Туганайлар

Татарстан

18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Чем занимались кряшены села Большие Савруши 100 лет назад?

Из сочинения о хозяйственных занятиях кряшен слушателя 1 курса Александра Николаевича Григорьева от 14 сентября 1921 г. с. Большие Савруши Елышевской вол. Мамадышского кантона ТАССР.

Кряшенский народ совсем равнодушно смотрит на охоту. Лишь некоторые из кряшен занимаются охотой, занимаясь в то же время либо земледелием, либо скотоводством. Так, например, из нашего села из 90 дворов кряшен 1 человек, и то охотится не постоянно. Орудия охоты: ружье, капкан и разные петли. Сказаний относительно охоты у кряшен нет.

Рыболовством кряшены занимаются. Рыболовство у кряшен идет успешно около реки Меши. Вообще кряшены, живущие около больших рек, свободное время проводят у реки. Таких искусственных рек и озер для рыболовства у кряшен нет. Орудия рыболовства - удочка, наметка, бредень. Время ловли - по преимуществу весна и лето. Польза от ловли рыбы незначительная. Языческих верований, связанных с рыболовством, нет.

Огородничество. В огородах кряшены сажают исключительно картофель, в малом количестве - лук, морковь, свеклу, тыкву, капусту и т.д. Время посадки овощей - до Никитина дня 56. Польза от данного занятия незначительная, поэтому сажают только для себя.

Пчеловодство. Пчеловодством занимаются немногие. Заводятся и рамочные улья. Есть хозяева, имеющие по 70-80 ульев. Местом для пасеки служит огород, для большой пасеки - лес. Для зимовки пчел устраиваются особые помещения, и улья обвязывают соломой. Чтобы хозяйство спорилось, кряшен не должен говорить другому точное количество ульев. От недоброго глаза надо спасаться так: вокруг пчельника повесить кости. Сила сглаза коснется костей и не дойдет до ульев.

Лесоводством до войны у кряшен занимались зажиточные люди. Они покупали у казны делянки и, распилив этот лес, продавали. Посадки, однако, применяются не везде. Сажают дерево возле своих домов. Праздников древо-насаждения у кряшен нет. Рубить дерево, которое растет у себя дома, у кряшен считается вредным, так что вместе с этим деревом кончается счастье человека.
Некоторые кряшены занимаются садоводством. Средний доход кряшена измеряется 30-40 рублями, в довоенное, время.

Скотоводство. Кряшены издавна разводят домашний скот, да и то лишь в размере, достаточном для обработки полей, для содержания семей. Кряшены, имеющие 2-3 лошадей, считаются богачами. Не имеющий ни лошади, ни коровы слывет за бедняка. Большого ухода за скотом кряшены не оказывают.Кряшены кормят лошадь в летнюю пору в лесу, на лугах.

В зимнюю пору лошади кормятся сеном и овсом. Мелкий скот кормят исключительно соломой. Поэтому скот доставляет ему слабый доход. Коровы и овцы и прочие с апреля до снегов пасутся наемным пастухом в поле. По верованиям кряшен, есть покровитель, который, любит скот, лошадь, завивает ей гриву, питает и обратно.

Земледелие. Кряшен начинает пахать с 13-летнего возраста, а боронить - с 8-9 лет. Женщины у кряшен не пашут и не боронят. Лишь в последнее время, за неимением мужчин, начали пахать и боронить. Черноземная почва у кряшен не везде. Есть суглинок, есть почва песчаная, глиняная. Поэтому и плодородность не везде одинакова. Земля отводится по числу мужских душ. На женскую отводится только тогда, когда в семье нет мужчин. На душу приходится в 3-х полях 1½ десятины. Сеют рожь, овес, гречу, просо, ячмень, горох, пшеницу, лен, коноплю и чечевицу. Орудия кряшенского земледелия: соха, плуг, борона. Время посева: с 1 августа (уже начинают сеять) по 1 сентября. Размер посевов - 7-8 пудо] на душу.

Система земледелия 3-польная. Землю удобряют навозом, который вывозится на поля в мае и там лежит почти целый месяц, поэтому теряет большую силу и действует слабее, чем мог бы на самом деле. Искусственных удобрений у кряшен не замечается. С души кряшены получают 40-45 пудов, овса тоже столько же.

Перед отправлением на жнитво топят баню и надевают чистое белье. А когда начинают сеять, первый раз бросают яйцо, приговаривая: «Пусть будет сытым, как яйцо». Если праздник Благовещенья в понедельник, то кряшены в понедельник не начинают работу, говоря: «В этот день и птицы не вьют себе гнезда».

Легкость работы зависит от того человека, который начал первым какую-нибудь работу. Если в работе чувствуется боль в теле, то говорят: «Нынче на работу вышел человек с тяжелой рукой». При окончании жатвы соблюдается обычай оставлять небольшой клок загона несжатым. Садятся, едят, потом уже дожинают, но не все, оставляют еще маленький клок птицам небесным. Это делается для того, чтобы на следующий год был хороший урожай.

Ремесла. Промыслы.

Недостаток земли, необходимость кормиться и прочее вызывают разделение труда. Среди кряшен имеются плотники, столяры, печники, кузнецы, портные, шерстобиты, сапожники, специалисты по выделке колес, телег, дуг, кулей и прочих.

Столярничеством занимаются нечастное количество кряшен, так, например, в нашем селе только один столяр. Он был учителем по столярному делу в селе Омары Мамадышского уезда. Во время австро-германской войны он был мобилизован, и там его убили.

Печников из кряшен тоже мало. Так, например, нет ни из нашего села, ни из сосед ней деревни. В 20 верстах от нас, в селе Никифорово, есть 2 печника из кряшен.

Кузнецы кряшенам нужны, но их мало. Причина - оттого, что это занятие ужасно вредно влияет на здоровье. Так как кузнецов очень мало, поэтому доход они получают большой.

Шерстобиты работают осенью. В это время к ним привозят шерсть, делают заказы на валенки. Сукно выделывается кряшенами так. Шерсть, побывавшую под машиной, прядут, потом ткут. Прядут и ткут преимущественно женщины. А для окончательной работы дают на заводы. Заводов немного. В волости 1-2, и то в базарных селах. Занимаются гонкой дегтя. Так, например, в нашем селе 4 завода малых размеров.

Немногие кряшены знакомы с малярным делом.
Красильщики появились недавно. Лишь после империалистической войны. Когда красильные заводы перестали работать, кряшены научились добывать краски из трав, из дуба и ольхи. Красят холст и сукно.

Портных много. Особенно в нашем селе, более 75 жителей занимаются портняжничеством. Когда уберут с поля хлеб, кряшены, заготовив дрова на зиму, уезжают до весны. Шьют они, особенно в Уфимской губернии, у башкир, в Пермской губернии. Так, например, мой отец портняжничал до 1918 года на заводе Казели. Там у него есть своя мастерская.

Портняжничают в городе Омске. Там их человек 20. Более 10 лет живут и портняжничают. У них есть ученики, по 15-20 человек у каждого. Получают большие доходы, так что чуть не все стали торговцами. То же самое и в городе Иркутске. Нажив себе достаточные средства на всю жизнь, они возвращались, бывало, на родину до войны.

Источник: НА ЧТИГН. Отд. І. Фонд Н.В. Никольского. Ед. хр. 311. Л. 65-74.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев