Туганайлар

Татарстан

18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Поминовение умерших села Крещеные Казыли сто лет назад

Из этнографических записок слушательницы младшей подготовительной группы Марии Петровны Касимовой от 3 октября 1921 г. (с. Крещеные Казыли [Верхние] Казыльской вол. Лаишевского кантона ТАССР).

По мнению кряшен, смерть телесная не прекращает связи человека с настоящим миром. Представляя себе, что человек и после смерти продолжает жить чувственной жизнью, они воображают, что мертвецы, в случае голода на том свете, приходят в здешний мир для утоления голода и жажды. Живые родственники непременно обязаны готовить для них съестное и пиво, а иначе пришельцы с того света накажут их болью в животе и ломотою в пояснице. На основании сего понятия у кряшен все обряды погребения и поминовения усопших направлены к мнимому удовольствию мертвецов и прекращению их вредных посещений. Так, когда умирает кряшен, тотчас по прекращении дыхания его кладут, как следует, протягивают ноги, как следует, чтобы ноги не остались так, когда он выпустил дух. В течение нескольких минут лежит покойник так, а потом нагревают воду и обмывают его. Когда обмывают его, не велят ронять слезы на его тело. После того, как обмоют, облачают на него все, что он велел. Надевают ту рубашку, которую он велел. А в это время на дворе делают гроб, а дома вся семья плачет. Потом, как сделают гроб, приглашают священника и [умершего] кладут в гроб. В [гроб] кладут деньги медные, например, копейку, две и так далее. Потом идут рыть могилу. После того, как выроют, один остается на кладбище и стоит у могилы до сих пор, пока не привезут покойника. А другие идут домой и говорят, что могила готова. Потом покойника несут в церковь отпевать. В это время дома топят печку, стряпают так называемый төче белен и говорят таба исе чыгару. Другие моют пол, некоторые топят баню и, как кончат все дела, едят, пьют. Потом, как только придут из кладбища, те|, которые ушли хоронить, посылают в баню. А в это время дома готовят суп с мясом, жаркое и кашу. До трех дней, говорят, что душа покойника остается на том месте, где он умер. Поминовения умерших у кряшен разделяются: на годовые; бывающие в октябре; [бывающие] в конце Страстной недели. Первые и вторые совершаются в домах, а последние — на кладбищах. [Бывают] и временные поминовения, из коих одни совершаются в первый день, по погребении, другие — в девятый, в домах, и сороковой — на кладбище. А другие — по особенным случаям. Поминки в домах совершаются следующим образом: по изготовлении пищи собирают гостей. Кто-либо из своих, либо кто-нибудь другой едут на лошади на кладбище и говорят, что едут за покойником. А дома в это время ждут, когда приедут из кладбища, а как только увидят, что едут, выходят встречать. Для него бывает особое место. Туда кладут ту же пищу, которую едят сами. Ставят в стакане пиво. И после, как наедятся, провожают со свечой. Выходят три ли, четыре ли человека. А остаток от свечи собирают вместе и суют куда-нибудь в щель. После, как зайдут в дом, расходятся все гости. А у некоторых угощают гостей и после.

Источник: НА ЧГИГН. Отд. І. Фонд Н. В. Никольского. Ед. хр. 315. Л. 125-126.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев