Людмила Белоусова: «Мы сохраняем самобытность в едином сообществе народов России»
100-летие кряшенской газеты «Киняш» и 20-летие газеты «Туганайлар» отметят в Культурном центре имени кряшенского поэта.
Как появился в столице Татарстана этот центр, сохранился ли кряшенский язык, рассказала руководитель исполкома, заместитель председателя правления Общественной организации кряшен Татарстана, директор Культурного центра им. Емельянова Людмила Белоусова.
Людмила Даниловна, скажите, пожалуйста, кто такие кряшены?
- Мне приходится очень много общаться с журналистами. И каждый начинает беседу с вопроса: «Кто такие кряшены?». (Улыбается.)
Я всегда говорю, что кряшены – это граждане России с такими же конституционными правами, как и другие граждане нашей страны.
Мы очень древний тюркоязычный народ. Кряшены живут не только в Татарстане (29 тыс. человек по данным переписи 2010 г.), но и в Башкортостане, в Удмуртии в Челябинской, Кировской, Иркутской областях, в Красноярском крае.
Существует много версий о происхождении кряшен. Есть исторические данные, что часть тюрков уже в 4-5 веках исповедовали христианство. В византийских источниках упоминаются факты отправления миссионеров из Византии в гунно-болгарские племена. Есть мнение, что далёкие предки кряшен – потомки племени кераитов, живших в Тюркском каганате и исповедовавших христианство с Х века. Есть версия о несторианском происхождении кряшен. Но ни одна из этих гипотез до конца научно не доказана, не обоснована. Версии по сей день остаются предположениями, древняя история кряшен, по сути, остаётся неизученной.
– Вы почти 30 лет в национальном движении кряшен. Как в него пришли?
– До 30 лет я даже не задумывалась о том, кто я. Жила так же, как все советские люди – была пионеркой, работала в комсомоле. В 1990-е годы перестройка дала толчок тому, что все стали задумываться о своих корнях, истории своего народа. В 2023 г. году исполнится 30 лет с того момента, как энтузиаст-кряшен Николай Антонов в Набережных Челнах зарегистрировал частную газету «Кряшен сюзе» (в переводе с татарского языка «Слово кряшен»). И попросил меня, журналиста с опытом, вместе с редактором Ананием Маловым помочь издавать газету. Тогда только открылись архивы, появилась масса неизвестных раньше сведений о кряшенах. Я с головой окунулась в новую информацию, хотела узнать больше об истории своего народа. Оказывается, до 1930-х годов у кряшен были свои школы, газеты. Был передвижной театр, он располагался в Кряшенском педагогическом техникуме в Казани по ул. Ершова, 20. Это здание было построено на народные и благотворительные средства. В передвижном театре играли и ученики, и преподаватели, свои постановки театр показывал в кряшенских деревнях.
У нас было очень много подписчиков – газета жила только на их деньги. А ведь не было ни рекламы, ни интернета тогда, ни мобильников – ничего, только сарафанное радио. Люди хотели знать свои корни, просили о возрождении кряшенской этнокультуры. Первые общественные организации – в Нижнекамске, Казани и Набережных Челнах – появились ещё 30 лет назад.
Общественная организация кряшен Татарстана была создана уже позже – в мае 2007 г. при поддержке властей республики.
Сейчас в Татарстане издаётся единственная в России газета для кряшен «Туганайлар» (в переводе «Сородичи»). 15 лет назад появился государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек». Сейчас это блестящий коллектив, в график выступлений которого даже нам сложно вклиниться, чтобы пригласить их выступить на каких-то мероприятиях. Есть молодёжное движение кряшен «Бэрэкэт» («Благодать»), свой детский лагерь «Айбагыр» («Подсолнух»).
Здание кряшенского педтехникума по ул. Ершова, 20, в сумбурные 1990-е стало собственностью частных лиц. Для создания своего центра власти республики передали нам равноценное здание на ул. Худякова. Правительство РТ выделило нам деньги на его ремонт. Здание находится рядом с единственным кряшенским приходом во имя Тихвинской иконы Божьей матери. Таким образом, мы получили комплекс культурной и духовной жизни.
Праздники и тайные обереги
– На каком языке говорят кряшены?
– Сегодня татарский язык для нас родной. Я сама преподавала его русскоязычным детям в школе, есть даже авторский учебник для 5-го класса.
Кряшенский язык сегодня сохранился в церквях, там до сих пор ведётся служба на церковно-кряшенском языке, издается духовная литература. Я сторонник того, чтобы мы смотрели на этот язык как на культурное наследие – оберегали его, изучали, ведь в архивах сохранилось много изданий и материалов на нём. Это не только наше богатство, но и литературное богатство нашей республики.
