Туганайлар

ИСТОКИ

Ровно 150 лет тому назад, осенью 1863 года, начала свою работу Казанская Центральная крещено-татарская школа. Радик Исхаков, старший научный сотрудник Института Истории имени Ш.Марджани АН РТ


Эпоха Великих реформ, ознаменовавшая собой 1860-1870-е годы, привела к существенным изменениям в жизни народов россии. При разработке и реализации реформ правительством было обращено внимание и на положение народно- го образования. результатом многолетней законотворческой работы в этой области становится утверждение 14 июля 1864 года «Положения о начальных народных училищах», регламентировавшее правила организации и функционирования начальных школ в империи. Благодаря изменениям государственной и церковной политики в области народного образования в пореформенный период возникает принципиально новая для россии идеология религиозного и школьного просвещения, разработанная Николаем Ильминским. Ильминский предложил идею «этнизации» православия, гармоничного встраивания христианства в культуру и мировоззрение местного населения, без коренной ломки их этнокультурного поля. Понимая невозможность добиться качественных изменений в восприятии православия, повышения грамотности среди кряшен на непонятном для них русском языке, реформаторы предложили вести первоначальное обучение в школах на родном для детей языке. Для этого в 1862 году Николаем Ильминским совместно с Василием Тимофеевым был составлен «Букварь для крещеных татар с краткими православными молитвами и статьями вероучительного характера», где впервые был применен алфавит на основе кириллицы для обозначения звуков татарского языка. Эта первая работа Н.И. Ильминского в дальнейшем стала основным учебным пособием для кряшенских школ. Для
дальнейшего развития школы, в августе 1864 года Ильминский обратился в Министерство народного просвещения с ходатайством о дозволении открыть частную школу для первоначального обучения детей кряшен в Казани, во главе с В.т. тимофеевым. Данное предложение было поддержано попечителем Казанского учебного округа П.Д. Шестаковым. В 1864-65 учебном году школа стала действовать как официально зарегистрированное учебное заведение на следующих основаниях: «Мальчики должны жить на готовой квартире, которая для них будет нанята на частные средства, но одежда и пищевые материалы должны быть доставляемы родителями, по состоянию каждого. Платы за обучение не полагаетсяся. Мальчики должны обучаться русской грамоте. Главный предмет обучения: закон божий, молитвы, священная история и краткий катехизис, по книгам, изложенным на татарском языке, но русскими буквами». Наблюдение за школой было поручено Н.И. Ильминскому и бакалавру Казанской Духовной Академии Е.А. Малову.
Зарождавшаяся как маленький частный пансион, в котором в первом году обучалось всего три мальчика, живших вместе со своим учителем и его семьей в подвальной комнате на Арском поле, вскоре эта школа превращается в довольно крупное учебное заведение. Во втором учебном году здесь училось уже 20 человек, а в 1866 году количество учеников достигло 40. Быстрое увеличение количества учащихся в школе поставило на повестку дня вопрос об обеспечении ее материальной и учебной базы. являясь частным учебным заведением, Казанская центральная крещено-татарская школа КЦКтШ) должна была финансироваться за счет частных пожертвований и платы за обучение. В связи с тем, что в ней учились крестьянские дети из малообеспеченных семей, Н.И. Ильминскому приходится предпринимать шаги по поиску средств обеспечения школы. Первоначально школа помещалась в небольшом домике Агенорова в Академической слободке. Квартира эта состояла из 4 небольших комнат и кухни. с увеличением количества учеников она стала тесной: детям приходилось спать в учебных помещениях и даже на кухне. Чтобы исправить это положение, основателями школы при поддержки попечителя П.Д. Шестакова и казанского архиепископа Антония в 1867 году для школы удалось построить отдельное здание на Арском поле. В 1867-1868 учебных годах школа была разделена на два самостоятельных отделения - мужское и женское.
Наряду с практическими целями, упор на религиозном образовании в школе преследовал важные педагогические задачи. По мнению ильминского, любое образование без серьезного нравственного воспитания в религиозном духе вело к негативным последствиям для ребенка. Приобщаясь к секулярной европейской культуре неподготовленные «инородцы» вбирали в себя худшие черты западной цивилизации, становились маргинальными лицами в среде своих соплеменников. Единственный путь избежать этого - привить ребенку глубокую религиозность, сохранить его патриархальный быт. В одном из своих сочинений ильминский отмечал, что «воспитание народной школы должно состоять в том, чтобы оно возбуждало, поддерживало и питало в учащихся детях душевную жизнь, содействовало бы органическому, внутреннему развитию и росту душевных сил и способностей… добром, в нравственно-религиозном направлении». Из светских предметов в школе изучали русский язык, основы арифметики, черчение и геогра-фию. Первоначальное преподавание велось на родном для учащихся языке. После знакомства с православной литературой, переведенной на татарский язык, обучившись читать и писать на родном языке, ученики приступали к изучению русского.
Первоначальный срок обучения в школе не был четко определен и зависел от успехов и даровитости учеников. родители в любое время могли забрать своих детей и вновь привезти их на обучение. Кроме того они могли свободно жить в школе, посещать занятия и домовую церковь, общаться с преподавательским составом. Делая упор не столько на обучение, сколько на воспитание детей, учителя стремились создать семейную атмосферу, отказаться от формальной выправки, телесных и других наказаний, что для пореформенной школы являлось большой редкостью.
Для популяризации идей просвещения, во время летних каникул В. Тимофеев со своими учениками совершал поездки по кряшенским селениям. Благодаря этому, школа приобретает широкую известность и популярность. сюда на обучение начинают приезжать дети не толь-
ко из Казанской, но и из отдаленных уездов Уфимской, Самарской и Вятской губерний. В 1872-1873 годах количество учащихся в школе возрастает до 165 человек. Наряду с кряшенами, сюда поступали также удмурты, марийцы, чуваши и мордва, знавшие татарский язык. Выпускниками КЦКТШ были такие известные деятели духовного просвещения среди местных нерусских народов как переводчик православных текстов на чувашский язык С. Тимрясов, автор мордовского (эрзя) букваря и переводов Евангелия священник А. Юртов и другие.
Положительные результаты применения новой просветительской системы привлекли к ней внимание местной администрации и церковного руководства. В 1866 году школу посетили казанский вице-губернатор Е.А. розов, казанский архиепископ Антоний, попечитель П.Д. Шестаков и другие. Впоследствии своим вниманием школу удостоили: в 1868 году - великий князь Алексей Александрович, в 1869 - принц П.Г. Ольденбургский и наследник престола Александр Александрович (Александр III) с супругой, в 1870 году - великий князь Константин Николаевич, в 1871 году - император Александр II. Особое внимание на новую школу обратил обер-прокурор священного синода и министр народного просвещения граф Д.А. толстой. Побывав здесь в 1866 году, сановник высоко оценил разработанные ильминским методы религиозно-просветительской деятельности. окончательное структурирование организации этого учебного заведения происходит в 1908 году, когда при ней открывается образцовое начальное училище для педагогической практики ее воспитанников. С 1867 года на базе КЦКТШ начинают проводиться ежегодные педагогические курсы учителей кряшенских школ, на которые съезжались ее бывшие воспитанники.
Хотя с 1870-х годов начинают открываться земские и министерские училища, именно миссионерская школа становится основным типом начального учебного заведения среди кряшен. Всего к концу XIX столетия от общего количества кряшенских школ миссионерские составляли 76, земские - 13, министерские - 11 процентов.
Благодаря широкому распространению конфессиональных школ, работавших по системе Н.И. Ильминского, к концу XIX века элементарное начальное образование для молодого поколения кряшен стало массовым и общедоступным явлением. Благодаря новой системе образования и просвещения в пореформенный период, у кряшен происходят существенные изменения в культурной и религиозной жизни, отмечается постепенный переход от патриархально-родового к буржуазному обществу, позволивший им успешно адаптироваться к новым социально-экономическим и политическим реалиям России начала ХХ столетия, формируется культурно-интеллектуальная элита общества.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: