Туганайлар

Татарстан

18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

«Святочные игры» села Большие Меретяки

Сочинение слушательницы младшей подготовительной группы Анны|Алексеевны] Ермаковой «Святочные игры» (с. Большие Меретяки Ключищинской вол. Лаишевского кантона ТАССР) (1921 г.)

Святки у кряшен начинаются так же, как у русских, с 25-го декабря и продолжаются до 5-го января (по старому стилю - ред.). По вечерам во все это время кряшены и русские наряжаются и потешаются разного рода святочными играми. Святочные игры представляю я себе очень ясно, как природная кряшенка. Несколько раз участвовала в них вместе со своими подругами. Все святочные игры известны у кряшен под именем Нардуган уены, переряживание известно у них под именем киенеп йөрү. 

В чем состоит это переряживание и какие соединяются с этим святочные игры, я расскажу здесь по порядку, как это совершается на самом деле. 

Начало Святок у кряшен возвещается в сумерки на улице криком ребят: «Нардуган!», то есть на веселье, на Святки. Затем, когда настанет вечер, когда совершенно стемнеет, несколько человек собираются в один дом. И как молодые, так и взрослые наряжаются мужчины в женщин, а женщины и девицы — в мужское платье. Некоторые мужчины наряжаются молодушками, или девицами, или цыганками, или цыганами, или старухами, которые поэтому называются нардуган әбисе, то есть святочная бабушка. Девушки или женщины наряжаются молодцами, женихами, или военными, или стариками, которые поэтому называются нардуган бабайлары, то есть святочный дедушка. Иногда мужчины наряжаются в мужское платье, а женщины и девицы — в женское платье. В таком случае девушки большей частью наряжаются молодушками, а прочие — кто как пожелает. Иногда некоторые наряжаются даже лошадьми и разными лешими. Таких ряженых называют шүрәле, пәри, албасты.

Ряженые ходят из дома в дом. За ними ходит толпа зрителей, которые по- тешаются в это время разными плясками, разными смешными и нескромными рассказами, прибаутками ряженых. Когда ряженые подходят к двери дома, то при общем молчании ряженая старуха, или әби, подходит к двери, а если дверь заперта, то к окошку и называя: рохсәт бармы, то есть разрешение войти в дом. Если разрешат, то кричит: «Бар, бар, керегез», и входят все ряженые. Если начнет плясать кто-нибудь из ряженых, то подыгрывают ему особые звуки, а если ходят без гармошки, то әби сама топает ногами и поет святочные песни. Например, я вот помню, бывало, нам әби поет:

Биисең кызым белән,
Биленә чәчәк коелсын.
Аны күргән егетләрнең
Сөмсерләре коелсын.

Как попляшут, все уходят из того дома в другой дом. Там тоже әби просит разрешения. Если ее пустят, то стараются все зрители и ряженые попасть в избу прежде других, потому все вошедшие в сени начинают сильно толкать друг друга. В это время много маленьких девочек и парней сваливаются под ноги. Я сама, когда [была] маленькой, несколько раз была в таких случаях под ногами святочной толпы, даже как-то один раз попала под ноги святочной толпы и ушибла ногу. После этого долго не ходила. Она у меня распухла.

Источник: НА ЧГИГН. Отд. I. Фонд Н. В. Никольского. Ед. хр. 314. Л. 173, 177.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев