Туганайлар

Об отношении кряшен к Богу-Деду

Наука о кряшенах

Этнографическое сочинение С.Максимова «Остатки язычества в современных верованиях крещеных татар Казанской губернии» (1876 г.)

В отдаленной древности нынешние крещеные татары исповедовали языческую религию. В начале XIV столетия они приняли мухаммеданство, а после покорения Казани были крещены (не все) в христианскую православную веру. Находясь не более двух столетий в мухаммеданской вере, крещеные татары, без сомнения, не успели проникнуться духом этой веры, совершенно не подходящей к прежней их жизни. Точно также они не успели окрепнуть и в христианстве. Поэтому современные верования крещеных татар представляют собою смесь древних языческих верований, мухаммеданства и христианства*.

С распространением в последнее десятилетие христианского религиозного образования среди крещеных татар древние языческие верования их стали мало-помалу забываться, и самые обряды —выходить из употребления. Поэтому в настоящее время даже природному крещенину трудно с точностью и подробностью описать все древние языческие верования татар**. Особенно трудно отделить в этих верованиях позднейшие примеси народно-русские и мухаммеданские. К числу таких верований принадлежит, прежде всего, сохранившееся до сих пор древнеязыческое представление татар о Боге, которое значительно смешалось у них с мухаммеданским представлением об Аллахе и христианским учением о Богe-творце и Промыслителе мира. В нижеследующем изложении представляется описание некоторых древних веровании татар, которые известны отчасти мне самому как природному крещенину, а отчасти из рассказов наших стариков и старух.

I. Бог-Дед, верховное небесное божество (Тяҥере-Бабай)***

Богом Дедом крещеные татары называют, хотя теперь весьма редко, Бога-творца неба и земли. Чаще всего крещеные татары называют теперь Бога мухаммеданско-арабским именем - Алла. Выражение «Тяҥере-Бабай - Бог Дед» употребляется преимущественно теми крещеными татарами, которые не подвергались большому влиянию мухаммеданства, так сказать, обруселыми крещеными. В тех местностях, где крещеные татары живут вместе с русскими, придерживающимися старины, они особенно усердно держатся старинного названия Бога именем « Тяҥере» или «Тяҥере-Бабай». Они ужасно обижаются, когда кто-нибудь из них называет Бога словом «Алла». Но и у них кроме этого имени немного сохранилось из старинных представлений о Боге-Деде. Вообще нужно сказать, что крещеные татары под именем Бога-Деда разумеют теперь невидимого единого Бога и относят к Нему все то, что знают о Боге из мухаммеданского и христианского вероучения. Собственно же выражение Тяҥере есть древнетатарское название неба, почитаемого в древности татарами-язычниками за Бога. Из этого слова крещеные татары после принятия христианства составили слово Тяре****, которым и называют до сих пор христианские иконы. Выражение Бабай на крещенском языке означает деда-старика. Поэтому крещеные говорят, что Бог-Дед - ветхий старик с седой бородой. Этот именно Бог, по их верованиям, сотворил небо и землю и все, что находится на них; Он вездесущ, нет места, где бы Его не было; особенным же Его местопребыванием нужно считать небо, на что указывает и самое его название. Он желает, чтобы все люди были праведны и от грешников всегда ожидает раскаяния; на нераскаянных грешников Он посылает тяжелые наказания. Кроме того, крещеные говорят, что Бог-Дед заставляет греметь гром, посылает на землю дождь и произращает на земле растения и хлеба; на поля нечестивых людей. Он посылает град и истребляет ихние посевы.

