Туганайлар

НАУЧНЫЕ ПОИСКИ ЯПОНЦА В ТАТАРСТАНЕ

Молодой ученый из Японии Акира Сакурама снова в Казани. Вот уже много лет аспирант Центра славянских исследований университета Хоккайдо ведет свои этнографические исследования о кряшенах. На этот раз в запасе у Акиры всего 10 дней. В своем насыщенном графике ученый нашел время и для встречи с корреспондентом «Туганайлар».

«Арумысез, Акира!» - начала я разговор с японцем, на что он, ничуть не смутившись, ответил: «Ару!». Далее наш разговор продолжился на татарском. Оказалось, уехав к себе на родину, Акира не забросил изучение татарского языка, а даже наоборот, еще более усерднее закреплял полученные в Казанском университете знания: смотрел в интернете татарстанские телепередачи в режиме онлайн, а также читал материалы нашей газеты на сайте. Так, ученый в течение всего года был в курсе всех событий в Татарстане. Говорит, что татарский язык для японцев ближе, чем русский, и изучать его было намного проще. По его словам, он очень скучал по Казани, которая стала для него вторым домом. В этот приезд его поразило огромное количество проводимых строительных работ по всему городу, что для нас уже неудивительно - в следующем году город примет международные студенческие спортивные игры. Возможно, и у Акиры появится возможность посетить столицу Татарстана в следующем году.

Акира приехал в Казань, чтобы собрать материалы социологических исследований, которых не достает для его научной работы. Все его многолетние наблюдения должны стать основой докторской диссертации на тему "Динамика кряшенской жизни в Татарстане". После защиты докторской, которая состоится уже этой зимой, Акира Сакурама станет доктором филологических наук. Как оказалось, в Японии очень трудно стать преподавателем в университете, поэтому молодой ученый не исключает возможности приехать преподавать в Россию. Как и в прошлый раз, для приезда в Россию Акира подал заявку на соискание гранта, который предлагает известная японская фирма «Panasonic». Такую возможность получают лишь самые перспективные молодые ученые, которые сумели доказать значимость их научного исследования. Среди таких счастливчиков оказался и наш Акира. В научную работу аспиранта войдут этно-графические исследования, материалы Всероссийской переписи населения 2010 года, социологические исследования, обзор межнациональной жизни в Татарстане и другие проблемы. Акира считает, что в России на сегодняшний день смешались два взгляда на проблему национальной идентичности: западный и советский. Западный мир считает, что национальностей не существует, это явление политического и экономического характера, придуманное для сплочения общества. Советское понимание строится на том, что народ основывается на истории, традициях, языке. Совсем недавно Акира опубликовал на эту тему статью в одном из японских журналов и выступил на научной конференции в Китае.

С самого первого дня пребывания в Казани, аспирант не стал терять времени и первым делом отправился в библиотеку Казан-ского федерального университета, куда утром приходит самым первым, а вечером уходит последним. Невольно приходит мысль о большом трудолюбии японцев. По словам Акиры, в Японии только в последние годы ввели ежегодный обязательный оплачиваемый отпуск. Но это настолько непривычно для японского менталитета, что сотрудники ходят на работу даже в дни заслуженного ежегодного отдыха. Получается, что закон на государственном уровне приняли, а сами японцы в своем сознании его еще не закрепили. Вот такой он, японский менталитет.

А есть ли этнические группы японцев? Оказывается, этнических групп у них не выделяют, однако древним коренным населением Японии считаются айны. Согласно материалам свободной энциклопедии «Википедия», численность айнов в Японии составляет около 25 000, однако по неофициальной статистике, она может доходить до 200 000 человек. На Японских островах айны появились около 13 тысяч лет до нашей эры. В 2008 году японский парламент признал айнов самостоятельным национальным меньшинством. Однако это никак не изменило ситуации и не привело к росту самосознания, потому что все айны полностью ассимилированы и ничем практически не отличаются от японцев, они знают о своей культуре зачастую намного меньше японских антропологов и не стремятся её поддерживать, что объясняется длительной дискриминацией айнов. Айнский язык современной лингвистикой рассматривается как изолированный, радикальным образом отличается от японского. В настоящее время айны полностью перешли на японский язык, и айнский уже практически можно считать мёрт-вым. В историческое время у айнов не было своего письма. По словам Акиры, если сравнить айнов с кряшенами, то положение кряшен намного лучше. Это связано с тем, что у кряшен год от года крепнет национальное самосознание и желание сохранить свою культуру, тогда как у айнов национальная самоидентификация утеряна и возрождать что-то уже поздно.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: