«Иски аул» тарихы яки Бурятия керәшеннәре турында
1999 елны (30 июнь) «Керәшен сүзе» газетасында басылган бу хатны укытучы Ф. Фомина туган төбәк тарихын өйрәнүче карендәшебез Дамир Васильевка юллаган булган. Ә Дамир Михайлович аны «Керәшен сүзе» редакциясенә тапшырган.
«Действительно, в 42 км. от железнодорожной станции Залари расположено село Хареты, в котором сейчас проживают русские, буряты, татары.
Старшее поколение называют себя кряшенами, знают и говроят на татарском языке, поют кряшенские песни, соблюдают свои кряшенские обряды, обычаи. Примерно, до 60-х годов проводили свадьбы по-кряшенски (они отличаются от русских и, естественно, татарских).
Но сейчас все изменилось. Среднее и молодое поколение обрусели: плохо знают или совсем не знают языка (особенно молодые), не знают обычаев, традиций, не поют песен. Молодые считают своим родным языком — русский. Этому способствовало все: и обучение в школе, и общение (окружение разнонациональное), и смешанные браки с русскими и бурятами.
Самые распространенные фамилии кряшен — это Николаевы, Фроловы, Табанаковы, Антиповы, Кудряшовы, Рыцевы, Васильевы.
Первые кряшены приехали сюда в 1912-1913 годах в поисках лучших земель. Родом они были из Умира, Илика, Сарашлы Бакалинского района. Их было 19 семей. Вот некоторые из них: Осип Николаев с сыновьями; Егор Табанаков, 5 его сыновей и дочь; Василий Фролович Фролов с братом Федором и другие. Несколько семей уехали обратно: причины — тоска по родным местам, суровый климат, чуждый народ и т. д.
Коренное население — буряты — встретили их враждебно. Поэтому им пришлось посетиться в 3-4 км. от Харета (тогда это был бурятский улуз). Жили в первые год-два в землянках, потом построили деревянные избы. Сейчас это урочище, бывшее селение, носит название «Иски Аул». Так же в первые годы жизни им здесь не резрешили даже хоронить своих покойников. Для этого они ездили в Нукуты, в 12-15 км., там была небольшая церковь. Там же крестили и совершали другие религиозные обряды.
Район здесь лесостепной, но в степи им земли не давали, поэтому они корчевали густой лес и на этих небольших участках обрабатывали землю, сеяли пшеницу, просо, картофель.
Постепенно враждебность исчезла. Буряты (богатые) стали нанимать кряшен на сезонн е работы, хорошо платили им зерном, мясом.
Сдружились, стали общаться, разрешили им пересилиться в Хареты.
Улица, на которой они поселились, и сейчас называется Волжинской. В 30-х годах организовали свой колхоз «Красная Волга». В 1936 году произошло слияние двух колхозов (татарского и бурятского). Общий был назван именем Калинина. Затем в 60-х годах реорганизован и переименован в совхоз «Харетский».
Сейчас всего 321 двор. Из них татарских 49 дворов. Цифра эта примерная.
Округ называется Усть-Ордынский Бурятский автономный округ.
Кряшены только в Харетах (во всяком случае мне неизвестна иная информация, я интересовалась. Татары (мусульмане) есть и в Нуктуском и в других районных округах. Есть целые татарские деревни, например, Новоселово, Шаховск (но не кряшенские).
Флора ФОМИНА.
Иркутская область, Нукутский район, с. Хареты.»
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Нет комментариев