Туганайлар

С песней по жизни

В одном из номеров нашей газеты мы уже писали о том, что в Нагайбакском районе с 2007 года ведется работа по созданию Антологии музыкально-песенного словесного творчества нагайбаков. Идейным вдохновителем этого проекта является заведующий отделом национальных культур Дома творчества села Фершампенуаз Андрей Кузьмин. За эти годы он сумел не только собрать...

Песни кряшен-нагайбаков, проживающих в Нагайбакском районе Челябин-ской области, - самобытный и исключительно яркий в художественном отношении пласт фольклора. Народная песенная культура нагайбаков содержит образцы сложного, развитого многоголосия, и выделяется как глубоко своеобразный песенный стиль, значительно отличающийся от многоголосных песенных традиций татар-кряшен Среднего Поволжья. Это состоявшаяся музыкальная культура, вобравшая и преобразившая широкий круг инонациональных влияний.

Южный Урал в силу своего географического положения имеет многонациональный состав населения. Характерной особенностью юго-западной части Челябинской области, где проживают нагайбаки, является соседство и даже чересполосица русских, татарских, башкирских, казахских, киргизских деревень. Исторически сложившееся сосед-ство нескольких народностей не могло не привести к определенным взаимосвязям в материальной, духовной музыкально-песенной культуре.

Многоголосие нагайбаков имеет родственные черты со стилем донских казаков. Казацкий быт, условия военного характера жизни нашли отражение в их песенно-поэтическом творчестве. Взаимовлияния тюркских народов, которые возникали в казачьем фольклоре с определенными специфическими чертами (квартовыми аккордами и пентатоникой, в целом, малохарактерными для русского народного многоголосия) определили особый колорит песен нагайбаков.

Нагайбаки отчетливо дифференцируют песни своего села от других. Более того, в музыкальной культуре нагайбаков прослеживаются два уровня авторской конкретизации песен - семейный и индивидуальный, когда точно известно имя создателя песни. Значительная часть нагайбаков связана с родным краем, природа прочно вошла в тематику песен, обусловив богатую образность и выразительность поэтических текстов. Они поют о родных селениях - Касселе, Париже, воспевают берега Гумбейки и Шелека. Образы родной природы, мотивы разлуки, расставания, встречи составляют образно-эмоциональную доминанту песенно-поэтического творчества нагайбаков. Поэтические мотивы лирических казачьих песен включаются в песни других жанров. В широкопредставленных гостевых песнях тексты накалены эмоциональными переживаниями, связанными с разлукой с близкими и родными.

Яркая индивидуальность песенного музыкального языка нагайбаков, его непохожесть на выявленные в фольклористике песенные стили татар-кряшен Среднего Поволжья обусловлены социально-историческими причинами. Отдаленность нагайбаков от основной массы кряшен, отрыв от них в течение веков, иной социальный статус, казачий быт, более тесные контакты с другими народами, в первую очередь с русскими, казахами, башкирами, обусловили формирование специфических черт в их песенном наследии. Они проявляются в особенностях жанровой системы, стилевой многослойности культуры, а также в сложном и развитом характере многоголосия. Песня как целостность в музыкальной культуре нагайбаков возникает только в коллективном исполнении, ярком темброво-регистровом разнозвучии. Поют нагайбаки необычайно свободно, эмоционально, темпераментно. Для их исполнительской манеры характерны резкая, сильная подача звука, волевое напористое звучание, рельефность интонационных ходов, размашистость, чеканность мелодических движений голосов, ритмическая упругость определяют особый колорит хорового пения нагайбаков. Многоголосный напев «прорастает» в обширном звуковысотном пространстве, охватывающем диапазон двух октав. Ведущей установкой в многоголосном пении нагайбаков является представление каждым из участников ансамбля своего, равнозначного с другими, варианта одной мелодической идеи. При одновременности произнесения, «пропевания» поэтического текста движение голосов несинхронизировано, что еще более оживляет вязь мелодических линий. Голоса совпадают на метрических долях, но внутри долей ритмический рисунок их индивидуален и разнообразен, отсюда столь неуловимое скольжение, переливчатость, своеобразная разноголосая звуковая вибрация музыкальной ткани. Голоса в хоровом пении нагайбаков составляют ансамбль вариантов одной мелодии, которые в своем взаимодействии рождают многоголосную мелодию целого.

