Туганайлар

Призраки истории Янцевар

Засиделись мы как-то с приятелями до поздней ночи за кружечкой пенного напитка. Гуторили о том, о сем, о политике, женщинах… Тут один товарищ стал рассказывать мистическую историю, мол, с его другом, приключилась вот такая вот штука. Как водится, одни засомневались, другие - наоборот - в рассказ добавляли красок, тем самым...

В один из летних вечеров, во время киносеанса, его подпитый брат уснул в кинозале деревенского клуба. Толи его забыли разбудить, толи просто не стали этого делать, дескать, с утра выпустим. В общем, остался он спать в здании клуба. Первая на работу приходила завхоз, она же и последняя покидала здание, закрывала его на замок. К ее удивлению, Аркашку она в зале не нашла. Он покинул клуб через окно, которое разбил. «Неужели ты не мог дождаться утра и выйти как нормальный человек, зачем окно нужно было разбивать?»,- ругали его люди. Он же в ответ ничего не говорил, только махал руками, дескать, уйдите, и без вас тошно. А выпростался-то он из клуба таким путем, потому что очень сильно испугался тамошних полтергейстов.

-Просыпаюсь, открываю глаза, темно. Пытаюсь понять, где нахожусь. - Рассказывал с его слов товарищ. - Так бродил в темноте, пока не сообразил, что блуждаю по кинозалу клуба. Все бы ничего, отсиделся бы там до утра, кабы не странные голоса… Тут я и трухнул, нащупал в темноте стул и бросил его в окно, через него и убежал прочь…

Я сначала не хотел верить байке товарища о том, что в культурном заведении деревни водятся привидения, однако мне вспомнился один исторический факт, вычитанный из книги историка Максима Глухова «Судьба Гвардейцев Сеюмбеки». В 1980 году, когда строители вынимали грунт для закладки фундамента, наткнулись на захоронение. Останки были обернуты в древесную кору и обрамлены каменной аркой. Историки, исследовавшие останки, предположили, что это захоронения древнеславянской (именьковской) культуры V-VIII веков нашей эры. Для янцеварских мест такая археологическая находка была необычной. В книге писалось, что вскрытые могильники по обряду захоронения отличались от других ранее найденных захоронений… Возможно, там когда-то располагалось кладбище древних славян, со временем сравнявшееся с землёй, как и кладбище мурз, которое находилось в двух километрах от находок, в той части деревни, которую местные жители называют «Казак очы» - «Казачья околица».

Улицы, условно поделенные на части, имеют свои названия. Есть там чувашская сторона и даже вьетнамская - «Вьетнам башы». По всей вероятности, свои прозвища эти околотки получили из-за того, что в тех местах некогда проживали чуваши и вьетнамцы. К примеру, название «Казак очы» закрепилось за «кусочком» улицы, потому что в XIV-XV веках в деревне проживали казаки. Ходит на языке янцеварцев и такое название как «Мурзалар очы». Несложно догадаться, откуда оно взялось. Согласно утверждениям историков, того же Максима Глухова, в одно время с казаками проживали и мурзы. Интерес вызывает и тот факт, что казаки были приверженцами христианства, а мурзы исповедовали ислам. Словом, на одном «клочке» земли ютились две веры. Конечно, такое соседство не могло не отразиться на потомстве поколений. По мнению историков, казаки и мурзы - первые жители деревни Янцевары. Эти и многие другие факты из истории деревни были давно известны исследователям. И то, что сама деревня, как стояла на своем месте больше полувека, так и стоит. Даже название деревни не претерпело сильных изменений. По одной из версии, «Янцевары» произошло от двух слов: названия речушки «Нырсы» и «уар» -средняя долина. По другой версии, в средние века существовал город Сувар, где чеканились монеты.

Так откуда же взялись эти захоронения? Даже не будучи историком, любой житель деревни уверенно скажет, что-де в деревне много жителей европейской внешности. Есть даже люди, по чертам своим схожие с представителями Беломоро-балтийской расы: голубоглазые и имеющие светлые волосы. Ничего удивительного в этом нет. В вышеназванной книге Максима Глухова описывается такой факт. Писательнице Майе Ганиной, путешествуя по деревням располагающихся у поймы реки Камы, не раз приходилось видеть старушек, которые посвоим внешним чертам не отличались от жительниц Астрахани или Вологды. Подмосковщина, да и только! По всей вероятности, люди славянской внешности стали появляться вследствие заселения прикамской и примешинской зоны - служилыми татарами - казаками, которые служили при русских князьях. Возможно, их захоронения и были найдены в центре села Янцевары. В детстве, помню, один из старейшин деревни рассказывал мне, что в давние времена на месте Дома культуры было кладбище, где хоронили рядовых жителей Янцевар.

Получается, появление полтергейстов в сельском клубе, если они существуют в природе, вполне оправдано. Только какие духи до смерти испугали бедолагу, тоже вопрос: похороненные по языческим или православным обрядам? Вроде бы жители села всегда исповедовали православие. Даже церковь когда-то действовала в этой деревне, построенная на деньги купца Щетинкина в 1882 году, названная в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Ныне она заброшена.

Заброшенный храм в честь Покрова Божией Матери

в д. Янцевары Пестречинского района.

Построен в 1884 г. на средства купца I гильдии Павла Васильевича Щетинкина

Однако среди янцеварцев наблюдаются следы язычества. Во второй половине прошлого века можно было увидеть обряды поклонения языческим духам. В недавние времена, черты религии предков прослеживались в дни празднования летнего праздника «Питрау». До обеда кряшены собирали полевые цветы, тем самым осуществляя обряд поклонения языческим богам, а после ходили в церковь, чтобы помолиться в честь святых Петра и Павла.

Так что, какие призраки бродят в стенах сельского клуба, просто так не поймешь: то ли они язычники, то ли христиане. Не говоря уже о полтергейстах, которые бытуют в самой деревне.

Послесловие от редакции

После того, как в редакцию поступила статья Максима Малова «Призраки истории Янцевар», мы обратились к книге Максима Глухова «Судьба гвардейцев Сеюмбеки», чтобы узнать подробности той загадочной исторической находки в Янцеварах. Предлагаем вниманию наших читателей выдержки из главы «Янсуварский феномен».

Летом 1980 года при возведении Дома культуры в селе Янсувары (Пестречинский район Татарстана) при выемке грунта под фундамент строители наткнулись на какие-то древние захоронения. Кладбище в центре большого старинного села?! Странно... У каких народов это бывало и есть?! Янсуварские долгожители начали припоминать рассказы своих давно усопших дедов, которые в свою очередь что-то слышали от своих предков, что их село как стояло на этом месте, так и стоит на нем «испокон веков». «Странность» заключалась в том, что вскрытые могильники по обряду захоронения совершенно отличались от других, какие когда-либо встречались и были описаны в этих краях.

Это был не просто любопытный случай, но интереснейший для науки факт. Среди участников события оказался энтузиаст, знаток и патриот своего родного края Рауф Файзрахманович Халитов. Выпускник исторического факультета Казанского университета, он по обстоятельствам возглавлял тогда передвижную механизированную колонну «Татколхозстроя», подрядившуюся построить в Янсуварах Дом культуры, и никак не мог оставаться равнодушным к историческим памятникам края. Халитов сумел все-таки приостановить работы, организовать здесь археологические раскопки, провести необходимые замеры и описать янсуварские находки. Мало того, ему удалось опубликовать результаты своих исследований в печати.

«...Останки погребенных, - писал Р.Ф.Халитов в многополосном еженедельнике «Приборостроитель» (№ 26, май, 1981), - были Обернуты древесной корой, а вокруг оболочки по всему периметру ясно вырисовывался слой пепла примерно 1,5-2,0 сантиметра толщиной. Могильники были обрамлены булыжной аркой и засыпаны грунтом. Слой земли над каменной аркой не превышал 0,3-0,5 метра. Во время расчистки захоронений было обнаружено множество глиняных обожженных осколков-черепков. Обнаружение могильников стало для сельчан в прямом смысле сенсацией. Взбудораженная мысль искала ответа...»

Те события действительно оставили неизгладимый след в сердцах янсуварцев и жителей всей округи.

«Странные» захоронения, «вдруг» обнаруженные в центре села Янсувары в 1980 году, как оказалось, давно известны науке. В своде «Археологические памятники Татарской АССР» (1982) они зарегистрированы под № 414 и описаны так: «В середине села находится место старого кладбища с выступающим из земли остатком надгробия (38х48х28 см) без надписи. Очень возможно, что этот могильник синхронен Янцеварскому кладбищу II и был местом захоронения рядового населения».

В том же своде относительно Янцеварского кладбища II сказано: «К северо-западу от села находится место старого кладбища (25х60), называемого местным населением «Мурзалар зираты» - «Кладбище мурз». Камней нет. Заметны впадины могильных ям. Судя по названию, его предположительно можно датировать XV-XVI вв.»

Жители д. Янцевары, середина ХХ века

Из опубликованного «Списка населенных мест Казанской губернии с "кратким описанием их. Лаишевский уезд» И. А. Износкова (Казань, 1895) следует, что надгробные камни в селе Янсувары стояли еще и в конце XIX века, а может быть, и значительно позже, до «крутого поворота» 30-х, сталинских годов. О чем это говорит? Вплоть до недавнего времени янсуварцы эти надгробные камни считали «своими», священными, несмотря на православную принадлежность, сохраняли в своих верованиях остатки древностей.

Официально датированные XV-XVI веками, они тем не менее остаются в сущности не изученными специалистами. Судя по описаниям Р. Ф. Халитова, неожиданно «открытое» кладбище в центре села по обрядности захоронений весьма близко напоминает известные в археологии памятники Именьковского типа (V-VIII века н.э.). Слой пепла, который «ясно вырисовывался» под землей в глубине «не превышающей 0,3-0,5 метра» указывает на факт трупосожжения, которое бывало в далеком прошлом в наших краях только у именьковцев, видимо, индоевропейцев по происхождению.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: