Справка о дореволюционных кряшенских церквях г. Казани, Лаишевского и Мамадышского уездов Казанской губернии
Поворотным моментом в строительстве церквей в кряшенских деревнях послужил 1869 год – когда была отслужена литургия на церковно-кряшенском языке о. Макарием (Невским) в храме Ярославских чудотворцев на Арском поле
Принято считать, что строительство храмов в кряшенских деревнях приняло массовый характер только после просветительской деятельности Н.И. Ильминского и о. Василия Тимофеева. Но имеются данные, которые указывают, что храмы были на территории кряшенских деревень и до этого времени. Так, краевед И.А. Износков в своем труде пишет об одном предании, где говорится, что в деревне Дюртили-Субаш Лаишевского уезда Казанской губернии трудами архиепископа Гурия была устроена церковь. Но, из-за того, что население было равнодушно к этой церкви, ее перенесели в дер. Карабаян того же Лаишевского уезда [2].
Следующим упоминанием о строительстве церкви именно для кряшен, является труд Н.А. Спасского, где он указывает на то, что при содействии архиепископа Луки (Конашевича) в Татарской слободе г. Казани в 1749 г. была построена каменная церковь во имя Захарии и Елисаветы [6]. Но, со временем она обветшала, вследствие чего была разобрана.
Необходимо также отметить, что кряшенское население ходило в соседние русские села, где существовали церкви. Но, из-за того, что служба велась не на их родном языке, у кряшенского населения не наблюдалось ревности в соблюдении обрядов и таинств.
По-настоящему духовное просвещение кряшен началось после переводов богослужения на церковно-кряшенский язык трудами Н.И. Ильминского и о. Василия Тимофеева. Поворотным моментом в строительстве церквей в кряшенских деревнях послужил 1869 год – когда была отслужена литургия на церковно-кряшенском языке о. Макарием (Невским) в храме Ярославских чудотворцев на Арском поле. После этого родилась идея строительства домовой церкви в Крещено-татарской школе в 1871 году.
Далее мы приводим список церквей по отдельным уездам с датой постройки и с их кратким описанием.
г. Казань
Гурьевская церковь при Центральной крещено-татарской школе во имя святителя Гурия Казанского Чудотворца построена в 1871 г. на средства купца П.В. Щетинкина.
Капитал на устройство церкви составлялся с 1869–1870 гг. В июне 1870 г. учредителем школы (о. Василием Тимофеевым) было получено 1450 рублей при письме Федора Адольфовича Оома, секретаря княгини-государыни Марии Федоровны.
Кроме этой суммы в 1869 г. пожертвовано было на сооружение церкви купцами, братчиками Братства свт. Гурия, Константином Яковлевичем Калининым и А.П. Кропачевым 600 рублей. Но нашелся благотворитель Павел Васильевич Щетинкин, который взял на себя все устройство церкви, а вышеупомянутый капитал был сделан неприкосновенным фондом. Иконостас простой, но изящной работы. Несмотря на свой малый размер, представляет все части и принадлежности церковного иконостаса. Год закрытия 1921 г.
Лаишевский уезд
с. Карабаяны. Церковь деревянная, построена в 1899 г. на средства К. Пузырева вместо обветшавшей, теплая, однопрестольная, во имя Казанской Божьей матери. Год закрытия 1940 г. [1]
с. Меретяки. Церковь деревянная, построена в 1897 г. на средства купца Эм. Карл. Хоблера, теплая, однопрестольная, в честь Св. Живоначальной Троицы. Год закрытия 1940 г.
с. Серда (в это село входила кряшенская дер. Верхняя Серда). Церковь каменная, построена в 1774 году неизвестно на какие средства, двухпрестольная, главный холодный, в честь Преображения Господня, придел с левой стороны, теплый, во имя святой великомученицы Параскевы, с правой стороны выстроен вчернь придел во имя святой мученицы Софии. Памятник архитектуры традиционного типа со скупым декором в стиле барокко [5]. Год закрытия 1941 г.
с. Уреево Челны. Церковь деревянная, построена в 1892 г. на средства купца В.И. Ждановского, теплая, однопрестольная, во имя Казанской Божией матери. Год закрытия 1939 г.
с. Янцевары. Церковь деревянная, построена в 1884 г. на средства купца П.В. Щетинкина, теплая, однопрестольная, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Год закрытия 1940 г.
с. Гороховое Поле. Церковь деревянная, построена в 1890 г. на средства Св. Синода и пожертвования, теплая, однопрестольная, в честь Вознесения Господня. Год закрытия 1940 г.
с. Шеморбаши. Церковь деревянная, построена в 1889 г. на средства купца Г.И. Щеголева, теплая, однопрестольная, во имя Святых апостола Петра и Павла. Год закрытия 1939 г.
с. Ковали. Деревянная церковь в честь Архистратига Божьего Михаила. Перенесена из с. Смолдеярово Лаишевского уезда в 1905 г.
с. Ташкирмень. Каменная церковь в честь свт. Гурия Казанского Чудотворца, построена в 1912 г. Строительство каменного храма в с. Ташкирмень было начато в 1895 г. по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского и по инициативе Братства Святителя Гурия и заведующего Центральной крещено-татарской школой о. Тимофея Егорова, чтобы жившие в селе крещеные татары могли участвовать в богослужениях на родном языке. Строительство велось на пожертвования благотворителей (одно из пожертвований сделал праведный Иоанн Кронштадтский), но все же из-за нехватки средств было довольно долгим. Работы в основном завершились в 1912 г., а в 1914 г. храм был освящен в честь святителя Гурия Казанского.
Мамадышский уезд
с. Владимирово. Церковь деревянная, построена в 1891 г. на средства Св. Синода, теплая, однопрестольная, во имя св. Троицы. Храм деревянный, на каменном фундаменте, построен в 1893 г. с благословения Павла, архиепископа Казанского и Свияжского, по храмозданной грамоте от 17 января 1889 г., по плану епархиального архитектора Н.Д. Малиновского. Средства на построение храма были высланы Св. Синодом в количестве 3812 руб. 27 коп. Комитетом гг. Стахиевых в г. Ебалуге пожертвовано на постройку храма 800 руб. и на ограду 150 руб.; 516 руб. 57 коп. получено от христолюбивых жертвователей.
Храм по внешнему виду представляет собой форму креста, одноглавый, с железной двухскатной крышей, окрашенной медянкой. Главы покрыты железом; кресты железные с просветами, восьмиконечные. В храм ведут три входа – с западной, северной и южной сторон. Храм обшит тесом, алтарь шестиугольный с тремя довольно большими окнами.
Колокольня построена в одной связи с храмом, имеет два яруса; нижний ярус четырехгранный, а верхний восьмигранный. На колокольне 4 колокола: большой отлит в заводе Н.А. Бакулева в г. Слободском Вятской губернии, весу 14 пуд. 37 фун.; второй – весом 6 пуд. 14 фун. с того же завода; третий – 2 пуд. 15 фун. и четвертый 10 фун. Все колокола отлиты на одном заводе на средства прихожан.
Вокруг церкви имеется большая решетчатая ограда с 3-мя деревянными воротами, построенная в 1899 г. Внутренняя площадь храма 33 кв. саж., имеет крестообразную форму. Престол и жертвенник сделаны из елового дерева. Алтарь отделяется от храма двухъярусным иконостасом. Иконостас столярной работы с резьбою и украшениями, окрашен кармином на масле; рамки, резьба и колонны окрашены белой краской, царские двери вызолочены червонным золотом. Иконы в иконостасе и в храме новые.
с. Абди. Церковь каменная, построена в 1819 г. на средства прихожан, теплая, двухпрестольная, главный во имя св. Троицы, придел во имя Архистратига Божия Михаила. Однопрестольная каменная церковь построена в 1814–1819 гг. на средства прихожан (приход существовал с конца XVII в.). В 1851–1861 гг. храм перестроен на средства священника А.С. Руднева, помещицы В.И. Лощинской и прихожан, в 1861 г. освящен правый придел во имя Архистратига Михаила, а в 1871 г. по проекту архитектора П.И. Романова построена новая колокольня. Средних размеров церковь традиционной композиции декорирована в стиле классицизма. Год закрытия 1940 г.
с. Арняши (Албаево). Церковь деревянная, построена в 1873 г. на средства купца И.С. Кривоносова, теплая, двухпрестольная, главный во имя святого пророка Иоанна Предтечи, придел во имя Св. Великомученицы Екатерины. Год закрытия 1940 г.
с. Дюсьметево. Церковь деревянная, построена в 1890 г. На средства неизвестной благотворительницы и прихожан, теплая, однопрестольная, во имя Казанской Божьей Матери.
с. Елышево. Церковь деревянная, построена в 1869 г. на средства Н.И. Щербакова, теплая, однопрестольная, во имя Архистратига Божия Михаила.
с. Никифорово. Церковь деревянная, построена в 1895 г. на средства купца П.В. Щетинкина, теплая, однопрестольная, во имя Святителя Николая Чудотворца по проекту архитектора Льва Казимировича Хрщоновича. Храм построен по инициативе уроженца с. Никифорово, видного просветителя и миссионера Василия Тимофеева. Средства выделил казанский купец Павел Васильевич Щетинкин, храм освящен в память Николая Ивановича Ильминского. Год закрытия 1940 г.
с. Чура (Троицкое). Церковь деревянная, построена в 1866 г. на казенные средства и прихожан, теплая, однопрестольная, во имя Святой Троицы. Год закрытия 1940 г.
с. Юкачи (Богородское). Церковь деревянная, построена в 1875 г. на средства купца И.И. Стахеева, теплая, однопрестольная, во имя Казанской Божьей Матери. Год закрытия 1940 г.
с. Тавели. В 1818–1823 гг. построен однопрестольный каменный храм, в 1833 г. – придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1860 г. храм горел, перестроен и освящен в 1863 г. Основные средства на реконструкцию предоставил помещик приходской дер. Нагашево Иван Алексеевич Юнисов. В 1866 г. храм снова слегка обгорел, от гибели его спас церковный староста, крестьянин д. Кабы-Копры Сергей Порфирьев. Новый капитальный ремонт, изменивший облик храма, проведен в 1885–1890 гг. на средства помещика приходской дер. Лебедевки Евграфа Алексеевича Лебедева. Средних размеров храм, крестообразный в плане, с двухъярусной колокольней, после перестроек приобрел формы и декор, характерные для византийского стиля проектов К. Тона.
В заключение приведем слова профессора, кандидата архитектуры Н.В. Мамакова, который утверждает, что, сохраняя, восстанавливая и строя новые храмы, кряшены закрепляют в пространстве, на территории, сакральные кряшенские места, и это более чем удовлетворение потребности только в храмах, это сохранение народа и его идентичности.
Источники и литература
1. Государственный архив Республики Татарстан (ГА РТ). Ф. Р-3610. Оп.5. Д. 329-987. О закрытии церкви в с. Ключищи и т.д.
2. Износков И.А. Два реферата, читанные на IV-м Археологическом съезде в Казани, в 1877 г. I. О сохранившихся преданиях по поводу названий русских и инородческих поселений в Казанской и соседних с ней губерниях. II. О личных инородческих именах. Казань: Унив. тип., 1882. 64 с.
3. Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии: г.Казань. Вып. I. Казань: типография Императорского Университета, 1904.
4. Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии. Вып. 6: г.Мамадыш и Мамадышский уезд. Казань, 1904. XXX. 420 с. В надзаг.: Прил. к И. по К. Е. 1904.
5. Липаков Е. В., Афонина Е. В., Долгов Е. Б., Середа Г. И., Якимов И. В. Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI – начало XX веков). Казань: Изд-во «Фест», 1998.
6. Спасский Н.А. Просветитель инородцев Казанского края Николай Иванович Ильминский. Самара: тип. Самар. духов. консистории (Н.А. Жданова), 1900. 376 с.
Семенов Павел Геннадьевич, аспирант Казанский государственный аграрный университет, Казанская духовная семинария, Россия, г. Казань
Родовое древо. Ыру агачы: сборник краеведческих и этнографических материалов / отв. ред. и сост. Л.А. Мухамадеева. – Казань: Логос-Пресс, 2021. – 188 с.
Фото: pixabay.com
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Нет комментариев