Клементий Спиридонов - “Прошедшие годы” (3,4 главы)
Из книги ветерана прокуратуры.
Тяжелые времена
Еще в 1929 году отец создал семью, женившись на моей матери, в 1931 году родилась дочь Зинаида. С семьей они стали жить на кордоне, расположенном в лесу рядом с деревни Бикмесь, в прекрасном уголке природы, до родной деревни Новые Усы было всего три километра. Со слов матери, это были самые счастливые годы их совместной жизни.
... После окончания кратковременных курсов в городе Елабуга он был направлен в действующую пятую армию в чине старшего политрука. Сохранилось несколько фронтовых писем, в которых он сообщал, что участвует в боевых действиях на берегу реки Дон и что бои идут очень тяжелые; последнее письмо от 10 сентября 1942 года. Дальнейшая его судьба неизвестна, имеется только извешение о пропаже без вести...
Отец мой – не последняя жертва войны в семье его родителей. Вскоре они получили извещение о пропаже без вести самого младшего сына – Владимира, он был еще очень молод, едва исполнилось 20 лет. Еще один сын Петр вернулся с фронта без руки, а самый старший сын Меркурий еще до войны был призван в ряды Крестьянско-Рабочей Армии, где заболел, был демобилизован, и буквально перед началом войны умер, оставив на руках жены троих детей: Александра, Михаила, Клару.
Трудно представить, что пережили мой дед и бабушка потеряв в течение двух лет троих своих сыновей, как преодолели это горе. В таком же положении оказались не только они в деревне, но и многие другие семьи.Тяжелая времена переживала вся страна.
После того, как отец ушел на войну, мать вернулась в деревню Новые Усы – на этом настаивал и дед, справедливо решив, что жить вместе будет легче. Однако судьба распорядилась по-своему. Не прошло и полгода, как дед умер. При скирдовании соломы на поле он упал со скирды, получив травму. Бабушка была больна, также вскоре умерла.
По приезде мы стали жить в доме дедушки. Дом был относительно большой, как бы сегодня сказали – усадебного типа. Он стоял не на общей улице, а отдельно, на низменности, на берегу реки Усы. На противоположной стороне протекала дургая речка с местным названием Бачек суы, т.е. речка Бачек, которая дальше впадала в Усы. Дом наш находился между двумя этими речками. По берегам росли вековые деревья (тополь, ива, ольха, тальник), летом все утопало в зелени. Дом был покрыт тесом, на одной половине дома жили мы, наша семья, на другой – семья дяди Пети...
Райский уголок
Несколько слов о деревне, где прошли наши детские и юношеские годы, где жили наши деды и прадеды. Деревня наша находится на низменности и расположена в основном по обеим сторонам реки Усы, а одна из больших улиц “Русской конец”, где в основном проживают русские, расположена только по левому берегу, другая сторона сплошь покрыта лесом, спускающимся до самой реки.
Деревня, растянувшаяся до 3-4 км, в нашем детстве состояла из десяти улиц. В реку Усы в черте деревни впадают две небольшие речушки, вдоль их берегов также расположены улицы. Один из этих притоков начинается в лесу, в месте, где находятся контора и хозяйственные постройки лесничества, родник так и называется “Лесхозский”, от этого родника до опушки леса ведет тропинка протяженностью не больше 200 метров. Она выходит на улицу Лесхозская, жители этой улицы обычно ходят за водой на этот родник.
В лес упираются еще две улицы, а одна расположена вдоль опушки леса. Одна из улиц так и назывется “Наратлык очы”, т.к. с конца улицы начинается сосновый лес. Деревню с двух сторон окружает лес, чтобы попасть на другую улицу коротким путем, приходится ходить через лес. Когда учились в школе-семилетке, нам также приходилось ходить через лес по тропинке, спускающейся к школе.
Имелась еще и центральная, она называлась “Большая улица”, там располагались магазин, клуб, медпункт, сельсовет, правление колхоза.
А улица, где жили мы, называлась “Карамалы”, т.к. дорога через нашу улицу уходила в сторону деревни Карамалы, расположенной в 15 км. от нашей.
Вдоль реки Усы и двух ее притоков было много источников воды, десятки родников, и каждый имел свое название. Например, самый близкий к нам родник назывался “Шифалы чишма”, бил он напротив восхода солнца. А чуть ниже деревни в одном месте бил семь родников, это место так и называлось “Жидегэн чишма”, т.е. семь родников...
Если идти со стороны районного центра Муслюмово, а это была главная наша столбовая дорога, вся панорама деревни открывалась с деревенского кладбища, откуда начинался пологий спсук.
Надо отдать должное предкам, основавшим деревню, – лучшего места было не найти. Кругом лес, вода, родники, пастбища, природа во всей красе.
(из книги ветерана прокуратуры Клементия Спиридонова “Прошедшие годы”).
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев