Туганайлар

У Гамлета – кряшенская и татарская кровь

Тинчуринский театр замахнулся на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?» Помните фразу из знаменитого кинофильма «Берегись автомобиля»? Труппа Татарского государственного театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина под руководством главного режиссера Рашида Загидуллина «замахнулась», и «Гамлет» зазвучал на...

Тинчуринский театр замахнулся на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира

«Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?» Помните фразу из знаменитого кинофильма «Берегись автомобиля»? Труппа Татарского государственного театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина под руководством главного режиссера Рашида Загидуллина «замахнулась», и «Гамлет» зазвучал на татарском языке!

Иннокентий Смоктуновский сыграл принца Датского, когда ему было почти сорок, Владимир Высоцкий - в 33. А вот Артем Пискунов - ведущий артист театра Тинчурина - успешно справился с этой ролью в 24 года. Что же помогло молодому артисту в начале своего творческого пути сыграть роль, которая считается завершением актерской карьеры? В этом мы и попытались разобраться.

Артем ПИСКУНОВ,

артист

Родился 5 июня 1989 года в деревне Новые Усы Муслюмовского района Татарстана. После окончания Новоусинской средней школы поступил в Казанское театральное училище, затем в Казанский федеральный университет на филологический факультет (татарское отделение). С 2001 года - артист Татарского государственного театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина, автор-исполнитель (стихи, музыка). Женат на артистке Татарского государственного театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина Резеде Саляховой.

Как режиссер разглядел в деревенском парне принца

Известный персонаж Шекспира - человек ищущий. Он жаждет ответа на сокровенные вопросы души. Играть такого героя - задача не простая. Первое, что помогло актеру «прожить» эту роль, - совет опытного, талантливого режиссера Рашида Загидуллина. Он прямо так и сказал: «Играй самого себя!»

…Мы встретились с Артемом Пискуновым в Доме дружбы народов Татарстана. Оказалось, наш Гамлет совсем не похож ни на Высоцкого, ни тем более на Смоктуновского. Передо мной предстал молодой мужчина, о котором можно сказать коротко: «человек-солнце». Шевелюра вьющихся волос, отливающих медью, ясные смеющиеся глаза и замечательная улыбка.

- Если в тебе нет Гамлета, ты его и не сыграешь, - объяснил актер. - Для других ролей можно найти «образы с улицы», с принцем Датским так не получится. Только изнутри! - выдержав паузу, собеседник продолжает. - А с Гамлетом мы действительно похожи! Меня тоже иногда бросает из стороны в сторону, и к несправедливости я очень неравнодушен. А временами Гамлет меня просто злил! Почему-почему-почему? Почему это со мной происходит? Почему дядя убил своего брата? Почему мать так поступила? Ищет ответ - находит, потом оказывается, что ответ неправильный! И ты раз за разом должен проживать это, объяснять зрителю!

По словам артиста, зритель Гамлета принял. Ведь он слышал бурные аплодисменты, видел восторженные глаза зрителей. Но далась эта роль нелегким трудом…

- Мы с режиссером оставались после репетиций, и он слушал, слушал и слушал мой главный монолог. Это длилось часами, днями! Бывало, что от такого напряжения у меня слезы текли, и я закрывался в гримерке. И только один раз Рашид Муллагалиевич сказал: «Вот, примерно так». А потом вспомнить невозможно, как я это сделал?! Как получилось? И все заново!

Артем попал на курс к Загидуллину еще в театральном училище. Тогда ему было 14. Конечно, простой и стеснительный мальчишка из кряшенской деревни и не догадывался, что через 10 лет главный режиссер предложит ему роль всемирно известного принца.

- Я горжусь своим режиссером! - признается Артем. - Для меня Рашид Загидуллин - это пример человека, который ценит свою профессию и отдает ей всю жизнь. Он точно выбирает репертуар, знает, чего хочет зритель, чувствует произведение, артиста и время. Большой профессионал своего дела, может ставить все! Я уверен, что, если ему скажут: «Поставь справочник», он и справочник поставит (смеется). А в 90-е годы он поставил в нашем татарском театре пьесу немецкого поэта и драматурга Бертольта Брехта «Мамаша Кураж». Он ставил Горького «На дне» (в «кармане» театра!). А во время спектакля по повести Грековой «Вдовий пароход» у театра дежурили кареты скорой помощи, потому что зрителям становилось плохо - так пробирало!

Почему будущий Гамлет взялся за саморазвитие

Второе, что помогло талантливому артисту Пискунову справиться со сложной ролью, - его постоянное желание развиваться и самосовершенствоваться. Он считает это главным профессиональным качеством.

- Для актера очень важно всегда двигаться вперед, работать над собой, находить новые образы, воплощать их и нравиться народу.

Когда Пискунов окончил театральное училище, Рашид Загидуллин посоветовал поступить в Казанский федеральный университет на филологический факультет. Артем последовал доброму совету педагога. И это, по словам артиста, оказалось самым лучшим решением.

- В университете я по-настоящему заинтересовался татарской литературой. Преподавали всё: и современную, и классику, и даже то, что «до классики». И, конечно, мировую литературу. Приходилось очень много читать. А начитанного человека сразу видно. Это помогает артисту в поиске характеров, в поиске героя, в понимании режиссера. Человек может быть талантлив. И какое-то время продержаться на таланте. Но дальше нужна глубина, откуда черпать образы. Тут мы опять же возвращаемся к книгам, к людям, к фильмам, стихам, истории.

И, улыбаясь, молодой артист добавил:

- Теперь, не прочитав несколько страниц, не могу уснуть. Люблю размышлять о персонажах. Мне это интересно. Недавно прочел «Великий Гэтсби», потом фильм посмотрел. Сейчас читаю «Бегущий за ветром» афганского автора Халеда Хоссейни и параллельно Ницше.

В беседе Артем открыл еще один «секрет» профессионального и творческого развития - актер должен следить за творчеством коллег.

- Мы коллективом постоянно посещаем Камаловский театр, татарский ТЮЗ, русский ТЮЗ. Стараемся на все премьеры ходить.

Со свойственной эмоциональностью Артем объяснил:

- Есть момент, когда тебя «засасывает» в спектакль. Ты сам как артист входишь в него, наблюдаешь за работой другого артиста, всматриваешься в его мастерство, начинаешь «читать» режиссерские ходы. Такой опыт всегда полезен!

Из-за чего Офелия не сразу признала своего Гамлета

И, конечно, помогла нашему Гамлету быть убедительным на сцене… любовь. Любовь всей его жизни - артистка Татарского театра имени Тинчурина Резеда Саляхова, которая исполнила роль Офелии.

- Премьера спектакля «Гамлет. Сцены» состоялась в 2013 году, - рассказывает наш герой. - А в 2014-м мы с Резедой поженились. Критики были под большим впечатлением, когда узнали об этом: «Как? Гамлет и Офелия поженились? Ничего себе! Это же мечта Шекспира!»

Артем признался, что будущая Офелия не сразу разглядела в нем своего Гамлета. Он ухаживал за любимой девушкой 10 лет!

- Наверное, я однолюб! Я ведь не всегда был такой, как сейчас, - посмеиваясь над собой, заявил счастливый супруг. - Простой деревенский парень-весельчак был, громко смеялся, что ей категорически не нравилось. Да, ухаживал долго, а в 2009 году, 19 мая, рискнул - предложил встречаться. Она сказала: «Больно будет тебе». А я серьезно, очень сильно полюбил. Ответил: «Пускай будет больно. Без разницы! Если нет - так нет, все!»

Поинтересовалась у Артема, как же все-таки девушка мечты решилась выйти за него замуж?

Собеседник засмеялся:

- Наверное, это было неизбежно! Я ей не оставил выбора, в самом хорошем смысле слова. Думаю, не было другого человека, который был бы ей так нужен, как я. А мне нужна была именно такая, как она.

Артем улыбается и поясняет:

- Понимаете, я бываю очень рассеян. Иногда с одной мысли на другую перескакиваю. Бывает, мне хочется знать все, что вот прямо сейчас происходит с другими людьми, с родными, с друзьями. Начинаю об этом думать. А супруга - человек рациональный, с твердой логикой. Учусь у нее концентрироваться.

Весело засмеявшись, актер добавил:

- Иногда она меня просто спрашивает: «О чем ты думаешь?» и я понимаю, что думаю «не о том». Это очень помогает!

Наш герой рассказал, что нередко супруга помогает ему отрабатывать речь:

- Меня часто захватывают эмоции, начинаю быстро говорить, дикция теряется. Резеда - очень хороший речевик, видит эти моменты, делает замечания. Я к ней прислушиваюсь.

С гордостью артист поведал, что в 2013 году на премьеру «Гамлет. Сцены» в Казань приехал русский театровед, шекспировед с мировым именем Алексей Бартошевич.

- Представляете, он просмотрел 70 «Гамлетов»! То, что он обратил внимание на наш спектакль, принял приглашение режиссера и приехал посмотреть - дорогого стоит! Алексей Вадимович видел таких артистов и посмотрел мою работу - это честь. И огромное ему спасибо за все замечания. А вот про роль Резеды он сказал: «Это гениальная Офелия! Одна из лучших Офелий, которых я видел».

Я спросила Артема, что именно поразило известного театроведа? Он задумался на секунду и ответил:

- Понимаете, она очень тонкая актриса. Она внутри ранимая, и эта ранимость, чувствительность и тонкость позволили ей гармонично существовать в образе Офелии.

