Туганайлар

Татарстан

18+
2024 - Гаилә елы
Новости

В 1921 годах кряшен в селе Дюсьметьево насчитывалось более тысячи человек

Сочинение слушателя 2 курса Гурия Иванова «Мое село» от 6 июня 1921 г. (с. Дюсьметьево Старокумызанской вол. Мамадышского кантона TACCP)

Село Дюсьметьево Мамадышского уезда Казанской губернии находится в десяти верстах от реки Вятки. Маленькая речка, которая называется Ерыксой или Кумызан, делит наше село на две части: первая часть называется Аргы урам, а другая - Бирге урам. С трех сторон - с северной, южной и западной, село окружено лиственным лесом. Почва во многих местах черноземная, и местами тоже встречается глина и песок.

Кряшенское население в селе насчитывается более тысячи человек. Главное их занятие - земледелие, кустарничество, скотоводство и в небольшом количестве - пчеловодство. Второстепенные занятия - кузнечество, портняжничество, выделка овчин и т.д. Одежда кряшенских стариков однообразная, носят тоже татарские штаны и рубашки. Одежда женщин-кряшенок имеет некоторую самостоятельность в различии от других народностей, окружающих их; носят они головные уборы, которые называются мәләнчек; надевают камзул с длинными рукавами, что у других народностей, как у татар, без рукавов. Мәләнчек и камзул разукрашиваются монетами и канвами. Но кряшенская молодежь за последнее время резко отличается от молодежи других мелких, окружающих нас народностей тем, что в настоящее время почти все без исключения стали носить костюмы русского образца.

По своему быту и нраву кряшены нашего села мало отличаются от окружающих их народностей, как то: черемис и вотяков. Особенно среди стариков-кряшен существуют языческие обряды и обычай. Так, например, кряшены в жаркие летние месяцы приносят в жертву из рогатого скота, в честь какого-то человека Дюсь (в киремети). Из бесед с кряшенскими стариками можно заключить, что в нашем селе жил или, вернее, основателем села был язычник Дюсь, в честь которого они приносят жертву. Даже ясно можно представить, от чего произошло самое название села Дюсьметева. У кряшен не вышли еще из употребления старые слова, которые они часто вспоминают. Так, например: «Элек китерә торган идек корман, ява торганый яңгыр, булдырый икмәк». В этом видно, что насколько старики жалеют свои языческие обряды.Также признают невидимые силы. Признают: өй иясе (домовой), в котором культ и мифологический образ во всем сходятся с русскими. Также чествуется еще абзар иясе (сарайник) - покровитель скота. Признают еще шурале - существо, похожее на человека, с длинными пальцами. Также признают албасты, который является людям в виде какого-нибудь большого предмета.

Еженедельно по четвергам, пред ужином, в поминание об умерших приносят из съестных продуктов - из хлеба, рыбы, мяса или меда - жертву. Строго придерживаются старых обрядов. Так, например, если Благовещение Пресвятой Богородицы бывает в понедельник или в среду, то кряшены нашего села ни к какой новой работе не приступают. И этот день называется кош оя итмагән көн.

В культурном отношении, можно сказать, что кряшены далеко ушли вперед от черемис, татар и вотяков. В селе имеется около десяти человек, окончивших бывшую Дюсьметевскую второклассную школу, что в настоящее время в школе II ступени насчитывается в два раза больше учеников. Имеют свой школы: 1-й и 2-й ступени, свой народный дом, куда кряшенская молодежь собирается по вечерам и занимается чтением брошюр и газет с большой охотой. А также имеется библиотека, заведующим которой является кряшен своего же села.

Источник: НА ЧТИГН. Отд. І. Фонд Н.В. Никольского. Ед. хр. 306. Л. 43-45.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев