Туганайлар

Незваный гость хуже татарина!

Татарстан в последнее время всё чаще фигурирует в федеральных средствах массовой информации. В основном, это связано с проведением в этом году Универсиады в Казани. Однако всемирные студенческие игры привлекают в Казань не только спортивных болельщиков, но и представителей различных культурных, религиозных и иных направлений. Есть среди них и те, кто...

Если раньше в Татарстане то и дело появлялись московские «православные татары» (татары, принявшие православие), имеющие цель - обратить в православие мусульманское население республики, используя для этого кряшен, то на днях в республику прибыла очередная делегация из Москвы, которая представляет интересы Фонда поддержки христианских церквей. Как утверждают представители делегации, они намерены оказывать целевую помощь православным кряшенским приходам и общинам, находящимся на территории нашей республики. По их мнению, сегодня в Татарстане идет тенденция к исламизации кряшен, ущемлению их прав. В связи с этим они хотят перед Универсиадой привлечь внимание общественности к этой проблеме. Примечательно, что приехали они без предварительной договоренности с Общественной организацией кряшен Татарстана с целью изучить общественное мнение: ездят по республике, разыскивая недовольных современным положением кряшен в Татарстане. При этом говорят, что хотят помочь кряшенам в решении их проблем через Москву. А если вдуматься, что дает Москве решение кряшенских проблем? Ведь не секрет, что за последние 20-25 лет решить «кряшенский вопрос» не брался только ленивый. И хоть кто-нибудь чем-то реально помог кряшенам? Сомневаюсь, что на этот вопрос у кого-то найдется положительный ответ. Скорее, сами кряшены помогли не одному «кряшенскому доброжелателю» сделать имя в околонаучных и околополитических кругах на этой проблеме. Но дело не в этом. Конечно, в любом обществе, в любом коллективе найдется человек, который недоволен положением дел в его окружении. Но мнение этого человека не всегда отражает настроение всего общества, не всегда бывает компетентным и актуальным. Не секрет, что и среди кряшен есть недовольные, в основном те, кто стоял у истоков кряшенского этнокультурного движения в начале 1990-х годов. Понятно, что некоторые из тех целей и задач не были решены за 20 лет, но не стоит забывать и тот факт, что произошли изменения и в самом обществе, поменялись приоритеты. Поэтому пришлось на что-то закрыть глаза, а про что-то просто забыть, как об утопии. А приехавшие сегодня из Москвы очередные «спасители кряшенских душ» хотят вскрыть зажившие раны на теле кряшенского общественного движения, сделать сенсацию из ничего, опираясь на проблемы 20-летней давности, заставив людей вспомнить старые обиды, прежние амбиции…

Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Давно уже стало ясно, что кряшенам никто не поможет, кроме их самих. Вмешательство извне сегодня может только помешать. Не секрет, что дела у кряшен на сегодняшний день не столь плачевны, как их представляет Москва. Уже само существование официального кряшенского общественного движения - большая победа. Практически во всех крупных районах Татарстана, где проживают кряшены, активно функционируют кряшенские организации. Наиболее активно работают кряшенские активисты в Набережных Челнах, Нижнекамске, Мамадыше, Елабуге, в последнее время активизировалась работа в таком сложном районе Татарстана, как Кайбицы. Знаковым для кряшен стал 2009 год, когда в республике образовалось молодежное движение кряшен, с тех пор уже проведено 2 форума кряшенской молодежи. Причем часть денежных средств для проведения второго форума Общественная организация кряшен Татарстана получила, приняв участие в конкурсе на соискание гранта правительства республики для некоммерческих организаций. Такой же грант получило и Набережно-Челнинское отделение для проведения фестиваля кряшенской песни «Керэшеннэр жыру эйтэ». Если бы республиканские власти не были заинтересованы в развитии кряшенского движения, вряд ли такие проекты получили бы финансовую поддержку правительства. Также не проводился бы в таких грандиозных масштабах республиканский праздник кряшенской культуры Питрау. Заметим, что Питрау входит в число официальных республиканских мероприятий, наряду с татарским Сабантуем, русским Каравоном и другими праздниками иных национальных общин, проходит под эгидой Ассамблеи народов Татарстана и финансируется за счет средств республиканского бюджета. В том числе никто не запрещает кряшенам отмечать и другие свои национальные праздники - в республике свободно празднуются Симек, Троица, Чук, Казанский, Покров и другие. Относительно спокойно прошла Всероссийская перепись населения в 2010 году. Итогом её стало увеличение числа кряшен почти в два раза - с 18 760 по переписи 2002 года до 34 822 по результатам 2010 года. Конечно, нельзя утверждать, что перепись прошла гладко, но проблемы, возникшие тогда - это естественное явление, которое заставляет двигаться вперед. Одной из «визитных карточек» кряшен становится конкурс-фестиваль молодых исполнителей кряшенской песни «Туым Жондозы» - «Рождественская Звезда», который прошел в этом году в пятый раз и имел большой резонанс во всей республике. С каждым годом количество участников только увеличивается, что говорит о том, что кряшенская культура весьма интересна и самобытна. Это доказывает и существование Государственного фольклорного ансамбля кряшен «Бермянчек», который в этом году отметит свой первый 5-летний юбилей. В 2009 году при Институте истории имени Ш.Марджани Академии наук Татарстана был создан Центр исследований истории и культуры кряшен и нагайбаков. Успешным оказался проект Общественной организации кряшен Татарстана по этнокультурному воспитанию кряшенских детей - прошлым летом прошла первая смена этно-лагеря «Айбагыр». Большинство вышеперечисленных проектов не замыкаются только в республиканском масштабе, а имеют выход на межрегиональный уровень: кряшены Татарстана активно сотрудничают с сородичами из Башкортостана, Удмуртии, Челябинской, Иркутской, Красноярской и Самарской областей. Перечислять можно долго, ведь мы не стоим на месте. Пусть кряшенское движение развивается не столь стремительно, как многим хотелось бы видеть, но таков уж наш менталитет, который точно описывают строчки из популярной кряшенской песни - «экрен кирэк, иплэп кирэк» - «надо по-тихоньку, надо осторожнее».

Что касается религиозной стороны кряшен, то на этот вопрос дать однозначный ответ сложно. Просто потому, что по своей уставной деятельности Общественная организация кряшен не предусматривает религиозную пропаганду, так как является светской организацией, нацеленной на развитие и сохранение кряшенской культуры, науки. Духовная жизнь нашего народа в руках кряшенских приходов, которых в Татарстане насчитывается около десяти. Строятся новые церкви, ведутся службы на кряшенском языке. Конечно, приходы испытывают нехватку кряшенских священников. Но это лишь вопрос времени. А говорить об исламизации кряшен в Татарстане - слишком громко и весьма спорно. Не только в Татарстане, но и в других регионах люди в поиске себя склонны принимать различные религии. Известно много случаев перехода в ислам русских, и наоборот, принятие православия татарами. Одни находят себя в католицизме, другие постигают бытие при помощи восточных религий и культур. Таково современное общество, стремящееся осваивать новые неизведанные грани мировой культуры. Действительно устрашающей сегодня можно считать проблему экстремизма и терроризма, основанного на радикальных течениях ислама. Но это уже забота высшего руководства всех стран, а не «спасителей кряшенских душ».

В связи с вышеперечисленным, хотелось бы, чтобы каждый из нас понял, что «кряшенский вопрос» в Татарстане сегодня уже не такая больная мозоль. Постепенно налаживается конструктивный диалог с властями Татарстана, идет работа, состав тронулся и постепенно набирает скорость. И нам не нужны «московские добродетели», чтобы толкать этот поезд. Мы и сами справимся.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Реклама
  • 4 май 2018 - 16:28
    Правнуки рассказывают о своем прадеде (http://pestrecy-rt.ru/)
  • Закрытие IV Форума кряшенской молодёжи Фоторепортаж
  • Волнуют ли кряшенскую молодёжь вопросы семьи? ФОТОРЕПОРТАЖ
  • "Айбагыр" Олы көн 2018
  • Чему научились делегаты Форума на мастер-классах ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Открытие IV форума кряшенской молодёжи ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Как делегаты IV Форума провели первый день
  • В Кировской области впервые прошел семинар по наследию кряшен
Ночной режим