Туганайлар

Татарстан

18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Туризм по-куклюкски: доить коз, пилить дрова, мыться в бане по-черному...

Об этом человеке и его удивительных начинаниях я слышала и раньше. Но вот сейчас, по весенней дороге, машина мчится из Елабуги в сторону Казани. Мы должны заехать в марийскую деревню Старый Куклюк. Иван Николаевич взахлеб рассказывает о том, как у них красиво, особенно летом. Будет еще лучше, когда запрудят пруд,...

Об этом человеке и его удивительных начинаниях я слышала и раньше. Но вот сейчас, по весенней дороге, машина мчится из Елабуги в сторону Казани. Мы должны заехать в марийскую деревню Старый Куклюк. Иван Николаевич взахлеб рассказывает о том, как у них красиво, особенно летом. Будет еще лучше, когда запрудят пруд, пустят туда мальков, берега засадят плодоносящими кустарниками, и тогда…

Быстрее хочется доехать и увидеть все воочию. По ве- сенней распутице сворачиваем в сторону села и едем вшколу, где и работает директором Иван Мельников.

Эта школа известна в районе своими достижениями в этнотуризме. И занимаются этим "Мельников и компания", куда входят преподаватель истории сын Николай, учитель татарского языка жена Валентина, ряд помощников и единомышленников.

В это марийское село они ходят на работу из соседней кряшенской деревни Черкасово, где всего 14 домов. У себя нет ни школы, как говорится, ни работы, зато марийцам повезло, ведь всё, как мы знаем, решают кадры…

Двор школы занят незатейливыми приспособлениями, которые Мельниковы сделали сами, при помощи учеников и учителей.

"Готовь телегу зимой, а сани - летом", говорят в народе. У Мельниковых к лету "телеги" готовы. Во дворе стоят две "лошемобили". Лошемобили бывают двух типов: на колесах и полозьях. Изготавливаются из отработавших свой "жизнеспособный" век легковых автомобилей. Передняя часть автомобиля приподнимается и сажается на специальный мост с приделанными к нему оглоблями. "Вездеход" не ломается, не требует запчастей и вместо дорогого по нынешним меркам бензина уходят овес и солома для кобылы Ночьки, которая с удовольствием катает заезжих гостей и туристов по деревне и окраинам.

Готова к лету и передвижная баня на колесах. Она ничем не отличается от обычной и топится дровами, но её можно установить везде, где есть в этом необходимость.

Рядом уже отслужившая выездная елка. Во время праздника и новогодних каникул установленная на полозьях елочка обслужила все близлежащие деревни. "До маленьких деревень праздник не всегда доходит, - говорит Иван Николаевич. - Бывает, столько снега, что
и не заедешь. Только мы с Ночькой проедем где угодно. Вы бы видели, какую радость мы приносим, особенно пожилым людям, которые из-за холодов и заснеженности не выходят за всю зиму за пределы своих деревень"...

Железные сани тоже отработали в этом году свой сезон. Сани не простые, а "масляничные". В них проходят катания в Масленицу. Поэтому, сзади приделана самая настоящая печка-буржуйка с трубой. Печка топится дровами, а на плите пекутся блины! А на санях - молодежь с гармошками да с песнями.

Подходим к маленькой избушке. Это, оказывается, для детишек. Хоть и кажется маленькой, внутри на лавочках свободно поместится 5-6
детей. Избушка не на курьих ножках, а посажена на ось, и свободно поворачивается "к нам передом, а к забору задом", что нам и было продемонстрировано. Дети обожают кататься в избушке на Новый год и Масленицу.

Проходим мимо плетеного забора к старому небольшому домику. Этот никому не нужный, заброшенный дом, с его слов, Мельникову достался даром. Но зато он обустроил его в виде старинного жилища, и у туристов просто дух захватывает, особенно тогда, когда им предлагаешь там пожить…

Здесь все настоящее: и печь, и полати, где помещаются двое, и утварь от зыбки до старинной деревянной кровати. Матрас и подушки набиты натуральной соломой. Туристы говорят, что здесь фантастически сладкий сон, особенно после бани по-черному, что во дворе. Здесь можно попробовать пилить дрова, которые используются для бани, доить коз, отведать национальные блюда и напитки. Дают мастер-классы по плетению корзин, по кручению пряжи из овечьей шерсти…

Со слов директора, статус этнической школы и занятие этнотуризмом спасают их от оптимизации, ведь в этой средней школе обучается
всего 30 детей. Мельников в этом видит выход и для кряшенских школ, где можно развивать этнический компонент.

Мы проезжаем в центр села, где стоит памятник репрессированным землякам в 1931-1950 годы из марийской деревни Старый Куклюк и кряшенских деревень Черкасово, Атиаз и Студеный Ключ. Колючую проволоку сняли со старого забора, плиту вытащили с заброшенного силосного подвала, а камни вместе с детьми собрали у реки, говорит Иван Николаевич. Вот и получился замечательный памятник своими руками. Возле памятника разбили парк. Сельчане вначале не поддержали, говорили, что скотина клумбы растопчет и козы саженцы съедят. Теперь все удивляются и радуются! Здесь проходят все праздничные и торжественные мероприятия, собирается молодежь.

Ознакомившись со всеми достопримечательностями, направляемся в деревню Черкасово, где нас ждет хлебосольная Валентина Николаевна. Приближаясь к деревне, глаза невольно падают на установленную невдалеке нефтяную качалку. "Да нет у нас никакой нефти, - говорит Мельников, - это я договорился с нефтяниками, чтобы нам отслуживший свой срок качалку отдали. Водонапорная башня постоянно из строя выходит. Приходится ремонтировать, мотор менять - накладно очень, в деревне всего 14 домов, больше половины - пенсионеры. Вот и нашли выход из положения. Один раз качнет - полная цистерна воды, на несколько месяцев. А нам больше и не надо"...

Да, у Мельниковых никакое добро не пропадает. У забора мы увидели два старых автобуса. Списанный транспорт хотели отправить на
металлолом, да у Мельникова снова фантазия разыгралась. Он хочет их переделать под передвижные гостиницы. Раз есть передвижная баня, должен быть и дом.

Нас встретила собака Черный, почему-то без ушей и хвоста, но очень ласковая и дружелюбная. Из-за забора, свесив голову, с любопытством наблюдала за нами Ночька. Мы слушали Ивана Николаевича, который с большой любовью рассказывал уже о святом ключе "Черкас", что напротив их дома. На одном табло - химический состав ключевой воды, на другом - расстояние до других источников и Каспийского моря. Ведь именно здесь, с его слов, и начинается Каспийское море. Родничок впадает в Куключку, Куключка - в Умяк, Умяк - в Вятку, Вятка - в Каму, Кама - в Волгу, Волга - в Каспий. И так - 1490 километров…

У кряшен заведено так, что у родников всегда ставились небольшие крестики-часовенки (чачауник), которые оберегали родник и людей от сглазу, несчастий и напастей. У родника Черкас установлен самый настоящий поклонный крест, где прикреплена табличка с надписью: "Сей крест установлен как хранитель Богом данного источника и в напоминание о долге человека - беречь природу и прославлять ее творца".

Пусть Господь хранит и семью, облагораживающую не только этот источник и родное село, но и поднимает славу своего района, своей республики. Пусть их удивительное начинание поддерживается, множится и распространяется. Тогда не придется говорить о приближении конца этническим ценностям. Оказывается, все так просто…

 

Людмила БЕЛОУСОВА

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Галерея

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев