Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Три брата - три деревни

История происхождения деревни Хозесаново Кайбицкого района

В народных преданиях говорится, что один пожилой человек Великой Волжской Булгарии в тревожное и очень опасное время для судьбы родного народа, в целях дальнейшего сохранения своей династии и своего племенного рода, направил своих трех сыновей в дальние безопасные края - в Заволжъе, т.е. в горную сторону реки Волга. Этот край был одним из улусов данного государства. Вручая лошадей, старик напутствовал детей - «скачите до тех пор, пока лошади не помрут в пути». Одновременно он дал наказ сыновьям обосновать пристанище на месте падежа лошадей с дальнейшей организацией там деревень. Отправляя сыновей в дальнюю дорогу, старик долго читал молитвы, просил и умолял Всевышнего помочь его детям. Парней звали Хасан (старший), Малик (средний) и Карабаш (Корбан, Корбангали, младший). В преданиях говорится, что старик был из династии «Великой Би» (Олы би ыруыннан). Дети с помощью отцовских молитв и напутствий организовали 3 красивейших деревни - Хозесаново (Хужа Хасан), Молькеево (Мялки) и Старый Курбаш (Иске Корбаш).

Основатель деревни Хозесаново - Хужа Хасан, был для своего времени известной личностью. К нему с большим уважением относились не только односельчане, но и жители многих окрестных деревень. После смерти к его могиле приезжали и до сих пор приезжают молиться жители многих деревень горнов стороны нашей Республики - из Чутеево татарского, Багишево, Старых Чечкаб, Акзегитово, Кугешево, Айдарово, Бакырчи, Кукшем, Кугеево. В недавнем прошлом приезжали и из Заказанья. Могила Хасана расположена на правом берегу речки Инеш, в конце улицы Таш елга (Ташылка). Она огорожена и утопает в кустах сирени. Вокруг его могилы расположено мусульманское кладбище жителей деревни еще некрещеной деревни Хозесаново. Это кладбище тоже огорожено забором. Кроме того, оно с двух сторон опоясано березовой лесополосой. В народных преданиях сохранено место проживания Хужа Хасана. Жители деревни говорят, что его дом был на берегу реки Инеш, рядом с чистым и большим родником, недалеко от места слияния реки Зангар су (голубая вода) с рекой Инеш.

До 50-х годов ХХ столетия существовали две деревни Хозесаново. Обе эти деревни были расположены в очень удобных и красивейших местах. Первая и основная деревня Хозесаново находилась на современном месте. Здесь с севера защищали ее река Инеш и высокие, крутые торы; на западе и на юге - разные овраги и долины, озера и болота, массивные леса; а на востоке после хлебных полей недалеко от деревни протекала полноводная река Кубня. Вдоль реки Кубня расположены широкие заливные луга и пастбища. Население, наряду с земледелием, занималось ловлей рыбы, охотой, сбором плодов и ягод, а также заготовкой меда в лесах (бортничеством). На полях выращивали рожь, пшеницу, овес, столбу, ячмень, гречиху, овощи, а позже и картофель.

Второе поселение Хозесаново было расположено ниже по течению реки Инеш, недалеко от места слияния двух рек - Инеш и Кубня, на склоне горы Урал. Здесь кругом были луга и озера, на востоке протекала полноводная река Кубня. Каких только рыб там не ловили. На юге и юго-западе простирались хлебные поля.

Некоторые жители деревни говорят, что одноименное селение было и на третьем месте. Его расположение было, говорят, на горе, над полевым родником Кыр кизләүе өсте, около современной пасеки (пасеки 1960-х гг.)

Известно, что некоторые пожилые люди 1800 годов, в том числе мои прадеды Сергей (1786-1827 гг.) и Данил (1817-1898 гг.), заявляли о том, что основатель деревни Хозесаново Хужа Хасан был из нагайской или же из мишерской династии Олы-би. Они прибыли сюда со стороны Чистополя в период всеобщего хаоса и разорения Великой Булгарии Тамерланом. Это вполне логично. Истории известен тот факт, что нагаец-татарин Ишбулды бабай, по прозвищу Олы би, в 1552 году был одним из руководителей воинов-защитников г. Казани. Об этих исходних корнях говорят предания, сохранившиеся в деревнях Кугеево, Айдарово, Исламово и Кугушево современного Зеленодольского района. Родословные корни этих деревень идут от Хуза Хасан-би (Козян-би) - Кугей-би - Исенбулат - Сулейман - Ак Батыр - Зайни - Ахмади - Султан - Амир -Хабибулла - Адиатулла. Последний родился в 1885 году. Если рассматривать эти родословные, то Кугей-би приходится сыном Хуза Хасан-би, а Кугуш, Айдар и Ислам - его родные братья. Значит одноименные деревни Кугеево, Кугу-шево, Айдарово и Исламово носят имена своих основателей - Кугея, Кугуша, Айдара и Ислама. Вот почему некоторые жители этих деревень в военные и послевоенные годы (это в моей памяти) часто посещали могилу Хужа Хасана в деревне Хозесаново, там читали свои молитвы. Также известно, что после принудительного крещения жителей деревни Хозесаново в 1738-1750 гг., местную мечеть разобрали и увезли именно в эти края.

Академик Марсель Ахметзянов пишет, что род известен с 1390 годов, и они оставили в истории родного края неисгладимый след. Опираясь на эти источники, я, еще раз могу констатировать вероятность возникновения деревень Хозесаново, Молькеево, Старый Курбаш именно в этот исторический период, когда Великую Булгарию уничтожали с двух сторон (походы русских князей с одной стороны, опустошение и сожжение Булгара, Биляра и других городов Великой Волжской Булгарии Тамерланом). Народ, спасаясь от гибели, покидал родные места и заселялся в более безопасных местах обитания.

Наверное в этот период образовались многие населенные пункты нашего края - Турмыши, Тимяшево, Кошелево (Комсомольск), чуть ранее - Старое Тябердино, чуть позже - Чув. Чутеево, Янгозино - Яна Хужа - Соравыл - Янсуринек, Большое Тябердино, Старая Бува, Чутеево татарское.

Деревня Хозесаново являлась одним из древнейших населенных пунктов конца XIV или начала ХV века. Уже в 1565-1567 гг. в Хозесаново образовалась волость. Она просуществовала до конца 1781 года. Об этом пишет известный чувашский историк В.Д Дмитриев. Это подтверждается и в трудах Ландрата. Он пишет об этом в 1716 году в книге о Свияжском уезде (Центральный го-сударственный архив древних документов, 340 ф., оп. 1, дело 3064, л. 9-78) и первой переписи по Свияжскому уезду (РГАДА, 340 ф., оп. 1, дело 3074, л. 830-887). Согласно этим архивным материалам, в Хозесановскую волость Свияжского уезда Казанской губернии входили следующие населенные пун-кты современной Татарской и Чувашской республик:

1. Деревня Емметьево (Комсомольский район, Чув. Республика),

2. Деревня Новый Сундырь в степи при речке Ерыкла (Полевой Сундырь) (Комсомольский район, Чув. Республика),

3. Деревня Новое Бикмурзино (Комсомольский район, Чув. Республика),

4. Деревня Малые Кошелеи при реке Кубня (Комсомольский р-н ,Чув. Республика),

5. Деревня Тябердино-Эткерево при речке Кундуле или дер. Яхбердино-Эткерево (Комсомольский р-н, Чув. Республика),

6. Деревня Большие Кошелек на реке Кубня (Комсомольский райцентр, Чувашская Республика),

7. Деревня Починок Амбоса (Комсомольский район, Чув. Республика),

8. Деревня Аксарино на реке Урюм (теперь деревня Яманово, Канашский район, Чув. Республика),

9. Деревня Старые Терлиты (Ст. Тябердино, Кайбицкий район, Республика Татарстан),

10. Деревня Янгозино (деревня Янсуринск Соравыл, Кайбицкий район, Республика Татарстан),

11. Деревня Старые Курбаши на реке Урюм (Кайбицкий район, Республика Татарстан),

12. Деревня Мулькеево (Молькеево, Кайбицкий район, Республика Татарстан),

13. Деревня Старый Сундырь (Сундырь) (Комсомольский район, Чув. Республика) 14. Деревня Большое Тябердино (Кайбицкий район, Республика Татарстан),

15. Деревня Новые Чутеи (Чутеево, Кайбицкий район, Республика Татарстан) (тогда там жили чуваши - потомки основателя деревни Чув. Чутеево -Чутея Арыкова, некрещеного чувашина),

16. Деревня Хозесаново на реке Кубня,

17. Деревня Хозесаново (Починок Кукшум),

18. Деревня Старое Чутеево (Чутеево) - Чув. Чутеево (Янтиковский район, Чув. Республика),

19. Деревня Кичкеево (Янтиковский район, Чув. Республика),

20. Деревня Новоишино (Янтиковский район, Чув. Республика),

21. Деревня Болтеево заселилась вновь, сверх переписанных книг в 1710 году, жители перешли жить в Свияжский уезд из разных деревень и жили безясашно (или деревня Новое Баметево).

Эти сведения имеются и в энциклопедии Чувашской Республики, изданной в 2009 году. Например, деревня Новое Бикмурзино (том №3, стр. 253).

Таким образом, в Хозесановскую волость вошла 21 деревня. Данная волость объединяла две трети части современного Комсомольского района Чувашской республики, 4 деревни Янтиковского района и одну деревню Канашского района современной Чувашии, а также полностью Молькеевскую зону республики Татарстан, за исключением деревень Баймурзино и Старая Бува и Новая Бува. Деревня Хозесаново постепенно все росла и росла. Возникали новые улицы, население постоянно увеличивалось. Построили мечеть, она находилась в районе современной улицы им. Калинина, между хозяйствами Краснова Григория Васильевича и Сулагаева Виктора Николаевича. Со временем ситуация в волости, в том числе и в деревне Хозесаново, менялась не в лучшую сторону. В эти края систематически вторгались разные вооруженные отряды завоевателей, воров-разбойников и прочие. Совершали частые рейды православные священники и миссионеры. С каждым годом усиливалось насилие и унижение покоренных народов, нарушалось паритетное взаимоотношение между православной и мусульманской религиями.

В.В.Данилов "Хозесаново - земля моих предков"

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

6

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев