Туганайлар

Об отношении кряшен к Албасты

Наука о кряшенах

Этнографическое сочинение С.Максимова «Остатки язычества в современных верованиях крещеных татар Казанской губернии» (1876 г.)

8. Албасты

Албасты принадежит к роду пярей и отличается особенною злобою по отношению к людям. По уверению крещеных татар, он является на земле почти исключительно во время святок; в другое время года он является гораздо реже. О внешнем виде егo крещеные не могут сказать ничего определенного; они говорят только, что Албасты есть существо очень больших размеров и притом неопределенное по форме. Вообще говорят, что он, когда ходит по земле, то сначала издали представляется не более собаки, а по мере приближения своего к человеку постепенно увеличивается и вырастает наконец в глазах испуганного человека до величины большого стога (богол-кюк була*). Никто не может сказать, какая у него голова, какое тело и какой вообще вид... Только форма большого стога темного цвета может приблизительно указывать на внешний вид Албасты.

Албасты преимущественно является около мостов, на уличных перекрестках и на перекрестках двух дорог. Поэтому крещеные во время святок особенно боятся проходить мимо подобных мест. В этом случае они боятся, чтобы на них не напал Албасты и не придавил бы их. Самое название «Албасты» указывает на то, что он любить давить людей. В этом названии соединены два отдельных слова: ал сокращ[енное] из алд, что значит передняя часть, перед, и басты от глагола бас, что значит придавить. Поэтому название «Албасты» буквально значит: он придавил перед. Албасты всегда идет навстречу к человеку, сбивает его с ног и всею своею тяжестью наваливается на переднюю часть человека, который от столкновения с Албасты естественно должен упасть на спину.

Опасаясь неприятной встречи с Албасты, крещеные, когда в одиночку выходят из дому во время святочных вечеров, всегда несут с собою в руках обожженную с одного конца лучину. При этом они рассуждают так: как только Албасты увидит обожженную лучину, то подумает, что встретившийся ему человек может ожечь его этою лучиною ... Албасты пугается и исчезает неизвестно куда.

Одна крещенка так рассказывала мне о своей встрече с Албасты: «У нас была, говорила она, очень хорошая лошадь. Однажды она к вечеру вырвалась со двора и побежала на поле. Я побежала за ней. Пока я ловила лошадь, настал вечер, сделалось темно, - и я стала побаиваться... Скоро я заметила, что вдали кто-то едет ко мне на тройке лошадей. Я обрадовалась в душе, подумавши, что я теперь не одна в поле, и пошла навстречу к едущей тройке. Когда я стала подходить поближе к своей встрече, то мне представилось, что прямо на меня катится огненная масса, которая вдруг увеличилась в своих размерах и сделалась похожею на большой стог. Я догадалась тогда, что это был Албасты, очень испугалась и убежала домой с громким плачем и постоянно крестясь. Албасты, не смея ко мне приблизиться, после того как я осенила себя крестным знамением, пронесся мимо меня с большим шумом в виде ветра. Я так была напугана этою встречею с Албасты, заключила рассказчица, что целых две недели после этого прохворала».

Еще один крещении рассказывал мне, что он однажды вечером вышел на двор и сел. Луна светила, и падал маленький снег. случайно он взглянул в ту сторону, где находился у нас хлев, и заметил, что около двери хлева находится что-то очень большое. Сначала он не сробел, а потом, заметивши, что стоявшая около хлева фигура начала двигаться, испугался и бегом убежал в избу. Успокоившись немного в избе, он вышел на двор посмотреть - как велик остался след на снегу от виденного им предмета. Оказалось, что след этот имел форму человеческой ноги и в длину имел аршина с полтора. Крещенин прибавил к этому, что этот след был выдавлен на снегу ногою Албасты, которого он видел стоящим около двери хлева. Во время святок, вечером, крещеные обыкновенно выходят за околицу с целью узнать, каков будет урожай в наступающем году. На дороге к околице они сохраняют совершенное молчание и, подошедши к околице, становятся на перекрестке семи дорог (крещеные предполагают, что за околицей находятся перекрестки: семи именно дорог) и слушают... Если они услышат доносящийся к ним издали большой гул, то бывают уверены, что в наступающем году хлеб уродится; если же услышат, что кто-то едет вскачь, или скрип саней, или лай собаки, то не сомневаются в будущем неурожае. Крещеные говорят, что слышимый ими во время гадания звук как бы от едущего вскачь человека происходит от Албасты. Поэтому гадающие оставляют место своего гаданья и уходят домой, как только услышат приближение этого звука. Если же они не тронутся с места при приближении к ним звука от скачущего будто бы человека, то Албасты быстро подъезжает к ним и начинает давить их...

Известное состояние человека во время сна, когда его как будто бы кто-то давит, крещеные объясняют также влиянием Албасты. По их объяснению, Албасты наваливается на спящего человека и препятствует ему свободно дышать.

*Богыл күк дула.

Семен Максимов.

10 июня 1876 года.

Крещено-татарская школа в Казани.

Источник: Максимов С. Остатки язычества в современных верованиях крещеных татар Казанской губернии. - Казань: Типография Императорского ун-та, 1876. - С.1-30

Из книги «Религиозный синкретизм и традиционная обрядность татар-кряшен Волго-Уралья (XIX – начало XX в.). Сборник материалов и документов / авторы-составители: Х.З.Багаутдинова, Р.Р.Исхаков. - Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; Изд-во «ЯЗ», 2015. - 324 с.

Первая часть: "Об отношении кряшен к Богу-деду"

Вторая часть: "Об отношении кряшен к домовому"

Третья часть: "Об отношении кряшен к сарайнику"

Четвёртая часть: "Об отношении кряшен к водяному"

Пятая часть: "Об отношении к хозяину леса"

Шестая часть: "Об отношении кряшен к шюрале"

Седьмая часть: "Об отношении кряшен к пярей"

Теги:
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
Реклама