Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Из истории старинных храмов кряшен Заинского района

Прихожанами этих храмов были не только кряшены, но и русские, марийцы, чуваши, мордва

Верхний Багряж

Троицкая церковь

Однопрестольный деревянный храм построен 1887-1889 гг. (приход существовал с начала XVIII в.) на средства елабужского купца Ивана Григорьевича Стахеева по проекту уфимского епархиального архитектора Александра Владимировича Перкица. Освящена вторично 5 марта 1897 года после пожара, происшедшего в здании храма 16 июня 1896 года.

Приход церкви состоял из кряшен, русских, чуваш, мордвы.

Небольшой храм традиционной планировки с двухъярусной колокольней. Эклектика псевдорусского направления.

В 1893-1917 гг. в храме служил священник, позже протоиерей Павел Абрамович Сельский. Церковь закрыта в 1931 году.

Кабан-Бастрык

Церковь Архистратига Михаила

Во второй половине XIX в. на территории деревни из камня-известняка возведен часовенный столб (памятник архитектуры, место паломничества населения), в 1881 году на средства православного миссионерского общества построена деревянная церковь Архистратига Михаила (в 1935 году закрыта, в начале 1980-х годах разобрана).

Налим

Казанско-Богородицкая церковь

Однопрестольный храм построен на средства прихожан и деньги, выделенные местным помещиком Петром Озеровым и елабужским купцом Андреем Павловичем Земляновым. Приход существовал с начала XVIII века. Строительство церкви велось в несколько этапов, в 1875 году возводится часть колокольни и стены до простенков, после чего работы прекращены за неимением средств. В конце 1880 года возводятся стены свода куполов и колокольня. Освящение храма произошло через 22 года после начала строительства – в 1897 году. До этого службы велись в старой деревянной церкви, построенной в 1735-1736 гг., которая была разобрана в конце XIX века и перенесена в приходскую деревню Байсар.

Приход состоял из села и десяти деревень. Большую часть прихожан составляли кряшены.

Крупная сельская церковь, построенная в псевдорусском стиле эклектики.

В приходе служили священники: в 1880-1890 гг. Дмитрий Кириллович Сперанский; в 1890-1910 гг. (вновь с августа 1917 г.) – Афанасий Ермолаев; в 1900-1910 гг. – Лев Павлов (окончил миссионерские курсы КДА).

Федотово (Алексеевка)

Казанско-Богородицкая церковь

Трехпрестольный храм построен в 1864-1868 гг. На средства, выделенные помещиком Василием Ивановичем Харькевичем и елабужским купцом Дмитрием Ивановичем Стахеевым. Приход существовал со второй половины XVIII века. Дата закладки храма выбита на камине фундамента: «Храм сей заложен 12 июня 1864 года». Приделы: во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Ивана Златоуста и во имя Святителя Митрофания Воронежского Чудотворца.

Прихожане – кряшены, русские.

Утрачены колокольня, завершение центрального объема. Общий стиль постройки – провинциальный ампир. В 1883-1916 гг. в приходе служил священник Борис Васильевич Васильев (ум. 1916), выпускник Центральной крещено-татарской школы.

Из книги "Православные памятники", Татарика

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев