Туганайлар

Вопрос лингвистический или этнический?

О проблемах сохранения родного языка нагайбаков рассуждает руководитель Центра изучения истории, культуры кряшен и нагайбаков при Институте истории Академии наук Республики Татарстан - Геннадий Макаров.

Нагайбаки как часть кряшенского социума в системе школьного образования, начиная с середины XIX столетия до 1920 годов применяли адаптированную кириллицу и кряшенский язык, норматированный учеными-миссионерами. Период 20-30 годов был этапом активного строительства национальной школы нагайбаков, а с 1930 по 1950 годы применялся литературный татарский язык.

Истоки и начало языкового кризиса нагайбаков, с которым мы вплотную имеем дело последние несколько десятилетий, относятся к 1960 годам.

Принятый в декабре 1958 года Закон "Об укреплении связи школы с жизнью" усилил роль русского языка в национальной школе. В этих обстоятельствах все нагайбакские школы в начале 60 годов переходят на русский язык обучения. Фактически это был рубеж, завершавший развитие языков в статусе школьного обучения.

Длительное целенаправленное исключение нагайбакского языка из сферы образования, культуры, государственного и местного управления привели к языковой ассимиляции, резкому уменьшению числа носителей родного языка, особенно среди представителей молодежи, к восприятию родного языка как к "непрестижному", затрудняющему социальный рост и получение качественного образования.

Сейчас большинство нагайбаков владеют родным языком плохо. Во всех поселках молодежь говорит только по-русски. Уже прошло двадцать лет после ухода с исторической арены советского общественного строя, но инерция догм коммунистической идеологии еще продолжает свой путь: родной язык нагайбаков по-прежнему не преподается в школах. В последнее время администрацией Нагайбакского района наконец-то принято решение о возобновлении преподавания нагайбакского языка в некоторых школах района.

Утеря нагайбаками своего языка безусловно является не только лингвистической проблемой - она далеко выходит за собственно языковедческие рамки. Опасность исчезновения языка есть, как правило, индикатор неблагополучной ситуации у культуры самого народа, которому этот язык принадлежит. Если мы хотим понять причины, приведшие язык к роковой черте небытия, то необходимо принять практические меры возрождения языка нагайбаков и тем самым поправить или смягчить фатальную ситуацию.

В результате отмены преподавания нагайбакского языка в школе молодежь и родители стали носителями разных языков и культур, что означало смену у молодежи спектра ценностей и жизненных целей, выбор ею иного пути, требующего другого характера подготовки, смену образа жизни и деятельности. Такое разрушение механизма преемственности культуры привело к быстрому развитию внутри этноса депрессивных тенденций.

Новый этап российской модернизации, начавшийся с рубежа 80 - 90 годов ХХ века, внес серьезные изменения в характер развития большинства народностей России. Начавшиеся общественные реформы привели к процессам восстановления публичной роли родных языков и культур, их возвращения в сферу образования. Однако этот процесс до сего времени не затронул нагайбакское сообщество.

Перед образовательной политикой в отношении нагайбаков возникает ряд принципиальных вопросов. В том числе - главный вопрос о целях и миссии школы в отношении нагайбакского языка, о целях и векторе государственной этнонациональной образовательной политики. Ведь если продолжить прежний курс образовательной политики в отношении нагайбаков, то это во многом будет означать их дальнейшую ассимиляцию, тем самым их деградацию как самостоятельного и самобытного субъекта образовательного пространства и как этноса. Хотя в ряде законодательных актов федерального уровня (равно, как и в ряде международных обязательств), в том числе и в недавней статье Владимира Путина о национальном вопросе в России, прямо зафиксирована ответственность государства за сохранение языков народов и их самобытности. В них акцентируются вопросы о создании условий устойчивого развития языков народов и народностей России.

Итак, главные направления оптимизации образовательного процесса нагайбаков должны в целом определяться целями сохранения самого народа. Речь должна идти о воспроизводстве с помощью школы языка и культуры. В таком случае, актуальными направлениями образовательной и социальной политики в отношении нагайбаков должны явиться поддержка с помощью системы образования языка и культуры (включая более широкое использование этнопедагогики в учебном процессе), содействие укреплению внутриэтнических связей, стабилизации этноса, формированию этнической личности.

Вопросы функционирования родного языка в нагайбакских школах Южного Урала является проблемой, требующей специального рассмотрения, прежде всего, Министерством образования Челябинской области.

 

Взгляд на проблему

Надежда Уряшева, учитель школы с.Попово Чебаркульского района Челябинской области:

- На сегодняшний день у нас, нагайбаков, время упущено - многое забыто, утеряно. По сравнению с Нагайбакским районом, где проживает много нагайбаков и работа по возрождению языка и культуры находит поддержку руководства, в Чебаркульском все сосредоточено в селе Попово, нас мало и только наших усилий недостаточно. В этом году я начала вести кружок по сохранению языка и традиций. Детям интересно, занимаются с удовольствием. Я ставлю задачу - на каждом занятии дать и закрепить по четыре новых слова. Если взяться серьезно, то и медведя можно научить танцевать.

Интерес у детей появился после поездки нашей делегации в Татарстан на первый форум кряшенской молодежи, а вторая волна заинтересованности возникла после приезда татарстанской делегации в Нагайбакский район на фестиваль кряшенской культуры, в котором принимал участие и наш фольклорный ансамбль. Радует то, что нас очень поддерживает старшее поколение.

Сейчас идет работа по созданию этнографического музея - собираем экспонаты. Возможно, на базе музея работа по возрождению родного языка получит новый подъем. Все зависит от понимания проблемы наверху и финансовой поддержки этих начинаний. На данный момент следует отметить, что понимание в вопросах сохранения языка в администрации есть, но до конкретных решений дело не дошло.

 

Елизавета Михайлова, заведующая детским садом общеразвивающего вида № 47 г. Нижнекамск:

- Наш детский сад является общеразвивающим дошкольным учреждением с национальным компонентом. Мы большое внимание уделяем обучению детей татарскому языку. Обучение ведется во всех группах, начиная с самого раннего возраста, и охватывает всех детей, посещающих наш детский сад независимо от национальности. Через игры, песни, национальные праздники дети учатся понимать не только язык, но и приобщаются к культуре, знакомятся с фольклором, национальными костюмами. День родного языка мы проводим широко - с привлечением родителей, представителей школ, библиотек. Во время концерта дети представляют номера в своих национальных традициях - на татарском, русском, чувашском, таджикском, азербайджанском языках.

 

Анна Степанова, специалист Администрации Нагайбакского района Челябинской области:

Родной язык мы используем только в семье, в основном при общении со старшими. Я считаю, что у нас, нагайбаков, выработался комплекс - мы боимся заговорить с другим человеком по-нагайбакски, хотя многие понимают язык, пусть даже на бытовом уровне. Я сама закончила семь классов татарской школы, но не употребляла родную речь многие годы, в результате теперь уже стало сложнее читать. Конечно, изучать родной язык нужно, ведь через язык дети и подростки начинают интересоваться своими корнями, у них появляется чувство гордости. В последние годы у нас стали часто проводиться нагайбакские праздники, где дети принимают активное участие, в результате чего у них просыпается самосознание и желание знать больше. Я считаю, что языковое воспитание должно начинаться в семье - если не только старшее поколение, но и родители начнут разговаривать между собой, то дети язык быстро усвоят.

 

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны “Туганайлар” сайтыннан һәм “ВКонтакте”, “Инстаграм”, “Одноклассники” һәм “Фейсбук” социаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Яналыкларыгызны 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Иң мөһим һәм кызыклы язмаларны Татмедиа Telegram-каналында укыгыз


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: