Путь крутых переломов. Максиму Глухову – 75 лет
Исполнилось 75 лет со дня рождения видного писателя и историка Максима Степановича Глухова. К сожалению, сам Максим Глухов не дожил до этого юбилея. Он пополнил ряд ушедших от нас видных деятелей татарстанской культуры, которые начинали свою творческую деятельность в годы Советской власти, а затем прошли вместе со страной долгий для...
У нас не так уж много профессиональных писателей, которые при этом являются профессиональными историками. Впрочем, в данном случае, слова «историк» и «писатель» можно легко поменять местами. Такое сочетание позволило объединить высокий научный уровень его трудов по истории и краеведению с умением настоящего мастера слова донести до читателей, причем в интересной и занимательной форме, весьма сложный исторический материал, четко обозначив по основным вопросам свою собственную позицию. При этом ему удалось избежать перекосов в ту или иную сторону, писательского и ученого исследователя, что, конечно, дорогого стоит. Как говорится, все познается в сравнении. На мой взгляд, если говорить о сравнении Максима Глухова с другими авторами, уместно вспомнить другого нашего земляка, а именно Сергея Тимофеевича Аксакова. При всей несхожести их писательских стилей и огромной разнице эпох, в которых им довелось жить и писать свои произведения, невольно бросается в глаза их одинаковая любовь и громадный интерес к природе нашего края, к жизни разных людей, населяющих его, стремление непременно донести до читателей все, что они думают и ощущают, прикасаясь к этим, так их волнующим, предметам. Кажется, они оба готовы бесконечно много рассказывать о каждой бабочке, о каждом растении, которые обитают на этой земле, о каждом человеке, который здесь живет и трудится, мыслит и чувствует.
Но, сравнивая двух наших замечательных земляков, нельзя не сказать о том, что их различает. По свидетельству многих современников и биографов Аксакова, он обладал способностью не только любить свою малую Родину, не дав этому чувству «затеряться» в его сознании в любви к большой Родине - России. Несмотря на жгучую боль и сожаление по поводу очевидных для него пороков и несовершенств, Аксаков был склонен скорее смириться с ними или, по крайней мере, поддержать полумеры, чем выступить за изменение основ общественной жизни.
Не таков был Максим Глухов. Он не только открыто выражал свое собственное отношение к проблемам общества, по которым считал себя компетентным, но и постоянно отстаивал свою позицию, даже тогда, когда был в явном меньшинстве, и даже тогда, когда это было чревато недовольством многих. Причем не ограничивался отстаиванием своих взглядов только на бумаге, но выступал с ними на открытых форумах и иных площадках. И как-то забывал сам, и заставлял забывать других, что вообще-то он был человеком сдержанным и не «драчливым». Как ученый-историк, Максим Глухов представлял своим читателям только такие позиции, которые тут же обосновались, опираясь на конкретные исторические, социологические, этнографические и другие факты и сведения, которые представлялись с глубокой теоретической переработкой. Разумеется, это требовало глубоких и разносторонних знаний. Однако использовать весь потенциал своей эрудиции «от случая к случаю», для обоснования тех или иных положений по отдельным вопросам, очевидно, не удовлетворяет такого деятельного и активного автора, поэтому со временем возникла потребность реализовать свой потенциал более полно. Такую возможность Максим Глухов увидел в написании энциклопедии татарской жизни, которая содержала бы в систематизированной форме самые обширные сведения об истории и современной жизни татар. Так и родилась «Татарика» - книга, где в энциклопедической форме излагается богатейший и разносторонний материал, которым располагал автор. Одновременно представляется и обосновывается вся система взглядов Глухова. С ними можно соглашаться или нет, что, впрочем, и происходит, как и предполагал сам автор.
В этой статье мы не станем подробно рассматривать отдельные аспекты или особенности позиций, которые затрагивались Глуховым. Можно лишь добавить, что в этих дискуссиях Глухов четко и последовательно излагал свои взгляды представителя кряшен, как специфической этнической группы. В этом состоит особенность и уникальность автора среди тех деятелей татарской культуры, о которых упоминалось в начале статьи.
В заключение отметим еще один аспект научного и литературного творчества Максима Глухова. В последние пару десятков лет у нас происходит заметный рост интереса людей к истории не только республики, но и своего района, города, села, своих непосредственных предков в отдельных семьях. То есть к той истории, которая ближе всего к конкретному человеку, но практически задвинута и забыта. Все большее число людей самых различных профессий и уровня подготовки начинают собирать сведения о том, кто были их предки, как жили их деды, прадеды и т.д. Даже во многих селах и деревнях уже написаны или пишутся книги исторического и краеведческого характера, составляются родословные отдельных семей, а на первый план выходит качество этих исследований и описаний. На наш взгляд, в этом есть несомненная заслуга Максима Глухова, который в своем творчестве уделял большое внимание истории края, жизни отдельных районов, сел, известных родов, чьи представители оставили след в памяти людей. Конечно, было бы преувеличением назвать Глухова основателем этого самодеятельного народного творчества. Главный источник, побудительная сила этого творчества - это, конечно, сама история нашей страны в ХХ веке, с ее революциями, войнами, коллективизацией, репрессиями и гонениями, коснувшимися миллионы людей и семей, которые в корне изменили не только классовую структуру общества. Ну а творчество Максима Глухова - это один из ярких примеров того, как можно профессионально и с полной самоотдачей заниматься этим делом.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Нет комментариев