых домах. Географических карт на стенах не вывешивают, а вывешивают портреты родственников. Бедняки ягнят и телят держат в избе, большею частью после Масленицы до теплых дней. Кряшены моются в бане в неделю раз, а полы моют летом через каждый день, а зимою моют пол редко. Если человек здоровый и хорошо одевается, то его считают красивым. Зимой кряшены надевают шубу, тулуп и азям. На голову надевают шапку малахай. У женщин точно такой же костюм, но у них разница в том, что у них шубы немного иначе скроены. Потом у них есть летняя одежда под названием камзул, казаки. Женщины особенное внимание обращают на головной убор.
Источник: НА ЧГИГН. Отд. І. Фонд Н.В. Никольского. Ед. хр. 309. Л. 271-274.
Нет комментариев