Составить родословную – сохранить память о предках
Иван КУЗЬМИН из Набережных Челнов проделал большую работу и составил родословные по отцовской и материнской линиям.
В последнее время интерес кряшен к изучению своих корней растет. Составить генеалогическое древо непросто, но того стоит, поскольку исследование своего рода открывает перед человеком интересные факты о предках. Иван КУЗЬМИН из Набережных Челнов проделал большую работу и составил родословные по отцовской и материнской линиям. У него нет исторического образования, зато есть пытливый ум и аналитическое мышление. Иван Кузьмин руководит одним из самых крупных частных индустриальных парков в Республике Татарстан «База оборудования». Он считает себя ответственным за передачу потомкам информации о своем народе и о своих предках. Корреспонденту газеты «Туганайлар» Иван Кузьмин рассказал об опыте составления родословной.
Без тамги не найдешь пращуров в загробном мире
- Откуда возник интерес к изучению своего рода?
- В 90-е годы прошлого столетия появились веяния, где общество говорило про народности. Мы с отцом – Петром Андрияновичем – задались вопросом: «Кто мы есть?». Начали изучать книги и журналы. Моим первым учителем был папа, а также историк Максим Глухов. По воле судьбы мы с ним встретились в 90-е годы в Казани и беседовали около часа. Тогда я заразился идеей кряшен-ногаев. На сегодняшний день я знаю достаточно, чтобы написать книгу для своих детей, внуков и правнуков, объяснить на простом и доступном языке о том, кто такие кряшены. Сейчас я занят этой работой.
В 2000 году скоропостижно скончался папа. Это трагическое событие навело меня к мысли, что я что-то упускаю, то есть о кряшенах я могу рассказать своим детям, а вот откуда берет начало мой род – нет.
Петр Андриянович и Тамара Егорова с маленьким Леонидом (братом Ивана)
- Как искали своих предков? С чего начали?
- Я начал собирать информацию по линиям отца и матери. Мой отец родился и вырос в деревне Средний Багряж Заинского района, а мама – в селе Бурды Тукаевского района. Эти деревни расположены в пятнадцати километрах друг от друга.
Со слов отца и бабушки (его матери) я составил примерную схему будущей родословной: «папа – Петр, у Петра – Андриян, у Андрияна – Никита, у Никиты – Кузьма, у Кузьмы – Михаил». После этого начал свои изыскания. Я знал, что у нашего рода есть свой родовой знак – тамга – в виде молота (чукеч тамгасы), похожего на букву «Т». Он считается сильным знаком. Тамгу редко можно встретить и у мишарей. А у тех тюркских народов, которые приняли ислам, тамга уходит в небытие, у кряшен до сих пор тамги вырезают внизу на кресте. Существует такое предание, что, если нет родового знака на могиле, значит, человек в загробном мире не сможет найти своих пращуров, умерших в язычестве до принятия православия.
- Какие инструменты использовали для составления родословной?
- В первую очередь, для меня стала подсказкой тамга. Родовой знак сохранился на могиле дедушки-фронтовика Андрияна Никитича. Он ушел на войну молодым, грамотным человеком, а вернулся без руки, сильно пострадал. Я ездил на каждое девятое мая на кладбище в Средний Багряж почтить его память и начал потихоньку смотреть и выписывать данные тех, у кого тамга в виде молота (чукеч). Составил примерное древо. Но понимая, что поиск предков по родовому знаку не даст мне полной информации, потому что на чьей-то могиле крест отвалился, где-то данные стерты, может быть много однофамильцев, кто-то забыл родовую тамгу, а кто-то просто ее не ставит, я поехал в Казань и обратился в архив с запросом сведений о дедушке-фронтовике. В казанском архиве мне не смогли найти данные. Затем я обратился в Уфу. Там хранится часть данных, поскольку мы относились к Мензелинскому уездуУфимской губернии. Я частично заказал документы. Это были метрические книги на деревню Средний Багряж. Там были сведения с конца девятнадцатого века – до Октябрьской революции.
Мой дедушка Андриян родился в 1907 году. Его отец Никита – в 1875 году. Для того чтобы найти информацию о предке, нужно знать год его рождения в метрических книгах. Потом задача убыстряется, становится легче искать, потому что знаешь примерный срок жизни, отсчитываешь, читаешь страницы рождения, смерти и бракосочетания.
Я собрал интересные фотографии, нашел информацию о том, кто был свидетелем, из какой деревни была жена. Очень интересно было наблюдать, что жен брали из разных деревень. Например, в деревню Багряж жен брали из сел Бурды, Федотово.
После поиска родных в метрических книгах, я стал искать предков в документах 1600-1700 годов. Мне очень сильно помог краевед Валерий Зарубин.
Документы 1600-1700-х годов написаны скорописью. Это такой вид письма, который невозможно прочитать без определенной подготовки. Я нашел человека, который мне все расшифровал. Это историк Максим Стрельников из Волгограда. На село Бурды мы расшифровали документ 1686 года. В самой ранней записи на Бурды писалось, что там было семь дворов, восемь человек недорослей, пятнадцать человек платили ясак. Прописано четко, сколько людей было и в какую сотню они входили. Доподлинно доказано вхождение кряшен из села Бурды в сотню Андреева из переписи 1762, 1764 годов.
Предки найдены до десятого колена
- До какого колена знаете своих предков?
- По отцовской линии, к сожалению, я нашел не так много предков, как по материнской. Если считать от меня, то семь колен. Это мало, потому что со стороны матери мною найдено десять поколений.
На деревню Средний Багряж я не смог пока найти все архивные документы. А по селу Бурды у меня почти все ревизские сказки и церковные книги есть, я по каждому роду могу помочь людям. В Бурдах я нашел предков до шестнадцатого века. Примерно до семнадцатого века документально подтверждено.
- Расскажите семейные легенды.
- Помимо сбора сведений о рождении и смерти предков, я записывал разные интересные истории нашего рода.
Со стороны мамы из уст в уста передается такая легенда. Изначально, примерно с тринадцатого века, жители Бурдов были христианами-несторианами или православными. Подселили к ним бравого казака, который говорил на русском. Он был очень высокий и худощавый, а волосы черные как ночь. Кстати, в роду Карабашевых эти черты четко прослеживаются. Почему отправили казака? Потому что в это далекое и непростое время недалеко от нашего поселения буквально за лесом были деревни, где проживали татары.
А государство пыталось их стимулировать с целью перехода в христианскую веру, отменяли им ясак, выделяли им хорошие земельные участки. Только дошло до царя-батюшки или до Уфимской губернии, или до губернатора, что с утра татары стараются показывать рвение к христианской вере, а по ночам читают намаз и держат свою веру. Вот и отправил царь-батюшка верных служилых людей для контроля текущего доклада. Так вот татары в основном в этих поселениях были светло-русые. Издалека замечали высокого всадника на коне и кричали «Энэ тагын килэ теге карабашлы казак» (Вон снова идет тот черноволосый казак). Так и прикрепилось за ним прозвище «Карабаш».
А когда начали раздавать фамилии в церкви, его записали «Карабашевым». Так у нас пошла фамилия. Со стороны матери у нас все очень хорошо говорили на русском. Например, тетя Зина, сестра мамы, не обучаясь специально языку, бегло на нем говорила. Хочу сказать, что это передалось им по наследству.
По линии отца из поколения в поколение рассказывают такую историю. Был в Среднем Багряже еще до революции мужик с сильным характером. Он разводил коней, употреблял в пищу конину. Звали того человека Игнат. Вся родня над ним смеялась, потому что православным конину есть нельзя. Но наши предки-тюрки ее употребляли в пищу. Так вот жена говорит ему: «Слушай, Игнат, над тобой же все смеются от того, что ты конину ешь». Тогда Игнат зарезал коня, сварил его и пригласил всех родственников на обряд «Рэт эчу». Гостям сказал, что зарезал молодого бычка. Стал всех угощать, а после традиционного «пошел боткасы» спросил их: «Ну как, понравилось мясо?». Гости ответили: «Да-да, все было очень вкусно». Игнат им говорит: «А вы поняли, что за мясо ели?». Гости: «Да, ты же сказал». А Игнат взял да изобразил ржанье коня: «Иго-го». Все до сих пор помнят эту историю.
Игнат был не только крепким крестьянином, но скоро он начал продавать различные краски в деревнях, зимой на санках, летом на тележке. С этого начал и уже в революции был купцом знаменитым, имел магазины и склады, в том числе и в городе Ижевске. Но, к сожалению, был расстрелян после революции, а дети и жена успели уехать заграницу. Маленьким я еще видел эти старинные здания в Ижевске.
Семья Кузьминых
- Как появилась фамилия Кузьмин у вашего рода?
- Наша фамилия появилась от имени Кузьма. Был такой предок Кузьма-солдат. Он почти двадцать пять лет отслужил. После службы вернулся в деревню, женился. Родил много детей. От него пошли мы – Кузьмины. У Кузьмы дед, по нашим сведениям, погиб на Отечественной войне 1812 года. Он числился в довоенной переписи, а в послевоенной переписи не зафиксирован. Факт его рождения, женитьбы, сведения, откуда взял жену нашли. Она была из Верхнего Багряжа. Жена, двое детей появляются в ревизии 1816 года, его самого нет. Сейчас мне надо поднять ревизские сказки по Верхнему Багряжу, чтобы понять, появилась ли жена там. Скорее всего жена с двумя детьми переехала к родителям, когда была война. От одного из сыновей пошел наш род.
В нашей семье очень четко говорили, что все служили, были верны царю-батюшке. Я горжусь своим предком Кузьмой-солдатом. Он после скольких войн вернулся на родину, создал семью, родил пять детей и подарил нам жизнь. Он пример для подражания, я мечтаю, чтобы мой сын стал офицером, исполнил мою мечту.
02-04-2022г.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Нет комментариев