Туганайлар

Татарстан

18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Почему Малый Багряж по-другому называют «Никкучтем»?

Исследовательская работа cтаршего научного сотрудника МБУК «Заинский краеведческий музей» Светланы Долговой, подготовленная в рамках республиканской научно-практической конференции «Родовое древо».

Село Верхний Багряж Заинского района Республики Татарстан было основано на рубеже XVII–XVIII века после сооружения Закамской оборонительной черты в 1652–1656 гг. По данным Миха- ила Тукранова, в 1716 г. в Верхнем Багряже тогда называвшемся Чувай, проживало 18 человек (6 семей). В это время и сам Чувай только начал формироваться. Формирование данного населенного пункта и прирост населения можно отследить по таблице.

В Заинском краеведческом музее хранится ксерокопия списка населенных мест Мензелинского уезда Уфимской губернии Рос- сийской империи за 1877 г. В нем указано, что в Верхнем Багряше (Чувай-Багряж) при речке Багряше и Чувае – 73 двора, в которых проживало 208 лиц мужского и 247 женского пола. В Заинской энциклопедии Владимира Малахова написано: «Накануне революции 1917 года в селе насчитывалось 188 хозяйств с населением 1225

Формирование и прирост населения с. Верхний Багряж Заинского района Республики Татарстан

Год

Хозяйства

Мужчины

Женщины

1716

6

18

1719

 

27

1748

 

54

 

1795

 

135 душ обоего пола

1811

107

1834

42

218 душ обоего пола

1858

 

390 душ обоего пола

1870

 

Всего 455 человек

1877

73

208

247

1884

95

669 душ обоего пола человек

1897

 

903 душ обоего пола человек

1912-1913

188

1225 душ обоего пола человек

человек. Им принадлежало 1404 десятины земли, в среднем по 7,4 десятины на каждую землю. По подворной переписи 1912-1913 года из 188 хозяйств – 17 были безлошадные, 153 – одно, двухло- шадные, 18 хозяйств имели по три и более рабочих лошадей». Кроме этого, по данным Михаила Тукранова, было зарегистрировано 1704 голов крупнорогатого и прочего скота, 382 пчелосемьи. Село состояло из десяти улиц, работало 5 частных магазинов и 1 кабак. Были две водяные мельницы.

Необходимо сделать небольшое отступление и вспомнить о Столыпинской реформе. Указ от 9 ноября 1906 г. внес кардиналь- ные перемены в отношении собственности, все крестьяне получи- ли право выхода из общины, которая в этом случае выделяла землю для закрепления в личную собственность. Это была так называемая неудобная земля – болота, пески, овраги, водомоины, проселочные и почтовые дороги. При небольших усилиях значительную часть этих территорий можно было облагородить и пустить в сельско-хозяйственный оборот. В книге Владимира Ермакова «История Набережных Челнов и региона Восточного Закамья» написано: 

«Отрезки в удельных селениях Мензелинского уезда были незначительными (3,4% или 678 десятин) и были гораздо меньшими, чем в целом по Уфимской губернии (15,4% или 18634 десятины). В целом к 1913 году в Мензелинском уезде переселились на хутора 158 крестьянских хозяйств, из них в Заинской волости 16 хозяйств».

Увеличение населения в селе, появление «столыпинских деревень» в окрестностях привело к выходу части хозяйств из с. Верхний Багряж. Этому способствовал и тот факт, что в с.Верхний Багряж из 37 хозяйств (построенных новой семьей и выделенных из основного дома) посевных земель не было, семьям необходимо было осваивать новые земли для отвода посевных земель. Так как земли вокруг Верхнего Багряжа были освоены, то в стороне, за лесом, стали выделяться пустующие земли. Поскольку эти посевные земли были далеки от деревни, чтобы быть ближе к своим землям, несколько крестьянских хозяйств отделились от села и основали небольшой выселок Кибектем. В 2020 г. на сайте газеты «Туганай- лар» вышла статья Михаила Тукранова о данном поселении.

Топоним Кибектем не имеет названия, можно его перевести как «пересохло», так как поселение находилось на каменистой земле где не было водных источников. Выселок располагался на юге от Верхнего Багряжа, в 3–3,5 км за обширным лесом, по соседству с дер. Натальевкой, расположенной у истоков реки Налимки. Год основания неизвестен, основателями были крестьянские хозяйства, выделившиеся из Верхне-Багряжского. В 1925-1926 гг. в Кибеткем переехали Емельянов Андрей Емельянович с Тимофеевым (Захаро- вым) Филимоном Петровичем. По данным М. Тукранова, в Кибек- теме на 1926 г. значилось 8 хозяйств.

В годы Великой Отечественной войны погибли и пропали без вести:

Емельянов Андрей Емельянович, 1899 г.р. Погиб в бою. Тимофеев Архип Петрович, 1904 г.р. Был сапером в 33-й инженерной бригаде. Погиб от взрыва мины 1 июня 1943 г. при зачистке дер. Ламки в Можайском районе Московской области. Похоронен в коллективной могиле в с. Семеновка того же района.

Михайлов Ион Михайлович, 1906 г.р. Погиб в бою. Тимофеев Филимон Петрович, 1901 г.р. Погиб в бою. Иванов Иван Аркадьевич. Погиб в бою. Муханов Андрей Емельянович, 1926 г.р.

Их имена были включены в список уроженцев Верхнего Багряжа, погибших и пропавших без вести в годы ВОВ, светлая им па- мять. 16 ноября 2020 г. была совершена поездка в Верхний Багряж по сбору информации о забытых поселениях. Уроженка села Верх- ний Багряж Евдокия Константиновна Гончарова, 1936 г.р., расска- зала об эвакуированном с Украины мужчине, он проживал в Натальевке, а работал в конторе 3-й базы Лякинского лесничества. Он был похоронен на Кибеткемском кладбище, позже приезжали его близкие, чтобы отыскать могилу. В 1990-е гг. на кладбище было около 14 сохранившихся надгробных крестов.

Внук Муханова Е.П., Меньшиков Михаил Федотович, проживающий в Верхнем Багряже, говорит, что от кладбища ничего не осталось. В его семейном архиве находятся фотографии бабушки и матери, живших когда-то в Кибектеме, жива и его тетя Раиса Емельяновна, 1941 г.р., она проживает сейчас в г. Набережные Челны. Большакова Фекла, 1923 г.р., проживающая в старой части Заинска, рассказала о том, что в Кибектеме было около 6 домов, по- середине стоял колодец. Исходя из всех собранных данных, можно сделать вывод, что поселение существовало недолго, и в 1940-х гг. люди вернулись в Верхний Багряж.

Настоящим сказочным лесом казался кордон – 3-я база Лякин- ского лесничества, расположенная на границе Заинского района в сторону Сарманово, относящаяся к Верхнему Багряжу. 10 домо- хозяйств, огороженных самодельными плетнями, окружал густой лес, который разделяла шоссейная дорога. Первыми поселенцами кордона стала семьи Измайловых и Зарифуллиных (из Верхних Лу- зей). В годы Великой Отечественной войны базу возглавил 51-лет- ний Тазов Яков Алексеевич из с. Ляки. В то время выполняли пла- ны по изготовлению телег, веников, коромысел, лаптей, ручек для топоров и лопат. Для рабочих давали паек, кроме муки иногда да- вали пряники и конфеты.

С близлежащих сел – Верхнего Багряжа, Онбии, Чубуклов, Ка- бан-Бастрыка уехали на кордон Рачковы, Гончаровы, Винокуровы, Андрияновы, Герасимовы, Портновы, Усмановы. Мой дед, Миро- нов Михаил Михайлович, из Верхнего Багряжа переехал на кор- дон в 1958 г. так неожиданно, что вернувшийся домой с работы 17-летний сын узнал о том, что его семья съехала. Одной из причин переезда людей на лесную базу являлась стабильная зарплата, в от- личие от колхозных трудодней. Население относилось к Верхебагряжскому сельскому поселению, к округу № 1 и, исследуя списки депутатов в первой графе, можно увидеть жителей 3-й базы, это – Зарифуллин Гильмулла Зарифуллович, 1909 г.р., рабочий Лякин- ского лесничества, Артемьев Мирон Прокопьевич, 1937 г.р., по- мощник лесников Лякинского лесничества, Портнов Иван Артемь- евич. В середине прошлого века в кордоне находились контора, мастерская и магазин, открытый в 1957 г. Часть женщин работала счетоводами, учетчицами, а мужчины устраивались в Лякинское лесничество. Занимались пчеловодством, изготовлением веников, посадкой и вырубкой лесных участков. На базе заготавливали иву, в изобилии здесь растущую, которая использовалась в производ- стве черной краски и получения целлюлозы. В осенне-зимний пе- риод мужчины изготавливали телеги и колеса, в кордоне была мас- терская. Особенным занятием «лесных жителей» была подготовка угля для кузниц. Выкапывались небольшие ямы цилиндрической формы, где разводили костер, закладывая постепенно дрова. И так до тех пор, пока яма не заполнится доверху. После это место при- сыпали землей и травой на два дня до полного остывания угля.

В Заинском архиве, в документах Верхне-Багряжского сельсовета хранятся постановления о ходатайстве в Заинский райисполком о присвоении звания «Мать-героиня» Зарифуллиной Тагзиме Хай- даровне, имеющей 7 детей; статуса многодетной матери Портно- вой Анне Александровне, имеющей 4 детей, Усмановой Екатерине Сергеевне, имеющей 3 детей. Все дети учились в Верхне-Багряж- ской школе, находившейся в 3 км от кордона. Пройдет несколько лет, и контора лесной базы № 3 переедет в Пробуждение, чуть поз- же в село Петровский завод. На кордоне останется лишь несколько жилых домов.

В 1987 г. вышло Постановление Совета Министров ТАССР от 26 марта 1987 г. за номером 135 «Об организации Багряжского го- сударственного заказника, охотничьих хозяйств «Богатые Сабы» и «Динамо» и продлении срока действия Теньковского государственного заказника», где говорится следующее:

«Совет Министров Татарской АССР постановляет:

  1. Принять предложение Государственной охотничьей инспек- ции при Совете Министров ТАССР об организации сроком на 10 лет Багряжского государственного заказника на территории Заинс- кого района и охотничьих хозяйств «Богатые Сабы» и «Динамо» на территории Сабинского района в границах согласно приложениям№№ 1 и 2. Из указанных охотничьих хозяйств первое закрепить за Татарским республиканским обществом охотников и рыболовов и второе – за Татарским республиканским советом «Динамо».
  2. Продлить на очередной 10-летний период срок действия Теньковского государственного заказника.

Председатель Совета Министров Татарской АССР М.Ш. Шаймиев
Управляющий делами Совета Министров ТАССР
Н.Ф. Козарь»

В охотоугодия войдут многие территории, в том числе и 25, 28 (часть), 29, 30 кварталы Лякинского лесничества площадью 3111 гектаров. Этот документ круто изменит жизнь жителей кордона. Закроется магазин, люди начнут переезжать в Старый Заинск. В октябре 1989 г. переедут Мироновы, последней семьей, покинувшей кордон в ноябре 1989 г., станут Усмановы. На опустевших дворах посадят сосны, проезжающим людям, казалось бы, ничто не напомнит об этом поселении, но уцелеет родник недалеко от кордона. Установит крест у родника Иван Михайлович Миронов, освятит родник батюшка Александр Расторгуев, позже к источни- ку подтянутся и нефтяники, которые облагородят подъезд к нему, поставят беседку.

В 2015 г. в районных газетах была опубликована статья «Лесной кордон» Светланы Долговой, а вскоре в газете «Туганайлар» Галина Камышева (Портнова) опубликовала следующее стихотворение, посвященное родным местам.

Изге чишмә

Аксыл томаннарга уралып,
Балачагым калды урманда.
Олы юлга сыенып утырган
Жиде хуҗалыклы кардонда.

Йортлар аз, балалар ишле иде,
ыйнаулашып бергә уйнадык.
Компьютер да, телевизор да юк,
Туйганчы саф һава суладык.

Уйнап кына түгел, эшләп үстек,
Тәгәрәп җиләк җыйдык болында.
Печән чаптык, җырлап көтү көттек –
Оҗмах җире булган бит монда.

Урман балалары таралышты,
Картлар гына калды өелеп.
Яшисе иде бит рәхәтләнеп,
Ходай биргәненә сөенеп.

Кайдан килде бу «акыллы башлар»?
Көйләнгән тормышны җимереп,
Күчереп куйдылар авылыбызны,
Урман елап калды үкереп.

Озак торды сыкрап, моңаеп,
Безнең очның кое сиртмәсе.
Түзмәде шул, ауды, калды бары
Юл буенда аккан чишмәсе.

Тәнгә сихәт, йөрәккә дәрт алып,
Арган юлчы суын эчкәндер.
Еллар үтеп, караучысыз калгач,
Ташландык хәленә төшкәндер.

Туган җирне сагынып тагын кайткач,
Шаккаттым, искиткеч вакыйга –
Чишмәбезне яңартып куйганнар!
Бу бит күктән иңгән могҗиза!

Гади генә түгел – Изге чишмә!
Һәйкәл кебек күркәм, мәһабәт!
Шушы матурлыкка хәйран калып,
Мактау җырлый бөтен табигать.

Мин дә рәхмәт укыйм бер Ходайга,
Игелекле затлар булганга.
Изге эштә көчен кызганмаган
Иманлы зат күршем Иванга.

Кардондагы газиз нигезләргә
Яшь наратлар үскән тезелеп…
Чишмә суы баса сагышларны
Җанны дәвалап китәм, терелеп.

Казалось, о 3-й базе Лякинского лесничества собрано много ма- териалов, тем не менее, 11 ноября 2020 г. Валентина Чибишева (в девичестве Портнова) передала новые фотографии, сделанные в 60–80-е гг. прошлого столетия. Это не только увеличило музейный фонд, но и позволило наметить новые пути поиска.

После публикации о кордоне, ко мне обратился Борисов Николай Иванович, уроженец пос. Малый Багряж или, как его по-другому называют, Никкучтем. В Заинской энциклопедии Владимира Малахова написано: «Малый Багряж – поселок Багряжского сельского совета, был расположен у истоков ручья Малой Багряжки, в 9 км от ж.д. стан- ции Заинск, в 69 км от пристани Наб. Челны. Основан в начале 20-х гг. XX в. выходцами из с. Верхний Багряж (около 30 семей) по причи- не малоземелья. На новом месте поселенцам выделили часть земель бывшего помещика В.В. Молостова. Условия для проживания были не из лучших: на горе и маловодье. Вскоре в народе Мал. Багряж стали называть «Ник Кустюм», что значит – «зачем переселился?». На- звание прочно вошло в обиход жителей Заинского района».

Одним из «пионеров» в освоении земли стал кузнец Муханов Архип. Он попробовал обосноваться на новом месте, но после того как вспахал и засеял каменистую землю, произнес: «Бөтен җирдә тау да таш, әйдә кайтык алаша (лошадь)». Вскоре он с Матрушиным Иваном переехал обратно в Верхний Багряж. Тем не менее, около 30 семей с Верхнего Багряжа обосновались на новом мес-те, среди них были Тарасов Яков, Лысманов Семен, Салашов Ион, Большаков Георгий, Кустовский Евстафий, Борисов Михаил, Гри- горьев Демьян, Муханов Афанасий, Урамов Василий, Носов Игна- тий, Тарасов Мануил, Степанов Василий. В поселке был организо- ван колхоз «Октябрь». Длительное время его возглавлял Лысманов Семен, за ним даже закрепилось прозвище «вечный председатель». В колхозе было почти сто лошадей, пасека на 130 семей, крупноро- гатый скот, овцы, кролики и т.д.

Страшным потрясением для небольшого поселка стала Великая Отечественная война, домой не вернулись: Большаков Георгий, Большаков Филипп, Григорьев Селивестор, Елизаров Гурий, Кустовский Евстафий, Лысманов Филипп, Матвеев Кирилл, Матрушин Макар, Михайлов Яков, Муханов Петр, Никитин Федор, Салашов Ион, Степанов Афанасий, Тарасов Яков, Трофимов Иосиф, Урамов Федор, Федоров Емельян, Григорьев Николай.

Их имена были включены в список уроженцев Верхнего Баг- ряжа, погибших и пропавших без вести в годы ВОВ, светлая им память

В послевоенное время (июль 1950 г.), в связи с укрупнением колхозов, произошло объединение трех сельхозартелей: «8 марта», им. Вахитова (Сарсаз-Багряж) и «Октябрь» (Мал. Багряж) в одно хозяйство, назвав его им. Вахитова. Депутатом Сарсаз Багряжского сельсовета от Малого Багряжа был избран учитель Муханов Гаврил Николаевич. До сих пор бывшие ученики помнят его и Григорьеву Феклу, следившую за школьным уютом. Недалеко от школы был клуб, где часто крутили кино за пять копеек. За клубом росла черемуха, да и много ее было в этих местах, и однажды один умник предложил, чтобы не ломали ветки и не рвали их, обмазать деревья битумом. Так и высохли деревья за клубом. Из праздников люди ждали святки, Пасху, сабантуй, да и на «дунгыз ашы» (свиной суп) собиралась вся округа.

В 1962 г. первым переехал в Заинск Григорьев Иван, перед тем как его дочери пришлось пойти в первый класс. На это время в Ма- лом Багряже было 32 двора, имелись клуб, начальная школа и 370 гектаров пахотной земли. Жители поселка стали разъезжаться с 1964 г. Жители Малого Багряжа начнут переезжать в Заинск, а пос- ледняя семья покинет эти обжитые места в 1970 г. Многие из них поселились на улице Полевой в Заинске-2. Более того, на сегодняшний день они вместе следят и за сельским кладбищем, которое поражает своей чистотой и ухоженностью. Дружные односельчане до сих пор поддерживают связь между собой, видятся они обычно на Симет (родительская перед Троицей).

Дома у многих хранятся редкие фотографии, которые открыва- ют счастливый мир. Дома, покрытые соломенной крышей, заросли черемухи, небольшая школа, детский смех, сбор камней с колхоз- ных полей – ушли в небытие, но осталась память. Нельзя не вспом- нить и о знаменитых уроженцах – братьях Григорьевых: Вениа- мине Демьяновиче (1932–2005), Герое Социалистического Труда, директоре Казанского завода резиновых технических изделий и Николае Демьяновиче – кандидате филологических наук, доценте Елабужского педагогического института, имена которых увековечены в книге «Знаменитые люди Заинского района». В 2018 г. мы посетили семьи Урамовых, Тарасовых, Мухановых, Борисовых, Носова Тимофея Моисеевича и Григорьева Ивана Селиверстовича. Два старожила стали последними в списке односельчан, с которы- ми мы встретились в 2018 г. Были собраны фотографии, изучена местность, собраны списки жителей.

В заключение отмечу, что эти поселения, созданные в начале XX в., исчезли из-за следующих факторов: последствий Великой Отечественной войны, урбанизации, сокращения агропромышленного комплекса. Время безжалостно стирает деревни, сёла, посёлки и не только с карты района, но и из нашей памяти. Люди уносят с собой воспоминания, свою жизнь, но еще есть шанс узнать об этом. Дети исчезнувших деревень могут сохранить память о прошлом и нужно их искать, пока им еще есть что рассказать.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев