Нагайбаки на страже Отечества
Участие казаков Нагайбакской станицы в Отечественной войне 1812 года и в Заграничных походах Русской армии 1813-1814 годов Текущий год проходит в России под эгидой празднования 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года. В связи с этим, в нашу редакцию поступило письмо из села Фершампенуаз Нагайбакского района Челябинской области от председателя...
В поход против «злобствующего врага в Европе извест-ного начальника французской нации» Наполеона казаки Оренбургского казачьего войска выступили задолго до 1812 года.
В начале ноября 1806 года Военный губернатор Оренбургского края князь Григорий Семёнович Волконский получил письмо за подписью императора Александра I о необходимости сформирования во вверенном ему крае «полки из Оренбургского и Уральского казачьих войск, Башкиро-мещерякского войска, один Тептярский и Ставропольский калмыцкий полк».
3 декабря 1806 года Александр I подписал манифест «об открытии войны с Францией». И уже к началу января 1807 года из состава Оренбургского казачьего войска было сформировано два шестисотенных полка под номерами 1 и 2. Полк № 1, командир майор Н. Лысов, в первых числах января 1807 года «был выкомандирован из войска на службу» из Оренбурга, полк № 2, командир полка поручик В. Мельников, «8 января выступил в Москву» из Челябинска. Командование обоими полками «в качестве командира бригады, было возложено на командира Оренбургского Непременного полка полковника В.А. Углицкого». Маршрут полков пролегал «через Москву за границу, в Пруссию, где в это время наша армия под начальством генерала Беннингсена, в союзе с пруссаками, вела борьбу с войсками Наполеона».
Принять участие в крупномасштабных боевых действиях 1-му и 2-му Оренбургским казачьим полкам в русско-французской войне 1806-1807 годов не пришлось, так как через неделю, после прибытия их на «Западный театр военных действий», 27 июня 1807 года между Францией и Россией был заключен Тильзитский мир.
К осени 1807 года «оренбургские полки вместе с донскими полками генерала Матвея Ивановича Платова были направлены в Молдавскую (Дунайскую) армию для военных действий против Турции», где приняли самое активное участие во многих боях с турецкими войсками.
Находясь в боевом походе с января 1807 года, и с осени этого же года «участвуя во многих сражениях русско-турецкой войны, казаки несли боевые потери». Кроме того за длительностью нахождения в походе увольнению от службы подлежали «по болезни, увечью, старости или по расстройству домашнего хозяйст-ва, смерти жён, детей».
На пополнение поредевших полков, требовалось подкрепление и «по предписанию кн. Волконского от 5 мая 1811 г. на укомплектование казачьих полков находившихся в Молдавской армии, было послано 330 казаков».
В числе этих 330 казаков пополнения вошли и казаки Нагайбакской станицы в количестве 28 человек, которые через год приняли непосредственное участие в сражениях Отечественной войны 1812 года.
При перечислении списка казаков Нагайбакской станицы, направленных на пополнение Оренбургских казачьих полков № 1 и № 2 сохраним особенности стиля документов той поры, когда при написании отчества «нижних чинов» окончание «...вич» не употреблялось.
Из Нагайбакской станицы Оренбургского казачьего войска в действующую армию были «выкомандированы на укомплектование служащие казаки»:
- Крепости Нагайбакской: «Василий Максимов Басков, Мирон Яковлев Слесарев, Борис Дмитриев Матвеев»;
- крепости Бакалинской: «Фёдор Иванов Танаев, Алексей Иванов Ермухаметев, Степан Петров Настин»;
- деревни Шерашли: «Данила Васильев Тептеев, Андрей Никифоров Семенов, Яков Прокофьев Евдокимов»;
- деревни Иликовой: «Харитон Тимофеев Фёдоров, Василий Павлов Ишимов, Иван Терентьев Данилов»;
- деревни Умировой: «Никита Игнатьев Юзеев, Антон Матвеев Леонтьев, Фёдор Иванов Прокопьев»;
- деревни Килевой: «Фёдор Яковлев Танаев»;
- деревни Зияшевой: «Афанасий Никифоров Михайлов, Иван Фёдоров Карсаков, Егор Степанов Карсаков, Прокофий Иванов Романов, Яков Арсеньев, Егор Данилов Леонтьев, Фома Данилов Петров, Андрей Трофимов Семёнов, Иван Андреев Иванов»;
- деревни Ново-Юзеевой: «Степан Григорьев Захаров, Степан Ильин Биккулов»;
- деревни Маты: «Спиридон Яковлев Питеев».
По прибытии пополнения из Оренбургского края к месту прохождения службы боевые действия русских войск Дунайской армии в основном происходили «в походах на правый берег Дуная» и «в боях с неприятелем во время переправы турок на левый берег р.Дуная».
В мае 1812 года в Бухаресте между Россией и Турцией был заключен мирный договор. Главную роль в заключении Бухарестского мирного договора в преддверии большой войны с Наполеоновской Францией сыграл фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. Успешная военная кампания Молдавской (Дунайской) армии под руководством Кутузова в период с марта 1811 года по май 1812 года заставила османскую Турцию отказаться от Бессарабии в пользу России.
Заключение мирного договора между воюющими сторонами не означало, что служба казака становилась легкой. Оренбургские казаки «занимали линию кордонов на Турецкой границе по реке Пруту», несли службу «на передовых постах», сопровождали транспорты с продовольствием и боеприпасами. Участвовали в конвоях сопровождения высокопоставленных чинов Дунайской армии, кроме того казакам приходилось выполнять «различные хозяйственные работы» по жизнеобеспечению войск, дислоцировавшихся на присоединенной к России территории.
По окончании войны и подписания Бухарестского мирного договора между Россией и Турцией М.И. Кутузов, назначенный «главнокомандующим армией, действовавшей против французов», направляясь к Главной армии, «взял с собой конвой из Оренбургских казаков, которые сопровождали его на значительное расстояние, переменяя на каждой станции верховых лошадей, потому что князь Кутузов, ехавший на почтовых, конвою велел взять только седла».
Акцентирую внимание на факте конвоя фельдмаршала с участием оренбургских казаков по той причине, что в ряде газетных публикаций встречаются указания на то, что конвой Кутузова состоял именно из казаков Нагайбакской станицы. Конечно, это лестно, нам прямым потомкам казаков Нагайбакской станицы, но вот документальных подтверждений, что в конвое были казаки именно Нагайбакской станицы не обнаружено.
С началом Отечественной войны, в конце июня 1812 года, Молдавская армия во главе с адмиралом Павлом Васильевичем Чичаговым, заступившим на должность командующего армией вместо «отбывшего из армии М.И. Кутузова», выступила из Молдавии на Волынь в Белоруссию «на соединение с 3-й Резервной армией генерала А.П. Тормасова». Соединенная армия под общим командованием адмирала Чичагова должна была отбросить австрийские и саксонские войска Наполеоновской армии с территории Белоруссии на «территорию герцогства Варшавского». Целью же стратегического плана императора Александра I, было «полное истребление французской армии» и действовавшие во флангах армии Чичагова с юга и Витгенштейна с севера должны были на реке Березине преградить путь отступления Наполеона из России.
В первое боевое столкновение с неприятелем оренбургские казаки вступили 17 и 18 сентября у местечка Любомль. Далее Оренбургские казачьи полки в составе соединенной армии П.В. Чичагова участвовали в захвате Брест-Литовска, освобождении Минска и в боях под городом «Борисовым и взятии его». Принимали участие в операции на реке Березине, в ходе которой хоть и не удалось в полной мере осуществить задачу поставленную императором Александром I, но «Великой армии» Наполеона было нанесено окончательное поражение; после сражения отступление французов превратилось в беспорядочное бегство». Последний крупный бой оренбургских казаков в Отечественной войне 1812 года произошел 22 и 23 ноября при местечке Молодечно. По окончании Березинского сражения, оренбуржцы были снова переведены в Молдавию, нести охрану на Турецкой границе. Домой в родные станицы казаки 1-го и 2-го Оренбургских казачьих полков вернулись в 1819 году, пробыв в походе почти 12 лет.