Знаете, она параллельно с «Гамлетом» играла еще один спектакль, - уточнил Артем, - где тоже «сходила с ума», а ведь «сходить с ума» нужно было по-разному!

С улыбкой коллега собственной супруги подытожил:

- Резеда Саляхова - очень талантливая и трудолюбивая актриса! Но в первую очередь она - моя любимая жена!

Куда родители направили способного сына

Нельзя не сказать, что наш Гамлет обязан жизнью, воспитанием и, наконец, выбором профессии своим родителям. Кряшен Олег Романович и татарка Гульсина Дарвиновна - простые деревенские люди. Они даже не знали, что существуют театральные училища. Просто видели, что сын артистичен, уверенно держится на сцене и хорошо читает стихи. Будущий Гамлет был дипломантом в школе и в районе первые места занимал. Когда в район приехал Мензелинский театр, они обратились к актерам за советом - куда можно пристроить способного сына? Посоветовали в Елабугу, в театральное, но в итоге выбор пал на Казань. Вместе с сыном поехали на собеседование в театральное училище.

С самоиронией артист рассказал о поступлении:

- Не поверите, в приемной комиссии меня до слез довели! Заставили кричать через открытое окно в другое здание, изображать цыпленка… Сейчас вспоминать очень смешно, а тогда… В общем, я приехал поступать, а они меня просто замучили. На обратном пути из Казани родители Артёма переговорили между собой и согласились, что больше в Казанское театральное училище ни ногой.

- Мама спрашивает у меня: «Ну что, улым, поедешь поступать?» А я с детства человек целеустремленный, отвечаю: «Поеду и поступим!» Все! И мы приезжаем на первые пробы, проходим и поступаем.

О своих родителях Артем говорил с особой теплотой и любовью:

- Они воспитали нас, пятерых, дали нам образование, поставили на ноги. И это в такое трудное время - в 90-е! Писатель Халед Хоссейни сказал: «Если ты думаешь о завтрашнем дне - работай, если думаешь о предстоящем годе - сей пшеницу, если ты думаешь о будущем - воспитывай детей». Это как раз про наших родителей. Они думали о будущем. Папа всегда повторял: «Улым, кеше булырга кирэк!» - «Сынок, в любой ситуации надо оставаться человеком!» В детстве я не совсем улавливал суть фразы и, шутя, спрашивал: «А я что - обезьяна?» Повзрослел - понял: он хотел, чтобы мы стали нравственными людьми, достойными представителями своей нации.

Артем написал песню, посвященную Гульсине Дарвиновне. В ней такие слова: «Благодаря твоим молитвам каждый из нас нашел свой путь в этой жизни!» Он признался, что мама для него - святое. Даже любовь к женщине не может сравниться с любовью к матери.

- У нас мудрые родители, - заключил любящий сын. - Они научили нас ценить семью, уважать и беречь родных, любить свой народ, свою родину. Они и по сей день являются для нас примером в жизни.

А судьи кто? Зрители!

И, наконец, наш герой смог сыграть Гамлета благодаря очень важному для артиста качеству - неравнодушию к зрителям. Артем рассказал, что он - второй Гамлет в татарском мире. Первым в начале прошлого века образ принца Датского воплотил заслуженный артист Татарской АССР, татарский актер-трагик Мухтар Исхакович Мутин.

- Артист был очень мощный, высокого роста, - восхищался тинчуринец. - Самое главное - с сильным нутром. Он настолько реально переживал все происходящее на сцене, что порой не мог себя остановить. Войдя в роль Отелло, он чуть не задушил актрису - Дездемону. Такие люди не жалеют себя! Представляете, какая колоссальная на мне была ответственность перед зрителем?! Но на самом деле, есть множество ролей не менее глубоких, чем Гамлет.

Артем признался, что хотел бы сыграть русского поэта Сергея Есенина.

- Мне близко его творчество. Есенин был очень смелый человек с глубоким внутренним миром, не боялся высказывать свое мнение, что в современности - большая редкость. Конечно, на сцене раскрывать характер многогранного человека всегда интереснее.

Правда, сегодня татарский зритель проходит в театр в основном за развлечением и переводные пьесы воспринимает критично. Безусловно, достойно уважения знать и ценить свои традиции, фольклор, искусство. Но это не все! Мы не должны жить как человек в футляре, в театре нужно размышлять. Ведь постановка зарубежной пьесы знакомит с традициями, фольклором и миропониманием других народов. А это позволяет по-другому взглянуть на жизнь, расширяет кругозор. Кроме того, конфликты, страдания и любовь - это общечеловеческие явления. У меня есть большое желание помочь татарскому зрителю выйти за границы своего мира и открыть новое.

Журнал "Наш дом - Татарстан" № 4 (042), сентябрь 2016

Фото из личного архива А. Пискунова

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: