Туганайлар

Татарстан

18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Из истории изготовителей народных инструментов кряшен

История народной музыкальной культуры кряшен полна белых пятен.

Творчество и жизнь легендарных народных певцов, исполнителей и изготовителей народных инструментов конца XIX – первой половины ХХ века в советское время были под негласным запретом и практически не изучалась. Чтобы наверстать упущенное и заполнить огромные лакуны истории народной культуры кряшен потребуются большие усилия. Поиски и нахождение историко-фактологических материалов, информативных текстов о музыкальных событиях, фактах, персоналиях кряшен сейчас важны как никогда. Их социальное назначение в расширении представлений об истории культурной жизни, обогащенных фактами о кряшенском этнокультурном сообществе. Сопоставление фактов с реальными конкретными сведениями позволит молодому поколению выйти за рамки навязанных образов культуры прошлого и подойти к образу сообщества с достойным культурным наследием.


Хочу предложить краткий очерк о талантливом кряшенском музыканте и изготовителе этнических инструментов Черкасове Иване.
Черкасов Иван родился в 1900 году в селе Савалеево, нынешнего Заинского района РТ. В Альметьевском, Заинском районах РТ до 1970-х годов его имя было широко известно не только как мастера-печника и знатока старинных легенд, преданий, но и как знаменитого кубызиста (скрипача). Поэтому его земляки называли кубызчы Иван. Кубызист Иван был и плотником, мастером по дереву. В молодости он изготавливал на заказ и продажу думбры (народные балалайки), кубызы (народные скрипки). Большинство заказов приходило ему на изготовление кубызов. Заказы на изготовление гуслей были в это время уже редкостью, так как традиции игры гуслях у кряшен пошли на убыль.
Об этом мастере из села Савалеево, знавшем секреты музыкальных инструментов, я впервые услышал в 1971 году в селе Тюгеевка. Я тогда квартировал в доме Казакова Алексея. (Тогда меня, как и других рабочих из Автотранспортной конторы НГДУ «Альметьевнефть», отправили помогать селянам во время уборки урожая). Узнав о моем интересе к кряшенской этнографии, Казаков Алексей рассказал о своем родственнике кубызисте Иване. Оказалось, что он часто приезжал в гости к своему брату Казакову Алексею. Люди старшего поколения села Тюгеевка до сих пор помнят кубызчы Ивана как талантливого исполнителя на кубызе и думбре. Рассказывают, что он мастерски исполнял старинные кряшенские танцевальные наигрыши, а также проникнутые душевной теплотой «улошные напевы».
Хорошо знали легендарного кубызиста Черкасова Ивана и в селе Ильтень-Бута, Калейкино, Светлое Озеро. Его приезд в эти селения считался большим событием, и сельчане специально приходили послушать его игру на кубызе (скрипке).
Встретиться с этим знаменитым народным мастером удалось только в 1976 году. К нему в деревню Савалеево мы приехали вместе с краеведом Дамиром Михайловичем Васильевым. Дед Иван со своей супругой жил в простой деревенской избе. Чувствовалось, что и хозяева, и дом немощны и имеют солидный возраст. Дед Иван узнав о цели нашего приезда, буквально ожил и рассказал о своем увлечении по изготовлению струнных инструментов. К нашему приезду у деда Ивана кубыза не оказалось. Мы заранее предполагали такой вариант, поэтому привезли с собой обычную школьную скрипку, на которой он сыграл несколько наигрышей, в том числе и плясовые. К сожалению, эта магнитофонная пленка не сохранилась. Играл Иван бабай оперев скрипку (кубыз) о левое колено, а смычок держал ладонью вверх.
Изготовленные им думбры и кубызы являлись повторением известных в народе образцов балалайки и скрипки. Эталоном для размеров кубыза и грифа он считал альтовую скрипку, на которой, по его мнению, было удобнее всего играть.
По его рассказам, дед Иван научился играть на кубызе, когда находился на излечении в госпитале во время гражданской войны. В госпитале была скрипка, и он легко научился играть на ней народные напевы. Это увлечение сохранилось и после его демобилизации.
Теперь о думбре. По сравнению с изготовленными на фабрике балалайками, его думбры имели более длинный гриф, чем фабричные. Этот факт дед Иван объяснял тем, что играть на таком инструменте было удобнее. Несмотря на то, что он знал традицию навязывания ладков на грифе думбры, он предпочитал делать на грифе пазы для ладков, закрепляя в них отрезки железных проволок. Дед Иван называл ладовые перегородки на грифе понятием «перде» (пәрдә). Этот факт очень важен для изучения традиций в струнном инструментальном искусстве кряшен. Струны для думбры он вначале изготавливал из овечьих кишок. Но позже вышла мода на металлические струны. Так как они были громче и звонче, поэтому музыканты перестали использовать жильные струны. По желанию заказчиков он изготавливал думбры с тремя металлическими струнами. Кузов думбры он делал треугольным. Нижнюю деку сгибал горячим паром и клеил их из трех или пяти клепок.
Можно также сказать, что савалеевцы не забывают и остальных своих известных односельчан думбристов прошлой истории. Это – Туртай Иван, известный и талантливый музыкант. Он прославился игрой на думбре старинных кряшенских напевов. К сожалению, Туртай Иван (1921-1945) не вернулся с Великой Отечественной войны.
Хочу поблагодарить Ольгу Васильевну Шаймарданову (Черкасову-Агапову), которая в настоящее время проживает в Альметьевске, за предоставленные фотографии народного музыканта, ее деда Черкасова Ивана. Считаю, что пример творчества Черкасова И. было типичным для многих сельских общин края.
p/s Отрадно, что популярный певец, народный артист РТ Виталий Агапов является внуком этого легендарного кубызиста Черкасова Ивана и что он продолжает дело деда, служа на поприще служения родной культуре.

Геннадий Макаров.

На фото:1976 год. Альметьевск. Макаров Геннадий и Васильев Дамир энтузиасты изучения историко-культурного наследия.

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев