Туганайлар

Об отношении кряшен к шюрале

Наука о кряшенах

Этнографическое сочинение С.Максимова «Остатки язычества в современных верованиях крещеных татар Казанской губернии» (1876 г.)

VI. Шюряле*

Кроме хозяина леса, по верованию крещены татар, в лесу живут еще особые существа, известные под названием Шюряле. Они похожи на человека и имеют очень большие размеры; волосы у них самые черные и длинные, а тело голое. Некоторые говорят, что у шюряле почти совсем нет тела; и мясо только чуть-чуть покрывает их кости. Крещеные уверяют, что можно находить иногда очень длинные пальцы шюряле. Эти пальцы крещеные тщательно сохраняют у себя дома и пользуются ими при лечении разных болезней. Обыкновенно в таком случае мнимым пальцем шюряле прикасаются к телу больного и приговариваiот при этом известные слова. Каким образом шюряле теряют свои пальцы, мне слышать не доводилось.

Замечательно, что по представлению крещеных татар шюряле имеют очень большие груди, которые они обыкновенно закидывают себе на плечи. Но значит ли это, что шюряле, по верованию татар, суть существа женского пола, - я не знаю. Также неизвестно - в каком отношении шюряле находятся к хозяину лесов (урман эйясе). До настоящего времени во многих местностях Казанской губернии сохранились выражения остров шюряле, овраг шюряле, ручей шюряле и т.п. Эти выражения, очевидно, указывают на временное пребывание шюряле около названных мест.

Шюряле больше всего любят заниматься щекотанием людей. Когда шюряле завидит человека, то с легким хохотом подходит к нему и говорит: «Ха, ха, ха... давай-ка поиграем с тобою в щекотку!». Человек испугается Шюряле начнет щекотать его и защекотает до смерти. Поэтому крещеные очень боятся шюряле.

Вообще крещеные говорят, что шюряле видели очень многие и рассказывают о них очень много подробностей. Вот эти рассказы:

Один человек пошел в лес рубить дрова. Когда он рубил дрова, к нему подошел один шюряле и спросил его: «Как тебя зовут?». Дроворуб ответил: «Меня зовут «в прошлом году защемил». Шюряле сказал ему: «Давай, поиграем с тобою в щекотку!» Дроворуб в это время раскалывал пенек посредством клина, и когда шюряле предложил ему поиграть с ним в щекотку, сказал: «Ты вон засунь-ка свои пальцы в эту щель; мы поскорее таким образом расколем пенек и потом станем играть в щекотку». Шюряле послушался. Но как только он вложил свои пальцы в щель пенька, образовавшyюся от вбитого в пенек клина, дроворуб выбил клин, а сам убежал в сторону и спрятался. Когда клин вылетел из пенька, пальцы шюряле были защемлены, и он начал сильно кричать от боли. На крик этого шюряле сбежались другие шюряле и стали спрашивать его: «Кто защемил твои пальцы?» . Он ответил: «В прошлом году защемил». Пришедшие шюрале удивились такому ответу своего собрата и сказали ему: «Как же это ты еще в прошлом году защемил себе пальцы, а кричать начал только сейчас?!». Шюряле молчал. Товарищи его осердились на него, выдернули его пальцы из пенька и увели с собой.

Другой крещенин рассказывал мне, что его дедушка обедал со своею семьею в поле во время жатвы, то к ним подошел шюрале. Старик не узнал шюрале и посадил его обедать с собою. Шюряле пообедал и после обеда стал приближаться к старику со словами: «Давай-ка, дед, поиграем с тобою в щекотку!». Старик догадался, в чем дело, выдернул пояс из своей нижней одежды (ыштан бауы) и стал подходить к шюрале, говоря: «Иди, пожалуй, поиграем !» ... Шюряле, увидав пояс, испугался, подумавши, что его хотят связать, и убежал в сторону. Крещеные верят, что шюрале больше всего боится этого пояса, не покажи старик шюрале пояса, шюряле ни за что бы не отстал от него.

Крещеные рассказывают также, что шюрале любит скакать по полю на самых лучших лошадях и обыкновенно скачет подолгу так, что лошадь делается потного и выбивается из силы. Во время своей скачки на лошади он, обыкновенно, ржет по-лошадиному.

У одного крещенина была очень хорошая лошадь. Крещеный заметил, что она постоянно возвращалась с поля потного и покрьггою пеной, долго дивился этому и не знал, отчего это происходит. Наконец знакомый человек сказал ему, что на его лошади скачет шюряле. Тогда хозяин лошади намазал ее спину смолой, чтобы шюряле, когда сядет на лошадь, не отлепился от ее спины и был привезен на двор. Лошадь с вымазанной спиной была выпущена в поле, и шюряле стал, по своему обыкновению, на ней скакать. Наскакавшись досыта, он хотел было слезть с лошади, но не мог и приподняться: смола приклеила его к спине ее. Шюряле испугался и начал громко кричать от страху. Крик шюряле испугал лошадь; она бросилась бежать и прибежала вместе с шюряле прямо на двор к своему хозяину. Хозяин, увидя на спине своей лошади шюряле, схватил дубину, приколотил ею ездока и потом уже отпустил его обратно. После этого шюряле перестал кататься на лошади крещенина.

*Шүрәле

Источник: Максимов С. Остатки язычества в современных верованиях крещеных татар Казанской губернии. - Казань: Типография Императорского ун-та, 1876. - С.1-30.

Из книги «Религиозный синкретизм и традиционная обрядность татар-кряшен Волго-Уралья (XIX – начало XX в.). Сборник материалов и документов / авторы-составители: Х.З.Багаутдинова, Р.Р.Исхаков. - Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; Изд-во «ЯЗ», 2015. - 324 с.

Первая часть: "Об отношении кряшен к Богу-деду"

Вторая часть: "Об отношении кряшен к домовому"

Третья часть: "Об отношении кряшен к сарайнику"

Четвёртая часть: "Об отношении кряшен к водяному"

Пятая часть: "Об отношении к хозяину леса"

Продолжение следует

Теги:
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
Реклама