Почему нагайбакцы должны были жениться и выходить замуж лишь за родственников?
В этом году областной фестиваль кряшенской и нагайбакской культуры «Арыумысыз, туганнар!» был посвящен нагайбакским свадьбам.
Областной фестиваль кряшенской и нагайбакской культуры «Арыумысыз, туганнар!» прошел на юге Челябинской области накануне Дня народного единства. Он объединяет кряшенов и нагайбаков Челябинской области и Республики Татарстан.
В этом году фестиваль решили посвятить нагайбакским свадьбам, и музейные экспонаты, соответствующие теме, перевезли в Дом культуры села Кассель, где и развернулось основное действо фестиваля.
Там уже на пороге гостей и зрителей, словно главных сватов, встречали с гармошкой, шутками, традиционной выпечкой и даже горячительными напитками. В фойе одну часть зала посвятили застолью, где на длинном столе представили не только взгляду, но и вкусу гостей национальную выпечку, десерты и сельские деликатесы. Именно так угощали столетия назад на свадьбах.
Вторая часть зала — приданое. Нагайбакских невест собирали всем родом: здесь и текстиль, посуда, сундук, мебель и даже ткацкий стан. Мастер-ремесленник Челябинской области Анна Минеева, ловко управляя челноком в стане, рассказывает, как готовили к замужеству нагайбакских девушек.
«Уже к 14—15 годам у девочек был почти готов комплект приданого: 40 тканых полотенец, рубашки для мужа, половики, перина, подушки, комплекты постельного белья. Это собирали женщины всего рода с рождения девочки, бережно складывали в сундуки, где текстиль хранился годами. После свадьбы девушка входила в дом мужа и вешала на гвоздь в стене свое полотенце. Таким образом она показывала, что в молодой семье появилась новая хозяйка», — рассказывает Анна Минеева.
Обязательный атрибут приданого — кровать и все постельные принадлежности. Супружеское ложе в обилии пуховых подушек представили и на выставке.
«Сюда я принесла семейные подушки, это не музейные экспонаты, а самые настоящие свадебные подушки моей мамы, Танаевой Татьяны. Именно с ними в 1959 году она выходила замуж за моего отца Танаева Александра. Да, вы не ошиблись, фамилия у них одна. Раньше было принято выдавать молодых из одного рода, чтобы далеко не уходили родственные связи. Мои родители были родственниками друг другу в четвертом поколении. Мама сама вышивала наволочки к этим подушкам», — рассказывает сотрудница Кассельского музея Татьяна Яковлева.
На скамье у сундуков расположились бабушки и девочки. Сидящие реконструируют старинные вечерки, когда женщины учили молодежь рукоделию. Девочки вяжут на спицах.
Пока экскурсоводы рассказывают о многодневных свадебных хлопотах гостям, в углу фойе скромно, как и было принято, стоят «молодожены». На такую почетную роль 17-летний Никита Бочкарев из соседнего села Остроленка и 14-летняя Анастасия Велина прошли настоящий кастинг. Пару выбрали за артистизм и соответствие внешности образам того времени. На Никиту надели настоящий костюм казака, на Настю — традиционное нагайбакское платье.
«Нагайбакская свадьба сопровождалась множеством обрядов. Один их них, самый шуточный, посвящен предстоящему продолжению рода. Обычно обряд проводят посаженые родители. Перед гостями выносили перину и в комедийном исполнении молодым советовали и даже показывали, как проходит брачная ночь. Куда деть руки, например. Или что инициатива переходит к мужчине. За всеми шутками и даже порою нелепостью стоит глубокий смысл: старшее поколение не намекало, а прямым текстом озвучивало молодым, что семья — это дети и продолжение рода», — рассказывает Татьяна Дюскина из Остроленки.
Этот обряд среди прочих свадебных инсценировали на сцене ДК, где прошел конкурс среди коллективов художественной самодеятельности. В конкурсе приняли участие местные ансамбли, а также из Мамадышского района и города Казани Республики Татарстан, Чебаркульского района Челябинской области.
Тогжан Мусабаева, Первое областное информагентство
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Нет комментариев