Туганайлар

Взгляд на кряшен глазами англичанина

В начале года в англоязычной газете "Kazan Herald" (Казанский Вестник) была опубликована статья о кряшенах под названием "Чужие среди друзей: кряшены Казани". Статья представляет собой взгляд на кряшен со стороны - своего рода вольный очерк о современном положении кряшен в многонациональном Татарстане. Автор статьи - 21-летний Максим Эдвардс - студент...

- Максим, почему для стажировки ты выбрал именно Россию?
- Я приехал в Россию, чтобы улучшить свои знания по русскому языку. Наш университет отправляет своих студентов, изучающих иностранные языки, стажироваться на один учебный год. Так как я изучаю немецкий и русский языки, то у меня был выбор: поехать в Германию или в Россию. Я выбрал Россию. Мой выбор обусловлен тем, что в Германию, как гражданин Евросоюза, я могу поехать в любое время. Получить туристическую визу в Россию - это значит иметь право на пребывание только в одном городе, а у меня виза учебная. Она позволяет путешествовать по всей стране. Я побывал уже во многих городах: в Нижнем Новгороде, Волгограде, Чебоксарах, Йошкар-Оле, Ижевске, мне очень понравилось в Элисте, теперь собираюсь посетить Кисловодск, Пятигорск, Архыз, и Нальчик! Получить визу для обучения в России, тем более для англичанина - это большое дело. Я счастлив, что мне это удалось!
Было время, когда мы с семьей жили в Латвии, и тогда в международной школе мне приходилось как обязательный изучать латышский язык, но уже тогда я понял, что он не является языком мирового значения, как русский. Уже со школы начал знакомство с русской культурой и литературой.

- В Татарстане оказался случайно или город выбрал сам?
- Я решил учиться именно в Казани потому, что меня интересуют народы России, и я надеюсь узнать много интересного о политике вашей страны в отношении своих этнических меньшинств. Татарстан - очень интересный в этом плане регион. Российское общество является более патриотичным и националистичным, чем в Западной Европе. После учёбы я собираюсь стать журналистом, а тут в Казани я стал одним из редакторов газеты "Kazan Herald". Вот уже три месяца занимаюсь журналистикой в России - веду колонку, где освещаю межэтнические проблемы. Я пробуду здесь до конца июля, все это время буду наблюдать и изучать культуру России, историю народов вашей страны.
Я очень рад, что попал в Казань. Предполагал, что это будет тихий провинциальный город. А это оказался современный город, где жизнь кипит, много международных компаний и фирм, много приезжих, чувствуется, что народ тянется сюда.

Максим Эдвардс хочет больше узнать об этнических меньшинствах в России


- Как ты узнал про кряшен?
- Это необычная история. Друг татарин рассказывал мне, что в Татарстане есть один народ, что-то вроде евреев. Я сам еврей, поэтому его слова меня очень заинтриговали. Позже я нашёл кряшенскую церковь в Казани, прочитал статьи о них. Единственное сходство, которое я нашёл, состоит в том, что кряшены и евреи, к сожалению, не очень признаны в истории. Чем больше я узнаю о кряшенах, тем больше понимаю, что очень простая история татарского народа, принятая в обществе, не совсем справедлива. На самом деле история гораздо сложнее, чем некоторые люди хотят признавать. Я думаю, что существование кряшен очень неудобно для людей с крайне националистическим взглядом на историю возникновения татар. В Татарстане все спорят о кряшенах. Я считаю, что пора прекратить спор, это выбор самого человека, и никто на него не должен влиять. Также я вижу, что государство недостаточно поддерживает кряшен. Я пришел к выводу, что живя в городе, нельзя увидеть истинную культуру не то что кряшен, но и татар и русских. Поэтому я бы с удовольствием посетил кряшенские деревни, послушал бы кряшенский фольклор, к сожалению, у нас в Европе фольклор стоит на грани исчезновения.


- Откуда ты черпал информацию о кряшенах?
- В этом вопросе я столкнулся с проблемой: о кряшенах оказалось очень мало информации. В Казани у них нет своего музея, поэтому тот, кто хочет самостоятельно узнать о кряшенах, не может этого сделать. Я был удивлен и тем, что на Тихвинской церкви нет никакой надписи, где было бы обозначено, что это кряшенский приход. По большей части информацию о кряшенах я узнавал от друзей. Искал кряшен среди молодежи, знакомился с ними, общался с некоторыми исследователями кряшенского вопроса. Замечу, что моей целью не является научное описание или изучение истории татарского и других народов. Я хочу, чтобы любой иностранец, как я, смог найти доступную и простую информацию в виде небольших статей о малых народах России, особенно таких уникальных, как кряшены. Я сам видел лишь несколько материалов о кряшенах на английском языке. В основном - это тяжелые для восприятия научные диссертации. Простые люди, особенно иностранцы, которые не знают русский язык, никогда не смогут достаточно узнать о кряшенах. Именно поэтому я опубликовал свою статью "Чужие среди друзей: кряшены Казани" в газете "Kazan Herald".


