Туганайлар

Об отношении кряшен к хозяину леса

Наука о кряшенах

Этнографическое сочинение С.Максимова «Остатки язычества в современных верованиях крещеных татар Казанской губернии» (1876 г.)

V. Хозяин леса (Урман эйясе*).

Хозяин леса имеет вид человека с черным лицом. Он живет в лесу и ходит всегда без шапки. Впрочем, крещеные не могут хорошенько определить его внешний вид и не особенно его боятся, хотя он любит сбивать с дороги человека, который поэтому принужден бывает долго блуждать по лесу. Если кто-нибудь забдулиться в лесу и долго не может выбраться на дорогу, то крещеные говорят, что его свел с дороги хозяин леса...

Однажды муж и жена с маленьким своим сыном отправились на лошади в лес. Остановившись на поляне, они оставили своего парня около лошади, а сами ушли в лес. Спустя немного они возвратились к тому месту, где остался их сын с лошадью, но не нашли его здесь, стали кричать ему и искать его по сторонам от поляны. Долго они искали и не находили и, наконец, с грустью в сердце возвратились домой. Собравши много понятых, они вместе с ними пошли снова в лес искать сына, но все-таки не могли его найти. Тогда отец с матерью порешили между собой, говоря таким образом: «вероятно, нашего сына завел к себе в лес хозяин леса», и воротились домой. Крещеные верят, что хозяин леса не убивает людей, а только уводит их к себе и оставляет жить с собою.

Один крещенин рассказывал мне, что хозяин леса подходит к человеку, остановившемуся в лесу, просит себе хлеба и бывает очень рад, если дадут ему поесть. Когда человек даст хлеба хозяину леса, то последний говорит первому: «Теперь я не трону ни тебя, ни детей твоих».

Поэтому некоторые крещеные, когда едут в лес, берут с собою особую ковригу хлеба и оставляют ее в лесной глуши между деревьями для хозяина леса. Потом, когда приезжают в лес в другой раз, они справляются об оставленной ими ковриге, и если ее не окажется на месте, то бывают уверены, что хлеб взял хозяин леса. Некоторые крещеные, когда осматривают в ульях мед, кладут в пустой улей хлеба с медом, и если после этого в улье хлеба и меда не окажется, бывают уверены, что это все съел хозяин леса.

Однажды пожилая старуха мне рассказала следующее: «Дедушка мой, говорила она, когда живaл на пчельнике, говаривал мне: «Ты, дочка, когда понесешь мне хлеба то приноси побольше, потому что ко мне часто приходит хозяин леса, и я ему отдам половину принесенного тобою хлеба». А я, бывало, спрошу дедушку: «Что этот хозяин леса косматый, или же похож на человека?». На мой вопрос дедушка обыкновенно отвечал: « Я не смею, дочка, сказать тебе об этом, потому что хозяин леса не велел мне говорить этого» ».

Эта же самая старуха сказала мне потом, что она и сама видела однажды лешего. Я попросил ее рассказать мне об этом, и она рассказала следующее: «Поехала я, говорила она, с братом в лес за травою. Приехали в лес и остановились на лужайке, где росла хорошая трава. Я залезла на телегу и стояла, а брат косил траву и подавая мне. Когда я укладывала сено на телегу, наша собака начала усиленно лаять. Я сказала своему брату: «Что это наша собака так лает? Посмотревши во все стороны, я увидела, что за кустом притаился какой-то черный человек. Увидевши меня, он потихоньку отошел и скрылся. Я заметил на это старухе: может быть это был какой-нибудь беглый? Старуха с уверенностью ответила: «Беглых я знаю; это был хозяин леса». - Вообще крещеные татары и до сих пор продолжают верить в существование хозяина леса.

*Урман иясе.

Источник: Максимов С. Остатки язычества в современных верованиях крещеных татар Казанской губернии. - Казань: Типография Императорского ун-та, 1876. - С.1-30.

Из книги «Религиозный синкретизм и традиционная обрядность татар-кряшен Волго-Уралья (XIX – начало XX в.). Сборник материалов и документов / авторы-составители: Х.З.Багаутдинова, Р.Р.Исхаков. - Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; Изд-во «ЯЗ», 2015. - 324 с.

Первая часть: "Об отношении кряшен к Богу-деду"

Вторая часть: "Об отношении кряшен к домовому"

Третья часть: "Об отношении кряшен к сарайнику"

Четвёртая часть: "Об отношении кряшен к водяному"

Продолжение следует

Теги:
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
Реклама