О том, как Бог-дед производит гром, крещеные рассказывают так: когда нужно бывает Ему попугать шайтана, Он запрягает отличных рысаков в очень большую телегу, садится на ней в главном месте и, преследуя шайтана, быстро разъезжает по небу, держа одной руке возжи, а другою крепко настегивая лошадей длиннейшим кнутом; от сильного сотрясения неба, производимого быстрой ездой Его на большой телеге, и происходит гром, который слышится нам как будто на небе. В то же время от хлопанья Его кнута сверкает молния и видится огонь. Некоторые о происхождении грома еще так рассказывают: Бог-Дед ездит на своей большой телеге, к заду***** которой привязывает на веревках очень много шарообразных тяжестей вроде гирь, так чтобы эти гири тащились по небу. Поэтому, как только Он двинется с места и поскачет по небу, - привязанные к Его телеге гири потянутся за телегой, начнут подпрыгивать по небу, и таким образом будут производить гром. Как бы то ни было, по тому и другому объяснению, гром, по мнению татар, производится Богом-Дедом, и они во время грома всегда говорят своим детям: «ӓня Тяҥере Бабай жӧрӧй»******, или «Тяҥере Бабай кюкерятя»*******....т.е. «вон твой Бог-Дед едет», или: «твой Бог-Дед производит гром. Он ниспосылает дождь, чтобы произрастал для тебя хлеб и чтобы ты вырос большой». Объясняя себе происхождение грома таким образом, крещеные во время грома стараются держать как можно скромнее, как бы благоговея пред Богом-Дедом, разъезжающим по небу. В это время крещеные татары обыкновенно приказывают своим детям сидеть смирно на одном месте, не вставая и не шевелясь; из избы выходить в это время и есть хлеб также не дозволяется. Если гром загремит в то время, когда семья крещеина сидит за обедом, то обед прекращается, и со стола тотчас же все убирают. Разговаривать, смеяться и особенно ругаться тогда считается крайне неприличным. Набожные крещеные во время грома делают на себе крестное знамение, а зараженные муххамеданством то и дело повторяют «бисмилля»********

В честь Бога-Деда крещеные татары до сих пор совершают разные жертвоприношения: осенью они режут в честь [н]его или барана, или гуся, или утку, непременно из родившихся в этот год. Некоторые вместо жертвы ставят перед образом свечу, а иные раздают бедным милостыню из новых плодов земных. Все эти жертвы служат выражением их благодарности Богу-Деду за ниспосланный урожай хлеба и за хороший приплод домашних животных и птиц. Кроме того, крещеные в разное время весны и лета приносят Богу-Деду и другие жертвы (корову, овцу, курицу, рыбу и кашу) ддя того, чтобы он ниспослал на землю дождь и уродил хорошо хлеб********.

Из представленного верования крещеных татар можно заключить, что Бог-Дед почитается ими преимущественно как Бог неба, от которого зависят в особенности плодородие земли и благополучие человека и животных. Кроме этого небесного божества крещеные почитают еще нескольких низших земных богов, которым приписывают наблюдение и распоряжение разными местами земли, таковы: домовой, сарайник, водянок и т.д.

 

*Прим. ред.: см.: «Заметку о религиозно-нравственном состоянии крещеных татар Казанской губернии Мамадышского уезда» М.Машанова. Известия по Казанской епархии. 1875 г. №№1, 2 и след[ующие].

**Авт. сн.: Однажды я спросил одного учителя из крещеных же татар: не знаешь ли ты, откуда появились у крещеных татар верования в домового, лешего и проч.? Учитель удивился моему вопросу и как бы с обидою ответил: «Что ты, что ты? Разве я поклоняюсь всем лешаям: ведь я не язычник; я ничего не знаю, и знать не стараюсь о таких суеверных предметах». Учитель этот действительно ничего не знал о языческих верованиях наших предков.

***Тәңре-Бабай

****Тәре

*****То есть к задней части Телеги.

******Әнә Тәңре Бабай йәри.

*******Тәңре Бабай күкрәтә.

********Слово предначальной мусульманской молитвы.

*********Авт. сн.: Описание самих жертвоприношений будет представлено после.

Источник: Максимов С. Остатки язычества в современных верованиях крещеных татар Казанской губернии. - Казань: Типография Императорского ун-та, 1876. - С.1-30.

Из книги «Религиозный синкретизм и традиционная обрядность татар-кряшен Волго-Уралья (XIX – начало XX в.). Сборник материалов и документов / авторы-составители: Х.З.Багаутдинова, Р.Р.Исхаков. - Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; Изд-во «ЯЗ», 2015. - 324 с.

Продолжение следует

Теги:
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
Реклама