До революции 1917 г. кряшены обучались в церковно-приходских школах на кряшенском языке. Его привели в систему учёный-востоковед Николай Ильминский и директор крещёно-татарской школы в Казани, просветитель Василий Тимофеев. Они издали азбуку, открыли школы. Был «Кряшиздат», где выпускали книги, учебники на кряшенском языке. «Татиздат» в то время издавал литературу на арабской графике, а «Кряшиздат» – на кириллице.
В 1930-е годы Сталин провёл политику «укрупнения» народов России. Арабскую и кряшенскую графику тогда отменили и создали одну общую графику для татар и кряшен – вначале на основе латинского шрифта, а затем на основе кириллицы.
– У кряшен самобытная культура. В чём особенности?
– Наша этнокультура основана в основном на языческих традициях. Когда кряшены переходили от язычества к православию, свои языческие обряды они переносили на православный календарь.
Например, прошедший недавно Покров день в языческой традиции является праздником урожая. В этот праздник хлеб должен быть из нового зерна, пироги – из пшена, картофеля, капусты, моркови нового урожая. В этот день режут первого петуха. Утром люди идут в церковь, а потом начинается угощение. На Покров день принято играть свадьбы.
А невест выбирают на Петров день (Питрау) 12 июля. По языческому обычаю этот день делит лето пополам, символизирует переход к осени. До Петрова дня не косили сено, не вязали веники. После 12 июля кряшены выходят на сенокос. Считается, что только после Петрова дня можно собирать ягоды. Это своего рода народная экология.
– Чем уникален быт, костюмы?
– В каждом доме обязательно есть иконостас, украшенный полотнами с вышивкой. Такого обычая у других поволжских народов я не наблюдала.
Статус женщины можно определить по её головному убору. Девушка заплетала волосы в одну косу – это означало, что она одна, без пары. Коса была закрыта накосником. Замужней женщине заплетали косу в два ряда, обвивая косу вокруг головы. Надевали на молодуху женский головной убор, а поверх – обрядовое покрывало. Это был оберег женщины – таинственный, загадочный. Например, покрывало украшало вышитое родовое дерево, а вышивка с оберегом была не видна – она помещалась внутри и была закрыта с изнаночной стороны белой тканью, считалось таинством.
По головному убору можно было определить, откуда родом женщина. У чистопольских кряшен головной убор сурэкэ был треугольным, а у елабужских – как полусолнце.
Время собирать камни
– В 1990-е все стремились понять себя, отыскать корни. «Есть время разбрасывать камни, и время собирать камни». Какое время сегодня?
– Время единения. На мой взгляд, сегодня у кряшен нет острых проблем. Мы влились в единое этнокультурное сообщество народов Татарстана, России, развиваемся в этом русле, сохраняя свою самобытность.
Болезненная для нас тема – отсутствие музея кряшенской культуры в Казани. Единственный такой музей в республике находится в деревне Кряш-Серда Пестречинского района. В Тихвинском храме есть коллекция, собранная энтузиастами, которая хранится в плачевных условиях.
В нашем центре предусмотрена только маленькая экспозиционная комната, где каждый месяц проходят выставки, посвящённые кряшенам какого-то района Татарстана. Сейчас, к примеру, представлена экспозиция Альметьевского района. Там в кряшенском селе Калейкино родился Герой Советского Союза Никита Токарликов, повторивший подвиг Александра Матросова.
Кстати, ещё один Герой Советского Союза, последний защитник Брестской крепости Пётр Гаврилов – уроженец кряшенской деревни Альвидино Пестречинского района. Там есть музей, где представлены не только личные вещи героя, но и экспонаты, отражающие жизнь и быт кряшен.
В нашем центре экспозиция постоянно меняется в зависимости от проводимых мероприятий, разместить постоянную коллекцию невозможно. К тому же помещение не соответствует музейным требованиям.
А ведь у кряшен ещё очень много уникальных вещей хранится в сундуках. Сохранились платья, сшитые вручную из вытканного вручную полотна, головные уборы, расшитые серебряной нитью, которым около 200 лет. Эти вещи требуют особого ухода, особых условий. Но хранить это богатство сегодня негде. Во многих деревнях с закрытием школ эти вещи оказались просто лишними, что очень обидно и больно.
Мы очень надеемся, что ситуация по отношению к этому наследию изменится. Ведь 3 октября президент России Владимир Путин на встрече с министром культуры РФ Ольгой Любимовой акцентировал внимание на создании условий для краеведческих музеев. «В России нет больших и маленьких музеев, каждая коллекция по-своему уникальная», – отметила министр.
Ольга Любимова, «АиФ-Казань»
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Нет комментариев