- Почему твоя статья называется "Чужие среди друзей"?
- Кряшены оказались в непростой ситуации. Их выживание после столкновения цивилизаций в далеком XVI веке - удивительная история в этнографическом прошлом России. От татар кряшены унаследовали язык, а от русских - религию. У них есть два друга - русские и татары, но сами ни те и не другие.


- Что удивило тебя в кряшенской теме?
- Очень удивил значок со словом "Алла анасы", написанный кириллицей на иконе (конечно, этому нашлось объяснение, но, тем не менее, это необычно). Дело было так: я пришел в Тихвинскую церковь, чтобы поговорить с отцом Павлом. Он много рассказал мне о кряшенах. И тут я увидел икону с изображением Богородицы, с обозначением "Алла анасы". Тогда отец Павел объяснил мне, что у кряшен даже есть свой алфавит и церковный язык, на котором ведутся богослужения. Есть моменты, с которыми я не согласен с отцом Павлом. Он считает, что кряшены смогут выжить только благодаря церкви. А я думаю, что кряшены сохранятся благодаря своему самосознанию, быть кряшеном - это выбор каждого.
Больше всего поразило неприятие кряшен некоторыми татарами. Татары так гордятся, что их республика многонациональная, напряженность в отношениях между татарами и русскими практически отсутствует. Но стоит затронуть тему кряшен, некоторые тут же начинают обвинять их в попытке разделить татарский народ. Хотелось бы спросить: если вы говорите, что татары - это современный открытый народ, то почему не признаете тот факт, что кряшены - это возможность доказать свое толерантное отношение? Ведь есть много татар, которые якобы мусульмане, но не следуют традициям и религии. Есть такие, которые даже не говорят по-татарски, тем не менее, на тему кряшен имеют негативное мнение. Но если татары, которые никогда не ходят в мечеть и не говорят по-татарски, в глазах своих товарищей являются такими же татарами, то почему преданные своей религии кряшены рассматриваются как предатели татарского народа?


- Как ты оцениваешь этническую обстановку в России?
- Наверное, оттого что я из другой страны, у нас сильно отличаются взгляды на этносы. Если у нас кто-то говорит "чистая кровь" или "чистый народ", то они сразу воспринимаются как нацисты. А в России мне приходится часто слышать подобные выражения как в порядке вещей. У нас не делается акцент на чистокровность или смешение кровей, кровь - это просто кровь, она у всех одинаковая, за исключением медицинских параметров.
Я заметил, что в Татарстане люди разных национальностей живут дружно. Когда я был в Удмуртии, Марий-Эл, Чувашии, то почувствовал, что там к коренным народам этих регионов относятся без достаточного внимания. Я считаю, это происходит потому, что у этих народов нет такой сильной истории, как здесь, в Татарстане. Здесь были сильное Казанское ханство, богатая история, высокая культура, которую россияне уважают. Добиться всего этого непросто.
А еще я, как глупый иностранец, думал, что у кряшен, удмуртов, чувашей, марийцев - свои, специфичные, национальные имена. Оказалось, они такие же, как у русских. Поэтому, трудно понять, какие у человека корни, они начинают ассимилироваться с русскими. Происходит стирание национальных границ, утеря этнической культуры. Это очень печально.


- Что тебе понравилось в России?
- Здесь люди ближе друг к другу, чем на Западе, более дружелюбны. В Англии я слышал от туристов высказывания, что русские очень грубые. Прожив здесь полгода, я понял, что здесь нет бессмысленной вежливости, как у нас. В Англии, даже покупая продукты в магазине, пять-шесть раз нужно сказать "спасибо", "извините", "пожалуйста". В России такого никогда не бывает. Я понял, что если ты услышал от человека вежливые слова, то это искренне, от души, и они действительно что-то значат. Также я рад, что многие стереотипы, которые существуют в Европе о России, не оправдались.
В целом, я не могу судить, что мне нравится, а что нет. Я здесь всего лишь иностранец. В чужой стране совершенно другие традиции, привычки, поэтому я вижу своей задачей познакомиться с этим, как любой гость, принять и полюбить.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Реклама
  • 4 май 2018 - 16:28
    Правнуки рассказывают о своем прадеде (http://pestrecy-rt.ru/)
  • Закрытие IV Форума кряшенской молодёжи Фоторепортаж
  • Волнуют ли кряшенскую молодёжь вопросы семьи? ФОТОРЕПОРТАЖ
  • "Айбагыр" Олы көн 2018
  • Чему научились делегаты Форума на мастер-классах ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Открытие IV форума кряшенской молодёжи ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Как делегаты IV Форума провели первый день
  • В Кировской области впервые прошел семинар по наследию кряшен
Ночной режим