На сегодняшний день в селах Нагайбакского районаможно встретить отдель-ных носителей-исполнителей традиционных песен. Но на более высоком уровне развития в музыкально-песенном творчестве народа стоят национальные коллективы. Можно выделить четыре главных коллектива, отличных друг от друга по диалекту и исполнению песен, находящихся в разных поселках.Это коллектив «Гумыр» из поселка Кассель, отметивший в 2010 году свое сорокалетие. Коллектив «Чишмелек» из села Париж, творческая деятельность которого составляет 25 лет. Коллектив «Сарашлы» из поселка Остроленко, которому 22 года. Столько же лет коллективу «Сак-Сок» из села Фершампенуаз. Творческий стаж этих коллективов, имеющих звание «народный», говорит сам за себя. Проведем краткий анализ сохранившейся до сегодняшнего дня музыкально-песенной традиции, представленной коллективами.

Коллектив «Гумыр» - имеет яркую индивидуальность, слаженность многоголосия, благодаря двум сестрам и их родственникам, поющим на протяжении многих лет. Здесь можно увидеть сохранившийся семейный и индивидуальный варианты песен. Благодаря молодому творческому руководителю Надежде Хижняк, в поселке Кассель удалось выстроить творческую преемственность и создать коллективы среднего возраста - женская группа «Ностальгия», юношеский ансамбль «Кумышлер».

Ансамбль "Гумыр" пос. Кассельский и исследователь нагайбакского фольклора С. Кучевасова

Одним из самых привлекающих к себе является коллектив «Чишмелек» из села Париж. Необходимо отметить, хотя и в поселке преобладающее население - нагайбаки, но коллектива-спутника, увы, здесь нет. Потому что много лет нет творческой преемственности. Однако стиль исполнения позволил коллективу сохранить яркие песенные произведения без изменений и влияния извне.

Ансамбль «Сарашлы» из поселка Остроленко имеет отличительные черты в исполнении нагайбакских песен благодаря мужским голосам. В коллективе преобладает авторская песня, участники ансамбля тяготеют к более современным методам и средствам музыкального выражения. Не редко ими используются современные мелодии. Опыт коллектива используется в работе с детьми в Детской школе искусств, в общеобразовательной школе и детском саду поселка.

«Сак-Сок» в 1991-1992 годы насчитывал до 15 человек участников. Вобрал в себя мотивы старожил села Фершампенуаз. Ввиду того, что национальная составляющая в районном центре не так значима, как в других деревнях, коллектива-спутника не имеет. Но все же, в состав вливаются новые участники, и он вот уже 20 лет является творческим брендом села Фершампенуаз.

Благодаря творческому подходу местных самодеятельных поэтов, музыкантов и участников художественной самодеятельности в коллективах «Гумыр», «Сарашлы» в конце 1990-х годов были созданы предпосылки к появлению новых песен, стихов, аранжировок, адаптированных к современной культурной среде.Это состояние нагайбакской песенной культуры говорит о ее поступательном развитии на базе музыкального фундамента, сложившегося веками и сохраняемого фольклорными коллективами. Происходит поиск новых форм мелодичных линий, появляются песни понятные и созвучные молодому поколению в современной культурной среде.

В 1990-х годах в репертуаре коллективов насчитывалось от 70 до 90 песен. Наш район посещало множество фольклорных экспедиций из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска. В те годы различными музыковедами, учеными, студентами было собрано большое количество этнографического материала, в том числе и песен. Однако пользы для сохранения нагайбакской культуры эти исследования не несли, кроме популяризации нагайбаков как этноса за пределами области и решения конкретных задач исследователей.

Время неумолимо, и, к сожалению, носители традиций не вечны. На сегодняшний день работа по сохранению и популяризации песенного творчества нагайбаков продолжается. Появляется возможность сделать видеоролики к готовым трекам. Параллельно с этим проектом идет работа над сохранением музыкальной культуры других национальностей, проживающих в Нагайбакском районе.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Реклама
  • 4 май 2018 - 16:28
    Правнуки рассказывают о своем прадеде (http://pestrecy-rt.ru/)
  • Закрытие IV Форума кряшенской молодёжи Фоторепортаж
  • Волнуют ли кряшенскую молодёжь вопросы семьи? ФОТОРЕПОРТАЖ
  • "Айбагыр" Олы көн 2018
  • Чему научились делегаты Форума на мастер-классах ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Открытие IV форума кряшенской молодёжи ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Как делегаты IV Форума провели первый день
  • В Кировской области впервые прошел семинар по наследию кряшен
Ночной режим