Туганайлар

Татарстан

18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Отличительные особенности кряшенских праздников и обрядов

“Симек”, “Питрау”, “Чук”, “Боламык”, “Карга боткасы”, “Шыйлык” – праздники и обряды, проводимые в весенний и летний период

Симек – день поминовения предков, седьмой от пасхи четверг. В день симека ходили с едой на могилу, совершали поминальную тризну, проводились разные гадания. Гадание в семик, то есть в четверг, перед Троицыным днем, по народному и церковному календарю, посвященную поминанию усопших, связано с культом предков. Церковь стремилась соединить древние верования с православием и приурочила дни поминания святых к старым народным поверьям и праздникам. В семик все идут на кладбище. Там нельзя петь. На следующий день собираются на лугу и поют песни.

Питрау – праздник, в в котором переплелись православно-церковные традиции и элементы ранних языческих обрядов кряшен. День святых апостолов Петра и Павла считался у кряшен одним из самых важных праздников в году. К нему готовились заранее: соблюдали пост, чистили и убирали избы, готовили кушанья, красили яйца в желтый цвет.

Согласно поверьям, в Петров день святой Петр 'оплевал' листья, поэтому после этого дня уже не ломали ветки на веники. Люди верили, что после Петрова дня начинает холодать, солнце поворачивает к зиме, птицы перестают петь, а трава расти. В Питрау обязательно нужно было окрестить сады, иначе не будет хорошего урожая. Крещение производилось сидром. На Питрау было принято ходить на кладбище. На могилы предков приносили угощение с нового урожая, собранного на собственном огороде или в лесу, на лугу.

Шыйлык – полевое моление. Этот обряд справлялся сообща и пользовался раньше большой известностью. Шыйлык справлялся весной, на второй или третьей неделе после Пасхи, смотря потому, как сойдет снег и просохнет земля. Кроме определенного времени шыйлык имел и определенное место- за околицей, у старой часовни. В назначенный день, утром, мужчины отправляются на место шыйлык. Одетые по-праздничному, они несут семена яровых хлебов, а также яйца, обычно окрашенные травяным соком, и молочные продукты. Встав лицом на юг, в головном уборе, они шепчут «волшебные» слова, избавляющие от бед, затем угощают родных и друзей и расходятся по домам.

Карга боткасы – обряд, в котором до начала весенних полевых работ на поле варили кашу и кричали “кар-кар”. Молодые парни и девушки сжигали веник.

Боламык – летний праздник молодежи. Само слово “боламык” значит “каша, похлебка”. Традиционно праздник проводится в деревне Савалеево Заинского района. Летом на праздник приглашали гостей и проводили игрища “тугэрэк уен”. В далекие времена боламык проводили так: выходили на поле и варили кашу.

Чүк в буквальном значении «полевое моление» проводится в засуху, когда появляются признаки надвигающегося неурожая.. Инициатива чүк принадлежит старухам, которые руководят всем: наблюдают за порядком обряда и дисциплиной собравшихся. На берегу речки собирается все свободное от работ население деревни — старики, мужчины и женщины средних лет, дети — словом, все — от мала до велика. В большом котле вместимостью 10-15 ведер варится завариха, боламык или чүк буткагы, обычно из полбенной муки, собранной подворно, или купленной на деньги от подворного сбора. После молитвы люди располагаются на зеленой траве. После еды начинается обливание водой.

В сочинении Алексея Яковлева «Наша деревня» (дер. Иванаево Кадряковской вол. Лаишевского кантона ТАССР) от 21 июня 1921 года было зафиксировано, что в деревне проводили обряд «чук».

Известно, что сегодня этот праздник проводят в деревне Козяково-Челны Рыбно-Слободского района и в селе Мелекес Тукаевского района.

В деревне Евлево Тукаевского района обряд полевого моления «чук» проводили до 80-годов прошлого столетия. Старики, мужчины, женщины и дети собирались на роднике «Олы чишмэ», старухи варили кашу, затем все собравшиеся ели ее и после поливали друг друга водой.

В деревне Бурды Тукаевского района на берегу реки варили кашу боламык, проводили обряд “чук иту”, поливали друг друга водой.

В нашей группе во «ВКонтакте» мы провели опрос о знании этого обряда современными кряшенами.

Задав вопрос «Как называется полевое моление, которое проводится во время засухи при появлении признаков надвигающегося неурожая?», мы выяснили, что 55% людей ответили, что праздник называется «боламык», 6% - «шыйлык, 29% - «чук», 6% - «симек», 4% - «питрау».

В ходе опроса выяснилось, что в некоторых населенных пунктах (Пестречинский, Заинский, Мамадышский районые) этот обряд называют «карга боткасы». В этот день деревенские жители поливали друг друга водой: “Бер чиләк су алып чыгасын да, урамга узып барган кешене коендырасың, минем мама коендырганны күргән бар”.

По книгам Ф.Баязитовой "Говоры татар-кряшен в сравнительно освещении", "Татар халкының бәйрәм һәм көнкүреш йолалары"

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Комментарии

  • аватар Без имени

    0

    0

    Мамадыш районы Тубан арняш авылында Чурмачлеки дилер аны