6 июля 1812 года императором Александром I был подписан Высочайший манифест о нашествии на Россию Наполеона. Данный манифест в конце июля был объявлен по всему Оренбургскому краю, в том числе и по станицам Оренбургского казачьего войска. Военный губернатор края Г.С.Волконский предписал: «чтобы все казаки, служащие и неслужащие, кои только могут действовать оружием, тотчас же приготовились стать на оборону Отечества, поэтому должны иметь неусыпное попечение, чтобы у каждого находилась в готовности одна лошадь, которую и не употреблять ни в какую тяжелую работу, дабы не изнурять ее и не привести в неспособность, в случае нужды, действовать на ней противу неприятеля; чтобы у каждого была исправная пика длиною не менее 4-х аршин, с трехгранным копьем, сабли, ружья и пистолеты, чтобы были тоже исправны».
Гражданский подвиг самоотверженного служения Отечеству совершил атаман Нагайбакской станицы. В своем донесении от 20 августа 1812 года в войсковую канцелярию атаман станицы Яков Серебряков писал, что он «приуготовил» в поход 194 служащих казака, 41 отставных казака и 97 казачьих малолетков, и что из их числа 20 отставных и 33 малолетка не могли самостоятельно вооружиться «по своей бедности своей служебной исправностью. Я при таковых нужных обстоятельствах, жертвуя для защиты отечества и государства, продал свой дом, некоторое имение и неимущих бедных собственностью вооружил отставных и малолетков 53 человека. Из числа оружия сабли искупил я через посланного чиновника есаула Исаева в губернском городе Уфе, а по неимению там ружей и копий, здесь оные искупил у частных людей, а всего суммою на триста рублей». По тем временам это были очень и очень большие деньги. О патриотическом поступке атамана Якова Серебрякова было объявлено по всем станицам войска. Император Александр I через князя Волконского «объявил Серебрякову свое Высочайшее благоволение», что являлось благодарностью всей России. Было в то время атаману Нагайбакской станицы «чиновнику 14 класса Якову Серебрякову» всего-то 29 лет.
В начале августа 1812 года на основании решения правительства начинается формирование трёх Оренбургских казачьих полков 5-сотенного состава каждый. Местом формирования полков была избрана крепость Бакалинская входившая в состав Нагайбакской станицы. Нагайбакская станица располагалась в северо-западной части губернии, в 400 верстах от Оренбурга и 208 верстах от Уфы на западном направлении. Рядом проходила Новомосковская дорога, связывающая Оренбург с Казанью «на ровном и всякими угодиями привольном месте». Все эти обстоятельства способствовали избранию места для быстрого сбора и формирования полков с обширнейшего Оренбургского края.В состав Нагайбакской станицы входили крепости Нагайбакская и Бакалинская, деревни Ахманово, Балыклы, Зияшево, Иликово, Кастеево, Килеево, Маты, Мушуги, Ново-Юзеево, Осы, Умирово и Шерашли.
8 августа управляющий военным министерством князь Горчаков на основании Высочайшего повеления объявил губернатору края князю Волконскому и наказному атаману войска полковнику Углицкому «из приготовленных в Оренбургском войске трех полков приказано сформировать и командировать в армию два». При этом один полк получил наименование «Атаманский тысячный полк». Он был двойного состава и состоял из «33 штаб и обер офицера и 1141 нижний чин». В поход Атаманский полк повел майор Авдеев. Второй полк формировался под третьим номером. Командиром Оренбургского казачьего полка № 3 был назначен майор Беляков. Полк состоял из «17 штаб и обер офицеров, 20 урядников, 1 писарь и 500 казаков».
В Атаманском полку были «чины Непременного полка» (современный вариант «подразделение быстрого реагирования»), местом постоянной дислокации которого был пригород Оренбурга, а также «часть казаков ближайших редутов Каменного, Нежинского, Донгузского, Елшанского, Рассыпного, Миасской» и других. В том числе, по данным автора монографии «Иррегулярные войска Оренбургского края» В.А.Кузнецова, в составе Атаманского полка «был один нагайбак».
3-й Оренбургский казачий полк был сформирован из казаков станиц: «Миасской, Еткульской, Еманжелинской, Челябинской, Самарской, Кичигинской, Чебаркульской, Уйской, Ключевской, Красноуфимской, Уфимской, Нагайбакской, Новосергиевской, Каргалинской, 1-й и 2-й Зубочистенской, Чесноковской, Сорочинской, Тоцкой, Мочинской». Всего же в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах русской армии в 1813-1814 годах приняли участие 116 казаков станицы Нагайбацкой. 28 казаков с 1811 года проходили службу в 1-м и 2-м Оренбургском казачьем полках и приняли участие непо-средственно в Отечественной войне 1812 года. В составе Атаманского полка в осаде Данцигской крепости «был один нагайбак». В 1813 году на пополнение, в действующую армию, были направлены из деревни Иликовой «служащий казак Илья Юдин Ишменев» и деревни Шерашли «служащий казак Корнила Егоров Яковлев». На новое пополнение в 1814 году были направлены деревни Килевой «служащий казак Ефим Яковлев Тимиркеев» и деревни Ново-Юзеевой «служащий казак Леонтий Сафронов Петров». Таким образом, в 3-м Оренбургском казачьем полку из 538 (по другим данным 566) человек личного состава полка, 83 казака были из Нагайбакской станицы.
Перед отправкой в поход войсковой атаман Углицкий провел смотр полка и 21 октября 1812 года полк выступил в поход. Путь полка лежал «через города Чистополь, Лаишев и Чебоксары в Нижний Новгород».
Во второй половине июля 1812 года император Александр I для мобилизации людских резервов на пополнение армии подписал манифест об организации округов ополчения, и Нижний Новгород являлся пунктом сбора 3-го округа ополчения с восточных и южных губерний России. Командующим 3-м округом ополчения был назначен генерал-лейтенант граф П.А.Толстой.
1 января 1813 года 3-й Оренбургский казачий полк выступил из Нижнего Новгорода вместе со всеми войсками ополчения. Во время похода полку была возложена задача по охране штаб-квартиры командующего округом генерал-лейтенанта Толстого. Маршрут полка пролегал через города «Муром, Касимов, Спасск, Пронск, Михайлов, Епифань, Ефремов, Новосил, Курск, Льгов, Глухое, куда прибыли 3-го марта». Из Глухова путь полка лежал в Киев, где «8 апреля 3-му Оренбургскому казачьему полку был проведен смотр». После Киева войска ополчения, а вместе с ними и 3-й Оренбургский казачий полк последовали на западную границу России. Части 3-го округа ополчения были включены в состав Польской армии генерала от кавалерии Леонтия Леонтьевича Беннигсена. В конце августа 1813 года Польская армия перешла реку Одер у города Бреславля. В настоящее время это польский город Вроцлав, являющийся столицей Нижнеселезского воеводства. В период наполеоновских войн род входил в состав Прусского королевства под немецким названием Бреслау. Во второй половине сентября армия генерала Беннигсена прибыла к городу Кульм, где соединилась с Главной армией. Далее путь полка в составе Главной армии лежал в Германию, через Дрезден к Лейпцигу, куда прибыли 5 октября 1813 года. 7 октября 3-й Оренбургский казачий полк принял участие в самом крупном сражении XIX века под городом Лейпцигом, известным как «Битва народов». В этой битве с французской стороны приняли участие от 180 до 200 тысяч, со стороны антинаполеоновской коалиции войск было в полтора раза больше. Потери убитыми и ранеными составляли у французов до 80 тысяч. Союзные войска потеряли до 54 тысяч, из которых 22600 русских.
(Продолжение следует)
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Нет комментариев