Туганайлар

Татарстан

18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Из истории село Албаево

Из сочинения слушателя старейшей подготовительной группы Александра Кирилловича Москвина «Село Албаево Шеморбашской волости Мамадышского уезда» от 17 сентября 1921 г.

По рассказам прадедов, в прежнее время, где теперь находится село Албаево, местность была покрыта дремучим лесом. С давних времен тут бродила небольшая шайка разбойников-татар. И вот они устроились около реки, которая протекает с северо-запада на восток, в Каму. Сначала они построили небольшие шалаши, а потом постепенно вырубили и расчистили местность для посева. Об устройстве этой шайки узнали жители соседних деревень и стали входить в сношения с ними. Таким образом пошла раскольная жизнь, и уже стали строить небольшие домики. Атамана этой шайки звали Алабай, от чего и получила свое название наше село Албаево.

Верстах в сорока [от нас] находится русская деревня Комаровка. Тут уже народу было много, но земли было мало. И вот они приезжали в нашу деревню и просили разрешение переселиться. Потом же (они) согласились между собой, и семь семейств из Комаровки переехало к нам в Алабаево. Через несколько десятков лет количество русских крестьян увеличилось, и они пожелали построить церковь. Но русские еще захотели, чтобы и татары приняли христианство. Количество татар было небольшое, и они согласились на принятие христианской веры. Наконец, они подали заявление в город Казань для построения церкви. Через некоторое время приехала из Казани одна богатая женина и, посмотров на красивую местность деревни Албаево, пожелала на свой счет построить церковь в честь Иоанна Крестителя. Церковь строили шесть лег и, когда она была совсем готова, то подали прошение на высылку священника. Когда приехал священник Тихомиров, церковь освятили и произвели крещение татар.

Прежде всего они стали вырубать леса и расчищать земли для обработки. Часть леса брали на постройку домов, а из остального жгли угли и работали доски. И все это отправляли на пристань Берсут, оттуда его развозили в разные стороны. Занимались главным образом земледелием, скотоводством и другими промыслами. А именно плотничеством и в малом количестве рыболовством. Ввиду того, что река [здесь] небольшая, то и рыба бывает мелкая. Начало реки в лесу, в верстах десяти от села, и называют ее Берсут. С левой стороны в реку Берсут впадает маленькая речка Кисканча. Около Берсута построены две мельницы: одна в верхней части села, другая — в нижней. В конце двадцатого года, накануне нового года, двадцать первого, нижняя мельница сгорела дотла. В нынешнем году мельницу снова поспешили построить, хотя это требовало большой суммы денег.

Посередине села, около реки, находится кузница, в которой занимаются кузнечным промыслом. Всех рабочих в кузнице около пятнадцати человек, и работают они бесплатно. Плату они теперь получают от совета, а также получают и продукты. Наше село окружено с трех сторон лесом и небольшими полями, которые изрезаны небольшими оврагами. Каждый овраг имеет свое название, например: 1) Кибәннәр елгасы — получило свое название оттого, что прежде около этого оврага стояли скирды хлеба. Есть еще небольшой овражек, по которому течет ключ под названием: 2) Аракычы елгасы. Это название он получил оттого, что раньше здесь варили вино. 3) Сулы елга — это название оттого, что тут весь (берег) вдоль оврага покрыт водой. 4) Кутуруг елгасы, 5) Тирәк үзән, 6) Гульбурә, 7) Шишермә.

Названия полей: 1) Иске Мака тау башы, 2) Кырбашы — это значие олого, ое и конец поля, 3) Субак и 4) Заводское поле. Оно получило название оттогов, что раньше был тут поташный завод. Больше относительно полей и оврагов написать не знаю.

Самая ближайшая станция железной дороги находится в пятидесяти верстах от села — это Кукмор. Почтовая станция (находится) в пятнадцати верстах — это Абди. Уездный город Мамадыш находится в пятидесяти верстах. Волостной совет Шеморбашевский находится в десяти верстах. Земли на одну душу приходится одна треть десятины в трех полях. Обыкновенно спать на меже не дозволяется, а тот, кто уснет на меже, то ему предстоит нехорошее впереди. Когда сеют яровые хлеба, то с первой горстью зерна выбрасывают яйцо. Когда доканчивают жать ржаной хлеб, то оставляют горсть несжатой соломы и в нее завязывают кусок хлеба под названием «Христова бородка». Значение этой жертвы такое, чтобы на будущий год получился урожай еще лучше.

Крестьяне нашего села годов тридцать тому назад спорили из-за земли с соседней деревней. Большое поле, принадлежащее нашей деревне, засевалось соседней деревней. Крестьяне нашего села несколько раз просили отдать землю, принадлежащую нам, но они все продолжали засевать. Наши обращались и к начальству. Начальство разрешило засевать нам, но они делали свое. Тогда наши рассердились, собрали сход и послали одного человека в соседнюю деревню, чтобы все они вышли драться на это поле. Уговор был такой, что, если кто победит, тому достанется земля. И вот они назначили какой-то день, и вышли на битву. Сначала у них пошел спор, а потом сразилась битва. Битва продолжалась целый день, и победа оказалась на нашей стороне. Было из противников Трое убитых и восемь человек раненых, из них некоторые померли.

Некоторые жители при первом выгоне скота весной в поле, женщина или мужчина, снимают с себя пояс и кладут его в воротах, чтобы весь скот перешагнул через пояс. Это значит, чтобы скотина не растерялась. Значение звезды, падающей, у нас в селе такое: если упала звезда, то значит, кто-нибудь помер. Подымающаяся столбом пыль — и это, говорят, что чертова свадьба.
Источник: НА ЧГИГН. Отд. I. Фонд Н. В. Никольского. Ед. хр.309. Л.379-384.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев