Туганайлар

Татарстан

18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Персона ШУРАЛЕ в верованиях кряшен

В 1867 году в журнале «Известия по Казанской епархии», издаваемом при Казанской Духовной Академии, напечатана статья учителя Казанской Крещено-татарской школы Семена Егоровича Максимова «Остатки древних народно-татарских (языческих) верований у нынешних крещеных татар Казанской губернии». В том же году Типография Императорского Университета выпустила отдельным изданием книгу того же автора «Остатки язычества...

Статья написана и напечатана на русском языке. Объем статьи 11 страниц мелкого, «журнального» шрифта. Автор статьи - кряшен, воспитанник-выпускник Крещено-татарской школы, предположительно из деревни Ковали Пановской волости (ныне Пестречинский район).

В тексте с подробными примерами их проявления описывается целый ряд мифических существ:

- Бог Дед - Тянгре Бабай, Алла Бабай

- Домовой - Өй эйясе

- Сарайник - Абзар эйясе

- Водяной - Сыу эйясе

- Хозяин леса - Урман эйясе

- Шюрале (кроме хозяина леса)

- Пярей

- Албасты

В названиях сохранена орфография автора. Названия деревень и мест сбора мифов, кроме общего названия - «Казанской губернии» не уточняются.

Для примера приводим отрывок из описания наиболее знакомого и популярного «Шюрале»:

…«Один человек пошел в лес рубить дрова. Когда он рубил дрова, к нему подошел один шюрале и спросил его: «Как тебя зовут?» Дроворуб ответил: «Меня зовут «В прошлом году защемил».

Шюрале сказал ему: «Давай, поиграем с тобой в щекотку». Дроворуб в это время раскалывал пенек посредством клина, и, когда шюрале предложил ему поиграть с ним в щекотку, сказал: «Ты вон засунь-ка свои пальцы в эту щель; мы поскорее таким образом расколем пенек и потом станем играть в щекотку». Шурале послушался. Но как только он вложил свои пальцы в щель пенька, образующего от вбитого клина, древоруб выбил клин, а сам убежал в сторону и спрятался. Когда клин вылетел из пенька, пальцы шюрале были защемлены и он начал сильно кричать от боли. На крик этого шюрале сбежались другие шюрале и стали спрашивать его: «Кто защемил твои пальцы?» Он ответил: «В прошлом году защемил». Пришедшие шюрале удивились такому ответу своего собрата и сказали ему: «Как же это ты еще в прошлом году защемил свои пальцы, а кричать начал только сейчас?» Шюрале молчал. Товарищи его осердились на него, выдернули его пальцы из пенька и увели с собой».

Вот такая поучительная история.

Скульптурная композиция "Загадки Шурале".

Автор - лауреат Государственной премии имени Габдуллы Тукая Асия Миннуллина.

Открыта 31 августа 2011 года на площади у театра Г. Камала

Габдулла Тукай написал и опубликовал поэму «Шурале» в 1907 году.

В татарском журнале «Аң» ("Мировозрение", "Сознание") легенды и верования татарского народа о мифических существах были напечатаны в 1911-12-х годах.

Миссионер Яков Дмитриевич Коблов издал книгу «Мифология Казанских татар» в 1910 году. Автор (частично) ссылается на статьи Каюма Насыйрова под заглавием: «Поверья и приметы Казанских татар» - Записки Императорского Русского Географического общества по отделу этнографии. С.-Петербург. 1880 г. т. 6-ой.

Во всех этих публикациях, в основном, дословно описываются одни и те же мифические существа, перечисленные в статье Семена Максимова с несущественными отклонениями и различными дополнениями в деталях.

В 1984 году современный писатель Солтан Шамси в журнале «Казан утлары» опубликовал большую статью (Шуралеиада) на 10 страницах под названием «Шурале кайдан таралган?». В труде писателя разбираются исторические корни Шурале и его древнегреческих и этрусских предков. Основные сообщения о нем, тем не менее, приводятся все те же, что и в статье Семена Максимова...

Ни один из перечисленных авторов в своих трудах и сочинениях на книгу и статью Семена Максимова не ссылается. До 1867 года публикации других авторов о народных поверьях татар в эти существа и их описания нами пока не обнаружены.

В порядке восстановления исторической справедливости, предлагается опубликовать, перепечатать полный текст статьи учителя Казанской Крщено-татарской школы Семена Егоровича Максимова в журнале «Чын МИРАС».

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Кряшены шурале верования