Туганайлар

Наиля Альмеева: «Традиции живут тогда, когда ими дорожат»

В 2013 году в издательском Доме «Контраст» города Санкт-Петербурга вышло этномузыковедческое издание «Песни татар-кряшен». Альбом из 470 страниц содержит в себе подробные нотные записи традиционных старинных песен и фрагменты православных молитв, научные статьи о фольклоре кряшен на русском и английском языках, тексты песен с переводом на русский язык и DVD-диск...

- Наиля Юнисовна, вышел из печати второй том серии «Песни татар-кряшен». На сей раз он посвящен молькеевским кряшенам, расселенным на территории Кайбицкого района Республики Татарстан. Чем второй том отличается от первого, который вышел в свет еще в 2007 году?

- Тома серии «Песни татар-кряшен» представляют песенный фольклор кряшен разных территориальных групп, а у них у всех есть свои напевы. 1-й том (с записями 1992 и 1999 гг.) содержит традиционные песни кряшен пестречинской (примёшинской) группы, а 2-й том - молькеевской (кайбицкой) группы (с записями 1986-1987, а также 2007 гг.). У молькеевских, например, есть причитание невесты и напевы Масленицы, которых нет у других кряшен. У пестречинских есть потрясающей красоты Өмә көе (Напев помочи). Отличаются и свадебные песни разных мест, и другие песни. Серия задумана для того, чтобы показать научному миру и всем людям, какое разнообразие старинных мелодий имеется у наших кряшен: гостевые, застольные, свадебные, рекрутские, хороводные. Это настоящее музыкальное богатство и для музыкально-этнографической науки, и для культуры Татарстана и России.

Впервые напевы кряшен издаются так подробно и так красиво: я надеюсь, что всем, кто интересуется и купит книгу, будет приятно поставить её на полку у себя дома. Это - достойное издание фольклора. И ведь к каждому тому приложен диск - на нём голоса деревенских певцов. И это тоже - впервые в истории!

- В какие годы, при каких условиях и где был собран этот полевой материал? Наверное, из года в год труднее находить сохранившиеся образцы древней песенной культуры?

- Я начала записывать песни кряшен в экспедициях с 1978 года. С тех пор собрано очень много записей. Материал - богатейший. Конечно, многие обрядовые песни ушли вместе с мастерами пения. Но всё же, последние экспедиции показывают, что ещё очень много кряшен, поющих старинные традиционные песни, причем это не такие старые люди - 50-60 лет. Буквально недавно - в июне этого года - записала празднование Троицы в деревне Ильтен-Бута Альметьевского района. И обряд жив, и его напев. В этой экспедиции очень помогала Валентина Горбунова, заместитель председателя сельского поселения. Отдельное спасибо ее маме - Татьяне Алексеевне - за то, что проводит обряд как положено. В деревне очень добрые, гостеприимные люди, и у них прекрасный живой песенный ансамбль, о котором Валентина Горбунова очень заботится. Всё-таки когда традициями дорожат, традиции живут.

А во время работы над вторым томом я совершила дополнительную поездку к молькеевским кряшенам в 2007 году, чтобы кое-что уточнить. Так там в деревне Старое Тябердино удалось записать замечательную рекрутскую песню в исполнении трех мужчин - Владимира Федорова, Михаила Харитонова, Михаила Герасимова. Мужчины редко поют для записи. Их прекрасное исполнение можно услышать на звуковом приложении ко 2-му тому - на видеозаписи. Еще на видеозаписи в книге можно увидеть как Токмакова Галина Александровна из деревни Старое Тябердино красиво и ласково поет гостевые песни. А ей подпевает ее 95-летняя свекровь. Никогда не забуду, какие у них дружные отношения! А в деревне Большое Тябердино замечательные бабушки Мария Батманова, Елена Леонтьева, Мария Драндрова рассказали о старинной свадьбе и весенне-летних хороводах. Вот так по крупицам собирается материал о традициях прежних времен. В поездке 2007 года нам очень способствовала Светлана Матвеева, председатель Хозесановского сельского поселения - встречала нас как дорогих гостей, провожала на своей машине, ездила с нами и в Старое, и в Большое Тябердино. Спасибо ей огромное за помощь. Когда нужно было что-то уточнить - в обычаях, словах, - я советовалась с кряшенами, которые живут в Казани: с Геннадием Макаровым, Людмилой Белоусовой, Валентиной Максимовой, Ольгой Бятиковой.

- Скажите, насколько сегодня интересуются песенной культурой кряшен?

- Когда я начинала исследовать песенную культуру кряшен, о ней не было никакого представления в обществе. Песни кряшен не звучали нигде. Сегодня я вижу огромный к ним интерес, возникла масса самодеятельных ансамблей, поющих кряшенские песни. Создан даже государственный ансамбль кряшен "Бермянчек". Это, безусловно, радует. Только я не устану повторять: песни кряшен петь очень сложно, их легко испортить. Надо понимать, как они поются, надо многое знать о фольклоре. Я со своей стороны всегда готова помочь любому ансамблю в плане исполнительства.

- Какое место занимает песенная культура кряшен в контексте мировой музыкальной культуры?

- Песенная культура кряшен, как и любая другая, ценна как часть мировой музыкальной культуры устной традиции. В контексте поволжского региона это самобытная, яркая, голосистая песенная культура. Фольклор кряшен - эт песни средневекового Поволжья, его очень интересно изучать, сравнивать с фольклором других народов Поволжья и наших древних родственников: венгров, болгар, и других. Счастье, что мы успеваем записать то, что ещё осталось.

- Наиля Юнисовна, вы - единственный ученый в России, изучающий песенную культуру кряшен, мы видим реальные результаты Ваших трудов. Пожалуйста, поделитесь Вашими планами на будущее.

- До меня записывали и публиковали фольклор кряшен М. Нигмедзянов и Р.Исхакова-Вамба. Собирает его и Г. Макаров. Но я, пожалуй, единственный музыковед, посвятивший всю свою жизнь записи и изучению именно песенного наследия кряшен и его публикации. В ближайшем будущем - подготовка к печати ценнейших материалов в следующие тома, а также книга-исследование о песенных традициях кряшен.

- Спасибо. Желаем Вам здоровья и успехов в осуществлении Ваших творческих замыслов.

- А я желаю нам всем, чтобы песни кряшен все оценили по достоинству за их красоту.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Реклама
  • 4 май 2018 - 16:28
    Правнуки рассказывают о своем прадеде (http://pestrecy-rt.ru/)
  • Закрытие IV Форума кряшенской молодёжи Фоторепортаж
  • Волнуют ли кряшенскую молодёжь вопросы семьи? ФОТОРЕПОРТАЖ
  • "Айбагыр" Олы көн 2018
  • Чему научились делегаты Форума на мастер-классах ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Открытие IV форума кряшенской молодёжи ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Как делегаты IV Форума провели первый день
  • В Кировской области впервые прошел семинар по наследию кряшен
Ночной режим