Туганайлар

Татарстан

18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

«Иски аул» тарихы яки Бурятия керәшеннәре турында

1999 елны (30 июнь) «Керәшен сүзе» газетасында басылган бу хатны укытучы Ф. Фомина туган төбәк тарихын өйрәнүче карендәшебез Дамир Васильевка юллаган булган. Ә Дамир Михайлович аны «Керәшен сүзе» редакциясенә тапшырган.

«Действительно, в 42 км. от железнодорожной станции Залари расположено село Хареты, в котором сейчас проживают русские, буряты, татары. 

Старшее поколение называют себя кряшенами, знают и говроят на татарском языке, поют кряшенские песни, соблюдают свои кряшенские обряды, обычаи. Примерно, до 60-х годов проводили свадьбы по-кряшенски (они отличаются от русских и, естественно, татарских).

Но сейчас все изменилось. Среднее и молодое поколение обрусели: плохо знают или совсем не знают языка (особенно молодые), не знают обычаев, традиций, не поют песен. Молодые считают своим родным языком — русский. Этому способствовало все: и обучение в школе, и общение (окружение разнонациональное), и смешанные браки с русскими и бурятами.

Самые распространенные фамилии кряшен — это Николаевы, Фроловы, Табанаковы, Антиповы, Кудряшовы, Рыцевы, Васильевы.

Первые кряшены приехали сюда в 1912-1913 годах в поисках лучших земель. Родом они были из Умира, Илика, Сарашлы Бакалинского района. Их было 19 семей. Вот некоторые из них: Осип Николаев с сыновьями; Егор Табанаков, 5 его сыновей и дочь; Василий Фролович Фролов с братом Федором и другие. Несколько семей уехали обратно: причины — тоска по родным местам, суровый климат, чуждый народ и т. д.

Коренное население — буряты — встретили их враждебно. Поэтому им пришлось посетиться в 3-4 км. от Харета (тогда это был бурятский улуз). Жили в первые год-два в землянках, потом построили деревянные избы. Сейчас это урочище, бывшее селение, носит название «Иски Аул». Так же в первые годы жизни им здесь не резрешили даже хоронить своих покойников. Для этого они ездили в Нукуты, в 12-15 км., там была небольшая церковь. Там же крестили и совершали другие религиозные обряды.

Район здесь лесостепной, но в степи им земли не давали, поэтому они корчевали густой лес и на этих небольших участках обрабатывали землю, сеяли пшеницу, просо, картофель.

Постепенно враждебность исчезла. Буряты (богатые) стали нанимать кряшен на сезонн е работы, хорошо платили им зерном, мясом.
Сдружились, стали общаться, разрешили им пересилиться в Хареты.

Улица, на которой они поселились, и сейчас называется Волжинской. В 30-х годах организовали свой колхоз «Красная Волга». В 1936 году произошло слияние двух колхозов (татарского и бурятского). Общий был назван именем Калинина. Затем в 60-х годах реорганизован и переименован в совхоз «Харетский».

Сейчас всего 321 двор. Из них татарских 49 дворов. Цифра эта примерная.

Округ называется Усть-Ордынский Бурятский автономный округ.

Кряшены только в Харетах (во всяком случае мне неизвестна иная информация, я интересовалась. Татары (мусульмане) есть и в Нуктуском и в других районных округах. Есть целые татарские деревни, например, Новоселово, Шаховск (но не кряшенские).

Флора ФОМИНА.
Иркутская область, Нукутский район, с. Хареты.»

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Оставляйте реакции

4

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев