Туганайлар

В чем суть конфликта кряшен и православных татар? Точка зрения исламского духовенства

25 января в Москве прошли очередные Рождественские чтения, в рамках которых проводилась секция «Православные татары (крещёные татары, крещены, крящены, нагайбаки). История. Миссия. Будущее Православия среди татарского народа», на которой среди прочих был выдвинут тезис о том, что православные татары являются «христианской частью двухконфессионального единого татарского народа». При этом активно обсуждался...

Среди прочего была озвучена цифра о том, что 30% татар являются православными.

Информационное агентство «IslamNews» решило задать официальным представителям различных исламских структур: председателю «Духовного собрания мусульман России» Альбиру-хазрату Крганову, Председателю Духовного Управления мусульман города Москвы, главному имаму Московской Соборной мечети, ответственному секретарю Совета Улемов ДУМ РФ Ильдару-хазрату Аляутдинову и первому заместителю Муфтия Республики Татарстан Рустаму-хазрату Батрову по этому поводу следующие вопросы:

- Как вы относитесь к процессу перехода определенной части татар из ислама в христианство: а) Сожалеете об этом, б) признаете их право на личный духовный выбор в) равнодушны к этому?

Альбир Крганов

- 25 декабря в стенах Кремлевского дворца съездов проходили юбилейные XXV Рождественские образовательные чтения, и мы по приглашению принимали в них участие. Действительно, это очень грандиозное событие в жизни религиозного сообщества страны и я бы сказал, что нам еще многому нужно научиться у наших православных сограждан.

В Государственной Думе есть межфракционная рабочая группа по сохранению христианских ценностей, где представители разных партий согласовывают свою работу. Так почему бы мусульманам не продумать эту тему и в рамках Думы не создать такую группу? Она помогала бы сохранению духовно-нравственных ценностей и была бы полезна для профилактики экстремизма.

Что касается православных татар, то эта тема сегодня стала активно муссироваться в средствах массовой информации. Динара Бухарова, [татарка, заявившая о своем принятии крещения уже в сознательном возрасте], которая является фактически заместителем председателя Татарского культурного центра Москвы, ведет работу в рамках Татарской автономии. Это ее право - раз она считает себя крещеной татаркой, то здесь противоречий быть не может.

Я спокойно отношусь к ситуации, когда люди принимают крещение или когда те, кто были немусульманами, становятся мусульманами, или иудеями или буддистами, потому что в Священном Коране говорится, что нет принуждения в религии. И человек сам выбирает для себя путь истины и ему обещан рай, а тот, кто отказался, будет в аду. Это выбор верующего человека. Человек вправе выбирать для себя веру, по которой он будет жить. В сложный период истории часть татар стала крещеными, и их дети следуют выбору своих родителей и это их право.

Рустам Батров

- Мы занимаемся делами мусульман, и я не совсем компетентен в этом.

Ильдар Аляутдинов

- Для меня до какого-то времени понятия «татарин» и «мусульманин» были неразрывны. К сожалению, многовековая связь уже не столь явная. В последнее время можно много слышать про активность православных татар. Считаю, активизироваться нужно всем нам, дабы татарское сообщество знало и понимало свои корни.

Попыткой обратить внимание людей на прошлое стало представление «Утерянное завещание», прошедшее 29 января в рамках «Мавлида Ан-Наби» в Крокус Сити Холл. История помогает нам понять самих себя через путь, пройденный прежними поколениями. Сегодня немало людей, духовно опустошенных и потерявших ориентиры в жизни. Есть и те, кто помнит о своих истоках, но по-настоящему до конца не осознает свою принадлежность к татарскому народу и исламу как его неотъемлемой части. Кто-то осознанно принимает православие. Безусловно, существует свобода выбора. Мы лишь стараемся напомнить о неразрывности поколений и роли ислама в становлении народов, стараемся привносить свой вклад в дело сохранения духовности и нравственных ценностей на уровне деятельности ДУМ РФ и ДУМ Москвы.

- Считаете ли Вы, как официальный мусульманский деятель, что на Вас лежит часть ответственности за то, что определенная часть татар уходит из ислама?

Альбир Крганов

- Сегодня люди отходят от ислама. Я знаю нескольких татар, которые стали буддистами. И есть очень даже влиятельные татары, которые построили в Европе буддийские дацаны. Это - выбор человека, который для себя в этом мире определил, что нашел себя в другой вере. Мы молимся за этих людей, чтобы Всевышний вернул их к истине. Для этого нужно вести разъяснительную работу.

Сегодня не на достаточном уровне ведется работа по просвещению мусульман, особенно молодежи. Мне рассказывают случаи, когда люди сознательно отказываются от исполнения мусульманских обрядов, так как считают что это не обязательно. В больших городах мусульмане начинают терять свои корни и обращать внимание на других.

Рустам Батров

- В «Исламньюс» мусульмане работают? Я имею ввиду, если вы знакомы с исламским вероучением в нем есть такой принцип или тезис, что хидаят (ведение по прямому пути) - это от Аллаха. Поэтому мы не обвиняем, не упрекаем, ни на кого не обижаемся. Мы принимаем волю Всевышнего так, как Он ее предопределил. Я ни в коей мере не сомневаюсь, что хидаят дарует Всевышний и подвергать сомнению этот тезис, я считаю, тоже не корректно.

Ильдар Аляутдинов

- В какой-то степени ответственность за это должен ощущать каждый мусульманин. Если кто-то уходит в другую религию, возможно, мы что-то ему не объяснили, не донесли до него сути религии ислам.

В ходе работы секции православных татар было заявлено, что христиане составляют, «по мнению экспертов, не менее 30% от общей численности татар». Согласны ли Вы с этой цифрой?

Альбир Крганов

- Это, наверное, завышенные цифры. Если даже брать официальную численность татарского населения в 7 миллионов, то 30% - это больше двух миллионов. Я не думаю, что это так, но, тем не менее, есть значительная часть крещеных татар, и государство им оказывает поддержку, есть православные священники, которые ведут проповеди на татарском языке в своих церквях. Это не новость. Сегодня не надо политизировать эту тему и усугублять мусульманско-православные взаимоотношения и ставить их под угрозу. Наши ученые историки и религиоведы, я думаю, могли бы сегодня ответь на те вопросы, которые нас волнуют.

Рустам Батров

- Для того чтобы говорить нужно проводить фундаментальные социологические исследования. По моим личным ощущениям если бы было 30% православных татар, то, наверное, это бы как-то выражалось в общественной жизни. Это бы проявлялось в строительстве храмов для православных татар, в книгах, в других маркерах по которым можно было бы судить о массовом характере этого явления.

Ильдар Аляутдинов

- Мне кажется, что заявленная цифра не соответствует действительности.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: