Туганайлар

Народное – в народ

В издательстве «Заман» увидел свет каталог выставки «Искусство кряшен», организованной в рамках проекта «Искусство народов Татарстана». Красочно иллюстрированный каталог из 80 страниц включает в себя слова напутствия председателя Госсовета и руководителя Ассамблеи народов Татарстана Фарида Мухаметшина, Министра культуры Айрата Сибагатуллина, директора Музея Изобразительных искусств Розалии Нургалиевой, руководителя республиканского Общества кряшен...

Изобразительное художественное творчество крестьян кряшен XIX века относится к народному искусству. Генетически оно восходит к различным культурным слоям: тюркскому, славянскому, иранскому, финно-угорскому. Ощутимо более позднее воздействие русской и среднеазиатской традиций. Влияние прослеживается в элементах народного костюма кряшенок: в формах артефактов, композиционных особенностях декорирования и орнаментах, украшающих изделия.
Примером могут служить девичьи и женские головные уборы. Один из них тюркского происхождения - «калпак». Самый старинный из известных сегодня «Ак калпак», был издавна повсеместно распространён среди всех групп татар Среднего Поволжья.

Ак калпак с ука-чачак. XIX век

Значительно дольше других традицию соблюдали кряшенские девушки, отдавая ему предпочтение среди других возможных вариантов. Калпак был связан из тонких белых хлопчатобумажных нитей. Мастерицы создавали особый геометрический узор, состоящий из идущих наискосок, параллельных линий в области непосредственного соприкосновения с головой и вертикально удлиненных в той части, куда укладывались заплетённые волосы. В качестве «очелья» калпак декорировали золотистой бахромой, называемой «калпак чачак». От его центра, обозначенного подвеской из бусинок и бисера, симметрично располагаются декоративные элементы, состоящие из четырех вертикально соединённых ажурных цветочков, сделанных из тонкой полоски кожи и обтянутых золотой нитью в прикреп. Конус калпака завершается небольшой кисточкой.
С XIX века девушки-кряшенки стали носить калпаки иного вида. Под воздействием среднеазиатской бухарской моды среди поволжских татар распространение получил натуральный шёлк «бикасап» - окрашенный вручную средствами сложной техники, секретами которой в совершенстве владели мастера Средней Азии. Из него шилась праздничная одежда, включая девичьи калпаки, с которым продолжали надевать «калпак чачак», как налобную повязку. Украшения из золотистых цветов чаще заменялись на более простые подвески из металлических нитей.

Калпак с ука-чачак. Начало XX века

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Реклама
  • 4 май 2018 - 16:28
    Правнуки рассказывают о своем прадеде (http://pestrecy-rt.ru/)
  • Закрытие IV Форума кряшенской молодёжи Фоторепортаж
  • Волнуют ли кряшенскую молодёжь вопросы семьи? ФОТОРЕПОРТАЖ
  • "Айбагыр" Олы көн 2018
  • Чему научились делегаты Форума на мастер-классах ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Открытие IV форума кряшенской молодёжи ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Как делегаты IV Форума провели первый день
  • В Кировской области впервые прошел семинар по наследию кряшен
Ночной режим