Туганайлар

Об отношении кряшен к сарайнику

Наука о кряшенах

Этнографическое сочинение С.Максимова «Остатки язычества в современных верованиях крещеных татар Казанской губернии» (1876 г.)

III. Сарайник - покровитель животных (Абзар эйясе*).

Кроме домового, крещеные татары признают еще существование так называемого сарайника. Сарайник есть особый дух - покровитель домашнего скота. Он живет в сарае, и название его (абзар эйясе) в переводе на русский язык буквально означает хозяин сарая (хлева, конюшни). Какой вид принимает на себя сарайник, крещеные ясно не представляют. От очень многих стариков и старух я слышал, что сарайник ходит в образе собаки... Некоторые же говорят, что таков-то человек видел, как сарайник сидит в сарае, расчесывая и заплетая гриву лошадям... Впрочем, видевшие сарайника прибавляют, что он во время плетения лошадиной гривы представляется светящимся, как огонь, и не имеющим ясного и определенного образа. Живя постоянно в сарае, сарайник более всего заботится о любимых своих лошадях и сам подкладывает им сено, когда они стоят без корму; он же запутывает иногда гриву любимой лошади, так что ее бывает трудно распутать. Если в сарае помещаются две лошади и одну из них сарайник не любит, то ночью она постоянно остается без корма; не любящий ее сарайник после того, как люди улягутся спать, берет из-под ее морды корм и подкладывает своей любимой лошади. Поступая таким образом, сарайник любимую свою лошадь откармливает, а нелюбимую доводит до очень заметной худобы. Кроме того, сарайник нелюбимую лошадь мучит, гоняя ее ночью по конюшне, и даже ездит на ней верхом. Иногда случается, что у какого-нибудь домохозяина утром лошадь оказывается очень потною; тогда хозяин лошади думает, что ее не любит сарайник и ездил на ней ночью по конюшне. Рассуждая так об отношениях сарайника к лошадям, крещеные, купивши новую лошадь, начинают ее откармливать и при этом наблюдают, хорошо ли поправляется она... Если окажется, что, несмотря на хороший корм, лошадь поправляется плохо, то бывают уверены, что ее не полюбил сарайник, и что поэтому ее нужно скорее продать. Лошадь действительно продают, нимало не подумавши о том, что она чем-нибудь больна, или же была очень заморена.

Однажды я пришел к своему соседу крещенину. У него на дворе ходила лошадь довольно порядочная. Сын соседа, мой товарищ, глядя на лошадь, сказал мне: «Смотри-ка, Семен: вот что значит -эту лошадь сарайник очень любит... Смотри-ка, как он запутал у нее гриву, и какая она гладкая, а ведь мы ее особенно много не кормим!»... На это я сказал своему товарищу: зачем сарайник станет запутывать гриву лошади!... Вероятно, ваша лошадь терлась около чего-нибудь, и от этого у нее запуталась грива... Товарищ снова сказал мне: «Нет; как можно, чтобы грива завилась сама собой? У лошади ведь нет рук... Вот посмотри, сегодня я при тебе распутаю гриву, а наутро она опять будет так же завита». Я возразил ему на это: что ж, не мудрено! Ведь вы гриву у своей лошади никогда хорошенько не расчесываете и не моете; лошадь потрется обо что-нибудь, - и грива ее опять запутается по-старому .. Кроме этого я говорил ему еще многое в опровержение его суеверия, но он мне не поверил и остался при своем убеждении в том, что сарайник заплетает и спутывает гриву лошадям.

О сарайнике крещеные думают, что он, как и домовой, не причиняет вреда животным того домохозяина, который его не забывает. Если же домохозяин не будет помнить и почитать сарайника, то он причиняет разный вред домашним животным: насылает на них мор, делает их бесплодными и т.п. Поэтому крещеные, боясь прогневать сарайника, стараются каждогодно чтить его особым жертвоприношением, которое у них называется «чествованием сарайного места» (абзар урынын уздыруы).

Жертвоприношение это состоит в заклании однолетнего ягненка, заранее обреченного для этой жертвы. Обыкновенно домохозяин обрекает в жертву сарайнику ягненка какой-нибудь определенной масти, например черной, и режет его. Потом он уже каждый год старается приносить в жертву сарайнику черного именно ягненка; другого цвета ягненка сарайник уже не принимает. Если же у домохозяина в известный год не родится ни одного черного ягненка, то он в тот год и не приносит никакой жертвы, а ждет того времени, когда родится у него черный ягненок.

Точно определенного времени для жертвоприношения в честь сарайника у крещеных татар не существует; обыкновенно же оно совершается осенью, по окончании полевых работ, и совершается следующим образом: по заходе солнца, когда уже стемнеет, назначенного для жертвы ягненка приводят в хлев, связывают все четыре ноги его в один узел и режут. Резак при этом надевает на голову шапку и непременно должен быть самый старший в доме мужчина. Внутренности зарезанного ягненка зарываются здесь же в хлеве, а мясо его приносится в избу для варения. В избе самая старшая в доме женщина спешит сварить это мясо к полуночи. При наступлении полуночи сваренное мясо вынимается все из котла и накладывается в чашку. Эту чашку хозяин дома со своею хозяйкою берут в руки и несут в хлев, где в известном месте молят сарайника о благополучии своего скота. По окончании молитвы домохозяева возвращаются в избу, куда приносят и чашку с жертвенным мясом. В избе все семейные усаживаются за стол и едят это мясо. Мясо это все необходимо съесть в ту же ночь. Если же у домохозяина, приносящего жертву сарайнику, семья бывает невелика, в таком случае, прежде чем варить мясо зарезанного ягненка, его (ягненка) разрезают вдоль, от головы до хвоста, и одну половину кладут в котел, а другую оставляют. При этом крещеные думают, что сваренная половина ягненка зачтется им за целого ягненка. Остающиеся кости ягненка, тотчас же после жертвенного ужина, относятся домохозяевами в хлев и зарываются там в том же месте, где были зарыты и внутренности заколотого животного.

Крещеные строго наблюдают, чтобы у них в день, назначенный для жертвоприношения сарайнику, не было ни одного чужого человека, кроме своих семейных. В этот день они никакого постороннего человека не принимают к себе и не впускают даже на двор. Каждому приходящему к ним в этот день гостю они говорят: «Ныне мы не можем тебя принять - приходи завтра!». И гость уходит назад.

*Абзар иясе.

Источник: Максимов С. Остатки язычества в современных верованиях крещеных татар Казанской губернии. - Казань: Типография Императорского ун-та, 1876. - С.1-30.

Из книги «Религиозный синкретизм и традиционная обрядность татар-кряшен Волго-Уралья (XIX – начало XX в.). Сборник материалов и документов / авторы-составители: Х.З.Багаутдинова, Р.Р.Исхаков. - Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; Изд-во «ЯЗ», 2015. - 324 с.

Первая часть: "Об отношении кряшен к Богу-деду"

Вторая часть: "Об отношении кряшен к домовому"

Продолжение следует

Теги:
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
Реклама