Туганайлар

Татарстан

18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Из истории кряшенских деревень

Сегодня мы представляем вниманию наших читателей архивную информацию о деревнях Савалеево Заинского района и Ляки Сармановского района Татарстана.

Увлекается историей, все свое свободное время сидит в архивах, расшифровывает старинные рукописные документы - нет, это не ученый и даже не студент исторического факультета. Это обычный таксист из башкортостанской "столицы кряшен" Бакалов - Валерий Зарубин.

Мужчина вот уже много лет занимается не только исследованием родословной своей семьи, в которой насчитал более тысячи предков, еще его интересует история кряшенских селений. Сначала Валерий Зарубин собирал исторический материал о деревнях Башкортостана, теперь уже перешел и к татарстанским селам. Конечно, хотелось бы верить, что в своих трудах Валерий не одинок, но это далеко не так. Имея за плечами одно только школьное образование, он не в силах справиться со сложной задачей - издать собранный годами ценнейший материал в виде книги. С просьбой о помощи Зарубин обращался ко многим специалистам в Башкирии, но не нашел поддержки. Теперь у Валерия одна надежда - что его многолетний труд будет по достоинству оценен в Татарстане. Для начала весь этот непрезентабельный материал требует тщательного анализа, научного обобщения и систематизации. А газета "Туганайлар" со своей стороны решила сделать шаг навстречу бакалинскому исследователю и начать по крупицам публиковать его ценнейшие находки.

ДЕРЕВНЯ САВАЛЕЕВА

По данным 5-й ревизии от 1795 года деревня относилась к Оренбургской губернии Уфимского намест-ничества Мензелинского уезда Акташевской волости. Согласно делу № 47 (лист 297) видно, что здесь жили ясачные новокрещеные из чуваш, из них 121 мужчина и 109 женщин, ясачных некрещеных чуваш было немного - всего 5 мужчин и 5 женщин, а количество ясачных старокрещен из татар составляло 51 мужчина и 52 женщины. Если обратиться к данным 1811 года (дело № 103, лист 285) выясняется, что ясачных новокрещеных из чуваш в Савалееве было к этому времени на 31 двор: количество лиц мужского пола составляло 132 человека, количество женщин неизвестно. Некрещеных чуваш оказалось всего 2 семьи - по 5 мужчин и женщин. Ясачных старокрещеных татар по данным 1811 года было 12 дворов, 53 мужчины, количество женщин не указано. По данным 1815 года (дело № 296, лист 376), старокрещеных татар и новокерещеных чуваш в Савалееве было 69 дворов: на 170 мужчин приходилось 181 женщина, а некрещеных чуваш (дело № 290, лист 458) было 2 семьи - 5 мужчин и 4 женщины. Есть данные и на 1834 год. По материалам дела № 463, лист 209, старокрещеные татары и новокрещеные чуваши занимали 68 дворов: на 188 мужчин приходилось 204 женщины, а из дела № 463, лист 207 мы узнаем, что две семьи некрещеных чуваш в 1832 году причислили в Бугульминский уезд - в деревню Кономаритав. В 1834 году в деревню Савалеева были причислены 4 семьи отставных солдат и одна семья ясачных крестьян русских.

СЕЛО ПЕТРОПАВЛОВСКОЕ - ЛЯКИ

По данным 5-й ревизии 1795 года, деревня относилась к Оренбургской губернии Уфимского намест-ничества Мензелинского уезда Янурусовской волости. Из дела № 47, лист 781 выясняется, что деревня разделена на четыре части (возможно это было 4 улицы). В одной части жили ясачные старокрещены (67 мужчин и 80 женщин), во второй части жили ясачные старокрещены, которые были причислены по предыдущей 4-й ревизии из Мамадышевского округа села Богородского-Нулочитов, а в мае 1791 года из деревни Мелькень Мензелинского округа. Третья часть, которая называлась Кульменевой, была заселена старокрещеными из князей: семьями братьев Асановых. В четвертой части села под названием Ляки-Тамак жили ясачные старокрещены. В 1811 году, ясачные строкрещены записаны уже вместе, они составили 30 дворов, а строкрещеные князья Асановы записаны отдельно - их было три семьи. Уже в 1815 году все записаны одним списком: старокрещены занимали 51 двор (143 мужского населения и 193 женского). По новым свидетельствам от 1834 года (дело № 466, лист 202), ясачные старокрещены стали проживать в 54 дворах, а на 209 мужчин стало 230 женщин. В ревизионных сказках 1816 года (дело № 301 лист 32) указано, что в деревне Ляки живут церковно-служители: 6 дворов, 10 мужчин и 12 женщин, которые служили при однокомплектной церкви в честь Святых Апостолов Петра и Павла.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Оставляйте реакции

5

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Кряшены история архив Валерий Зарубин