Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Блог

Об отношении кряшен к пярей

Об отношении кряшен к пярей

Этнографическое сочинение С.Максимова «Остатки язычества в современных верованиях крещеных татар Казанской губернии» (1876 г.)

7. Пярей*

Под именем пярей крещеные разумеют целый род духов, которые желают людям только зла и которые постоянно стараются вводить людей в заблуждение. Самое название этик духов указывает на их персидское происхождение (на персидском языке пярей означает крылатого духа). По всей вероятности, верование крещены татар в этих духов заимствовано было от мухаммедан, которые сами приняли веру в пярей от персов.

О духах пярей крещеные татары рассказывают, что они всегда являются в очень некрасивом человеческом образе. Очень черное лицо их кажется особенно неприятным от того, что вместо двух глаз у пярей посредине лба светится только один глаз; зубы у них бывают постоянно оскалены; наконец волосы у них взъерошены и торчат вверх, как щетина у свиньи. Такие непривлекательные на вид и злобные существа живут, по верованию крещеных татар, в банях и в дамах, почему-нибудь оставленных человеком. Чаще же всего пярей живут в банях-землянках, вырытых вдали от деревни. Поэтому крещеные боятся проходить, особенно вечером, мимо таких бань-землянок и домов; в этом случае крещеные боятся, чтобы живущий в таких местах пярей не обольстил их и не завел бы к себе. Вот что рассказывают крещеные о пярей.

Около одной деревни была баня-землянка. Всякий раз, когда вечером проходили мимо нее крещеные, то слышали, что в бане кто-то парится, или же видели, что из бани кто-то бросает камни. Видевшие все это крещеные говорили, что в этой бане живет очень много пярей и что потому в ней не следует париться вечером. Желая избавиться от пярей, крещеные разобрали эту баню и перестановили** ее на друге место.

Один знакомый крещенин так рассказывал мне о том, как он видел пярей: «Утром рано, говорил он, проходил я мимо бани-землянки, находившейся в стороне от деревни, и услышал, что в ней кто-то парится. Я подошел поближе к землянке и продолжал слышать хлестанье веником, но дыму и пару не замечал... Я удивился, испугался и только что хотел было отойти от бани, как оттуда выглянул какой-то человек, одетый в белую одежду, и стал звать меня к себе в баню, говоря: «Иди, попаримся !». Услыхавши такое приглашение, я отбежал от страху в сторону на некоторое расстояние, но вдруг остановился и встал, как вкопанный... Я почувствовал тогда, что не моту двинуться ни взад, ни вперед, и что пред глазами у меня все потемнело. Убедившись, что не могу сойти с места, я лег на траву и чувствовал, что мимо меня проходило много народу. Все дивились надо мною и говорили про себя: «Как бы не коснулся его пярей... напрасно он тут лежит!». Я чувствовал все это, но сказать им что-нибудь не мог, - у меня язык не ворочался. Пока я здесь лежал, обо мне встревожились мои домашние, начали искать меня и не могли найти. Один старик знал, что меня ищут домашние, случайно набрел на меня и отвел домой. Домашние поняли, что меня касался пярей и причинил мне беспамятство. Призвали ворожейку, которая поворожила надо мною и привела мня в сознание».

Еще одна крещенка рассказала мне следующее: «Однажды отец мой зашел в кабак, выпил там немного водки и пошел домой. На дороге ему встретился неизвестный человек и стал упрашивать его зайти в кабак, говоря: «Пойдем в первый попавшийся кабак и в выпьем!». Отец мои не согласился. Неизвестный человек сказал тогда: «Если не хочешь пить в этом кабаке, так пойдем в тот кабак, который стоит на овраre». Отец мой согласился, зашел в кабак и выпил водки по предложению незнакомца. Вышедши из кабака, они пошли далее и дошли до следующего кабака. Незнакомец схватил моего отца за подол, потащил его к кабаку и упрашивал, говоря: «Зайдем - выпьем и в этом кабаке)». Отец мой сказал тогда незнакомцу: «Отойди от меня! Ты — пярей!»... При этих словах отец мой перекрестился и сотворил молитву. Незнакомец тотчас после этого пропал. Отец мой, как ни был пьян, так напугался, что бегом прибежал домой...».

В одной крещенской деревне, не очень давно, цел был дом, в котором, по верованию крещеных, жили пярей. В этот дом никто из крещеных не решался войти. Крещеные рассказывали, что живущие в этом доме пярей начинали бросать камнями и кирпичами во всякого, кто пытался войти в дом. В этом доме будто бы несколько раз служили молебен, но пярей не унимались и продолжали по-прежнему бросать кирпичи и камни во всех проходящих. Непонятно после этого, как мог пойти в дом священник для служения молебна... Крещеные сознаются, впрочем, что пярей безобразничали в этом доме только по ночам: днем всегда бывало в доме спокойно. Не излишне также заметить, что дом этот выходил на улицу и с одной стороны граничил с переулком. Я думаю, что мнимым пярей очень удобно было по ночам влезать в дом и вылезать из него. Хозяину дома такие соображения в голову не приходили; он несколько лет совсем не жил в нем и, наконец, продал его русскому из другой отдаленной деревни. Не знаю, как живет теперь тот, кто купил дом с пярей у суеверного крещенина.

В селе Кулаеве Лаишевского уезда на горе, в стороне от села, стоит каменный хороший дом. В этом доме никто не живет, и крещеные говорят, что в этом доме живут пярей. Я много раз проезжал мимо этого дома и несколько раз даже от русских слышал, что в этом доме людям жить нельзя, так как в нем поселились черти. В прежнее время этот дом принадлежал русскому помещику, и тогда говорили, что в доме водятся черти; теперь этот дом принадлежит богачу-татарину, и также говорят, что черти не убрались из дома. Случалось, рассказывают крещеные, что при русском помещике в этом доме не раз служили молебны в продолжение целой ночи, но пярей и тогда не переставали бросать камни; точно также и мухаммеданин-владелец этого дома не раз заставлял читать в доме Коран для изгнания бесов, но пользы не было...

Кроме этого крещеные верят, что пярей бывают мужчины и женщины, молодые юноши и девушки и, наконец, - дети. Я сам знал такого мальчика, о котором говорили, что он был детеныщ-пярей. Он еще в малых летах часто один сиживал в землянке. На вид он был очень некрасивый; лицо у него было черное, голова продолговатая, глаза черные и большие, шея длинная и тонкая. Ходил он постоянно босиком. В объяснение такого странного вида этого мальчика крещеные говорили, что этот мальчик был дитя пярей, подложенное своими родителями - духами на место новорожденного дитяти крещенина, оставленного по рождению в бане-землянке без всякого присмотра. Этот мальчик ходил всегда с пеной на губах. Когда он играл на улице с товарищами, то, по окончании игры, всегда говорил: «Я пойду к своим», и уходил в землянку. Когда кто-нибудь встречался с этим мальчиком на дороге, то он всегда бросал во встречного человека камнем. Этот мальчик умер пятнадцати лет. Я знал одного крещенина и одного мухаммеданина, которые оба были далеко не в полном уме. О них крещеные говорили, что это - не простые люди, а одержимые бесом (пярейле***). Еще крещеные говорят: если какой-нибудь мужчина захворает, но боли не чувствует в себе, а сам постоянно твердит о девушках, то говорят, что около него находится девушка-пярей. Такой человек св. икону сам никогда не поцелует; его можно заставить только насильно приложиться к иконе. Если захворает женщина или девушка и также будет твердить о молодых людях, то говорят, что они очарованы молодым человеком из породы пярей (пярей жегете блян сатышкан****).

Одна жещина рассказывала мне, что одна крещенская девушка целых полгода жила в преступной связи с молодым пярей. Эта девушка держала себя очень скромно и никогда не выходила на улицу для игры с[о] своими подругами. Занимаясь своим домашним делом, эта девушка вдруг прекращала свои занятия и уходила на печку, если чувствовала, что к ней пришел молодой пярей. Побывши недолго на печне и повидавшись с[о] своим другом-пярей, девушка слезала с печи принималась за работу. Родственники этой девушки очень стыдились ее поведения и никому из посторонних не рассказывали. Наконец мать девушки, по совету одной грамотной крещенки, решилась сказать священнику, а священник приказал ей с молитвою на свою дочь надеть крест. Мать исполнила приказание священника, а дочь сорвала с шеи крест и отбросила его в сторону. Мать снова надела на свою дочь крест и не позволила ей сбрасывать его с себя. Пярей перестал тогда приходить к девушке, и она стaла по-прежнему здорова. Ее спрашивали потом - красив ли был тот молодой пярей, который к ней являлся. Девушка не могла дать на это определенного ответа и говорила, что являвшийся к ней пярей принимал на себя вид обыкновенного молодого человека. Подобное очарование от пярей, по верованию крещеных татар, может случиться и со всяким молодым человеком.

Крещеные верят также, что пярей может похитить у беременной женщины ребенка, прежде чем она родит его. Поэтому крещенки во время беременности очень остерегаются пярей. Они всячески стараются не оставаться на ночь в том доме, где нет других люден. Кроме того, каждая беременная женщина, когда ложится спать, кладет под голову себе нож, чтобы пярей не мог подойти к ней во время сна. Если же какой-нибудь беременной женщине придется ночевать в избе в отсутствие своего мужа, в таком случае она кладет себе под голову мужнину шапку, чтобы пярей подумал, что эта женщина не одна, а с мужем.

Новорожденного ребенка крещеные не оставляют одного в избе; в противном случае его, по их мнению, может похитить пярей, а на его место принести своего уродца, вроде того, о котором было сказано выше. Под подушку ребенку крещеные всегда подкладывают нож, в каком бы месте ни спал ребенок (в люльке или в другом месте) и когда бы ни спал (ночью или днем). Нож, находящийся в головах у спящего ребенка, охраняет его от влияния пярей Если ребенок спит с матерью и во время сна откатится от нее в сторону или упадет на пол, то крещеные говорят, что его столкнул с кровати пярей. Когда мать проснется и найдет своего ребенка, то говорит: «Хорошо еще, что вовремя проснулась... Иначе бы пярей унес его к себе».

Воспитываясь в таких представлениях о действиях пярей, крещеные татары все вообще их боятся. Если кому-нибудь из крещеных придется посидеть для отдыха на дороге или на улице, то, вставая со своего сиденья, они, обыкновенно, плюют на него для того, чтобы не коснулся их пярей. Однажды я со своим младшим братом пошел в лес. Там, в одном месте, мы посидели немного и собрались идти назад. Брат мой прежде меня встал с места и начал плевать на землю, а я (в то время уже учившийся в школе) встал и без плевания отошел в сторону. Брат мой заметил это, испуганно удивился и стал говорить мне: «Ты что же не поплевал на свое место! Ступай, поплюй, - а то, ведь, тебя коснется пярей!». Но я не послушanся брата и старался внушать ему самому уверенность в бессилии пярей над нами - христианами.

В заключение я расскажу еще один странный случай, о котором мне рассказывали крещеные. Семнадцатилетняя девушка зимою пошла вместе с[о] своими родственницами в баню. Попарившись, она вышла в предбанник отдохнуть. Здесь обольстили ее пярей и увели с собой на находящиеся за селом гумна. Родственницы очарованной девушки вышли из бани и, не найдя ее дома, очень перепугались и отправились искать ее в окрестностях села. Они нашли ее на гумне уже ночью, когда начали кричать петухи. Когда спрашивали ее, зачем она упала на гумно, она отвечала: «Меня увели туда пярей, и я гуляла с ними там, на свадьбе; если бы вы меня не отыскали, то и я вышла бы замуж за какого-нибудь пярей». В таком случае эта девушка превратилась бы в пярей.

Рассказанный случай происходил зимою, во время святок. Крещеные говорят, что с наступлением святок все пярей срываются с цепей, к которым они бывают привязаны, и ходят по земле в очень большом количестве. Как только святки окончатся, пярей снова надевают на себя кандалы. Во время святок крещеные боятся встречи с многочисленными пярей, а особенно боятся они в это время встречи с Албасты.

*Пәри.

**То есть переставили.

***Пәриле

****Пәри егете белән саташкан.

Источник: Максимов С. Остатки язычества в современных верованиях крещеных татар Казанской губернии. - Казань: Типография Императорского ун-та, 1876. - С.1-30.

Из книги «Религиозный синкретизм и традиционная обрядность татар-кряшен Волго-Уралья (XIX – начало XX в.). Сборник материалов и документов / авторы-составители: Х.З.Багаутдинова, Р.Р.Исхаков. - Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; Изд-во «ЯЗ», 2015. - 324 с.

Первая часть: "Об отношении кряшен к Богу-деду"

Вторая часть: "Об отношении кряшен к домовому"

Третья часть: "Об отношении кряшен к сарайнику"

Четвёртая часть: "Об отношении кряшен к водяному"

Пятая часть: "Об отношении к хозяину леса"

Шестая часть: "Об отношении кряшен к шюрале"

Продолжение следует

Галерея

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев