Туганайлар

Татарстан

18+
2024 - Гаилә елы
Новости

Какими были гусли кряшен Мамадышского района?

Гусли сохранялись в живой музыкальной практике всех кряшенских этнических подгрупп Татарстана до 1950-х годов.

В советское время со стороны исследовательских учреждений гусли, к сожалению, не стали объектом целенаправленных и плановых исследований.
О наличии гусельного искусства в Мамадышском районе республики упоминает лишь музыковед-фольклорист Махмуд Нигмедзянов в полемике с Азгаром Абдуллиным. Азгар Абдуллин о происхождении гуслей у татар пишет: «По всей вероятности, в далекие времена гусли были заимствованы у соседних народов – марийцев, чувашей и, однако, в дальнейшем не нашли распространения в других местностях» [Музыкальная культура Советской Татарии. Сборник статей. М., 1959, с. 38.]. На это М. Нигмедзянов отвечает следующим образом: «Автор никак не обосновывает и не разъясняет свое предположение. Если гусли «заимствованы у соседних народов», то почему их нет среди параньгинских татар, издавна живущих не по соседству, а среди марийцев (на марийской территории). И в то же время они бытовали в Мамадышском районе, вовсе не граничащем с марийцами, и т. д. Остается неясным, почему Абдуллин считает, что гусли не получили распространения среди татар. Тем более, что до этого он отмечает, что, по свидетельству пожилых исполнителей, мастерство игры на гуслях у них передается из поколения в поколение, а сами гусли существуют с незапамятных времен. Действительно, мы также имеем аналогичные свидетельства пожилых татар-кряшен в различных районах ТАССР» [Нигмедзянов М.Н. Татарские народные музыкальные инструменты // Музыкальная фольклористика. Вып. 2. (Ред.-сост. А.А. Банин). – М.: Сов. композитор, 1978. – С. 280.].
Материалы этой полемики я привел только потому, что в них имеется утверждение о былом наличии гуслей в Мамадышском районе. По сегодняшний день по этой теме отсутствовали доступные документально и материально подтверждающие сведения о былом распространении гуслей в Мамадышском района. Не сохранились они и в живой памяти современного населения. Идет постоянная смена поколений и время безжалостно стирает память людей. Очевидно, что память сохраняется, если исторические сведения вовремя письменно зафиксированы. В сложившейся ситуации энтузиасты по сохранению исторического культурного наследия задаются резонным вопросом: а были ли вообще гусли в быту населения Мамадышского района? А если они и были, то какими они были по форме своей конструкции, как их держали при игре и т.д.?
К нашему большому счастью, на эти вопросы ответ найден. В конце 1970-х годов в с. Владимирово Мамадышского района побывал энтузиаст изучения истории и сохранения кряшенской этнической культуры Дамир Михайлович Васильев, который зафиксировал на свой фотоаппарат ветхие старинные кряшенские гусли, на которых уже никто не играл. Эти гусли сохранялись в хозяйственных помещениях одного из домов села. Таким образом, фотография этих гуслей становится нитью связывающей прошлую и новую историю этнического музыкально-инструментального искусства Мамадышского района.
Ранее приходилось слышать о том, что в Лубянах в 1960-1970-х годах во время застолий кряшены играли и пели под звуки гуслей, но конкретных фотоматериалов не было. Теперь же, с появлением доступного фото гуслей из с. Владимирово, можно ожидать начало гусельного возрожденческого движения и в Мамадышском районе.

Геннадий МАКАРОВ,

Кандидат искусствоведения,

заслуженный деятель искусств Республики Татарстан.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев