Туганайлар

Родные сердцу нагайбаки

Последние годы всё ощутимее укрепляются связи между кряшенами Татарстана и Челябинской области. Хоть они и называют себя нагайбаками, для нас они остаются такими же кряшенами, как и мы, - очень далёкими, но такими близкими сердцу, одним словом, родными. Фестиваль нагайбакской культуры «Арыумы сыз, туганнар!», который прошел 4 ноября в поселке...

Встреча

Само название фестиваля «Арыумы сыз, туганнар!», что в переводе означает «Здравствуйте, родные!», говорит о том, как гостеприимна кряшенская душа. В названии заложена главная цель фестиваля - собрать сородичей, чтобы сделать большой праздник для души. Вот и в этот, пятый раз, что проходит фестиваль, в Касселе собрались десятки фольклорных коллективов. Наряду со старейшими ансамблями, в этот день на сцене выступали совершенно новые коллективы, в том числе и детские. Из Татарстана гостями фестиваля стали этномузыколог, заслуженный деятель искусств РТ - Геннадий Макаров, художественный руководитель Государственного фольклорного ансамбля кряшен «Бермянчек» - Эльмира Кашапова, руководитель Мамадышского отделения Общественной организации кряшен Татарстана - Степан Спиридонов, руководитель молодежного отделения «Бэрэкэт» - Алиса Спиридонова, редактор русскоязычного вкладыша газеты «Туганайлар» - Ирина Муллина и фольклорный ансамбль Казанской государственной консерватории. Участниками фестиваля стали фольклорный коллектив «Чишме» из Чебаркульского района Челябинской области, а также делегация из Бакалинского района Республики Башкортостан - народный фольклорный ансамбль «Сөнәкәй» во главе с руководителем Республиканского национально-культурного центра кряшен Башкортостана Геннадием Марковым и начальником отдела культуры Бакалинского района Инфиром Гайнановым.

Утром 4 ноября для гостей была организована экскурсия - студентки консерватории посетили село Париж, сфотографировались у Эйфелевой башни, побывали в местном краеведческом музее. А делегация из Бакалов посетила Картинную галерею и Дом камня в селе Фершампенуаз. Сам фестиваль начался после обеда и продлился до самого вечера. Задолго до начала сюда начали подтягиваться зрители, чтобы занять лучшие места. Действительно, к началу мероприятия в зрительном зале не было ни единого свободного места - фестиваль проходил при полном аншлаге. В фойе Дома культуры была организована выставка-дегустация блюд нагайбакской кухни. В самом дальнем углу возвышалась импровизированная мельница. Все это создавало колоритную атмосферу сельского быта.

Отголоски прошлого

Концерт начался с театрализованной постановки, в которой показали историческую зарисовку о переселении кряшен из Нагайбакской крепости, где они проживали до 1842 года, на новые укрепленные линии в Верхнеуральский уезд Оренбургской губернии. Там они поселились в станицах, которые назвали в честь своих побед в войне 1812 года - в Касселе, Остроленке, Фершампенуазе, Париже, Требии… Так убедительно сыграть эту сцену могли только сами нагайбаки. Это в их крови, их историческая память. Это их трагедия. Это их судьба… Слёзы проступили у всех сидящих в зале.

Вот нагайбаки добрались до новых земель. Старейшины принимают решение, где основать новые поселения. Начинается новая жизнь с её обычными повседневными хлопотами: переселенцы построили дома, вспахали земли, посеяли семена, получили урожай - так и завертелась жизнь на новом месте. Теперь здесь, за Уралом, их новая жизнь, новая родина, новая история… А в душе? А в душе боль и тоска по старой родине, которая вылилась в огромное количество красивых песен. Эти песни и сегодня берут за душу, заставляя задуматься, как играет судьба не только жизнью отдельного человека, но и жизнью целого народа. А сегодня эти песни звучат на сцене Кассельского дома культуры. И, конечно, честь и хвала тем, кто сегодня, в эпоху глобализации, не даёт кануть в лету этим уникальным образцам народного творчества - руководителям фольклорных коллективов - Светлане Рыцевой, Анне Васильевой, Анне Чухонцевой, Лидии Букасевой, Надежде Уряшевой, Надежде Хижняк, Светлане Юскиной, Галине Васильевой, Анне Артемьевой, Сергею Ишимову, Василию Башкирскому, Елизавете Исуповой, Наталье Ишимовой, Ларисе Араповой. Благодаря их труду сегодня мы можем услышать песни 19-го столетия, которые так бережно передавались из поколения в поколение и которые так легкомысленно стали как будто не нужны в середине прошлого века. Их деятельность по возрождению и популяризации кряшенского фольклора была отмечена на фестивале дипломами за сохранение и пропаганду нагайбакской культуры и языка и памятными подарками. Конечно же, бесконечные слова благодарности звучали в этот день и в адрес фольклориста из Татарстана Геннадия Макарова. Приехав впервые в Нагайбакский район в 1978 году, он и предположить не мог, что найдет здесь не только уникальные образцы народного фольклора, но и единомышленников в деле сохранения народных традиций. Геннадия Михайловича знают, любят и уважают в каждом нагайбакском поселке, и уже почти тридцать лет принимают в этнографические экспедиции не только его самого, но и его студенток из Казанской государственной консерватории. Благодаря ему нагайбакские песни стали достоянием общероссийской культуры.

На официальной части праздника выступили глава Нагайбакского района Виталий Гайсин, председатель районного собрания депутатов Владимир Бурмистров, глава Кассельского сельского поселения Иван Артемьев.

Виталий Гайсин обратился к собравшимся с приветственным словом:

- Очень приятно встречать всех на нагайбакской земле, в Кассельском поселении на пятом фестивале нагайбакской культуры. Мы видим, насколько красива нагайбакская культура: сегодня нам показали, как осваивали казаки новые земли, как законопослушный народ, без всякого размышления ехал и осваивался на новых местах. Очень символично, что этот фестиваль проходит в День народного единства. К нам приехали друзья из соседних районов и республик. Очень приятно, что и там поддерживается национальная культура нагайбаков. Я желаю всем благополучия, чтобы никому не пришлось вновь осваивать новые земли, чтобы все оставались на своей родной земле и жили счастливо! Удачи и здоровья вам!

В ходе концерта звучало много слов благодарности тем, кто неравнодушен к нагайбакской культуре. Особо отличившихся награждали подарками и дипломами. С подарками приехали и бакалинцы - Геннадий Марков вручил главе Нагайбакского района картину с изображением девушки в кряшенском народном костюме, а также книги и диски, рассказывающие о Бакалинском районе Башкортостана. Обе стороны выразили надежду, что в дальнейшем взаимоотношения между кряшенами двух регионов будут укрепляться.

Вечер продолжился выступлением местных артистов - на суд зрителей была представлена хореографическая постановка «Казачий танец», после чего с вокально-театрализованной постановкой «Солдат озату» выступил ансамбль «Сөнәкәй» из Бакалов. Украшением праздника стал и ансамбль «Чишме» из Чебаркульского района, исполнивший две песни.

По душе пришлась зрителям и детская театрализованная постановка сказки «Репка» на родном языке. Дети очень постарались: маленькие актеры со всей серьезностью сыграли свои роли. Конечно, со временем, все больше изучая родной язык, им станет намного легче выступать на сцене, а сейчас главное - не потерять энтузиазм, и все получится.

Далее выступил остроленский ансамбль «Душа поёт», который представил обряд «Аш биру». Этот обряд более года назад они показывали в Татарстане, будучи группой поддержки участницы конкурса «Кряшен чибяре» Юлии Савельевой, которая в итоге стала обладательницей главного титула. Сегодня главную роль в постановке сыграла Анастасия Чернякова-Савельева - родная сестра Юлии. И справилась ничуть не хуже сестренки! Обряд получился очень содержательный, интересный, такого у нас в Татарстане я еще не встречала.

Новые ансамбли - "Алтын көз" из поселка Южный и "Туганнар" из поселка Балканы также порадовали гостей фестиваля своими нагайбакскими песнями.

Фееричным можно назвать выступление артиста Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М.И.Глинки Николая Юскина и студентки хореографического факультета Южно-Уральского государственного института искусств им. П. И. Чайковского Жанары Жумартовой - выходцев из Нагайбакского района, исполнивших замечательный нагайбакский танец.

Сцену вновь заняли остроленцы. Ими был представлен модный показ - современная интерпретация нагайбакского народного костюма. Под песню "Тәрәзә төбем исле гөл" в исполнении Анастасии Черняковой-Савельевой на сцену выходили девочки в красивых нарядах, стилизованных под нагайбакский костюм. С этим номером они выступали на международном фестивале "Алтын майдан" в Крыму.

Зрелищной получилась постановка кассельцами обряда первого вывода скотины на пастбище - здесь и пастуха испытывали, после чего одаривали подарками, и монеты бросали, чтобы животные были здоровы, и частушки пели, а также соревновались, кто лучше управляется с кнутом.

Потом на сцену поднялись парижанки - участницы народного фольклорного коллектива «Чишмелек», который отметил в этом году свой 30-летний юбилей. Несмотря на солидный возраст для ансамбля, в его составе поют энергичные, очень талантливые женщины, с удивительными голосами, которые проникли в сердце каждого зрителя.

Концерт продолжился выступлением учеников Кассельской школы искусств, ансамбля народных инструментов «Коробейники» и вокального ансамбля «Надежда».

Преемники традиций

Как говорится, самое «вкусное» оставляют напоследок. Поэтому с большим нетерпением зрители ждали, когда же выступит фольклорный ансамбль Казанской государственной консерватории. И вот настал их звездный час. Первой выступила студентка четвертого курса, обладательница титула «Кряшен чибяре - 2015», нагайбачка Юлия Савельева. Она исполнила полюбившуюся многим лиричную песню «Ай-гай, керэшеннэр», рассказывающая о переселении нагайбаков. Во время её выступления Юле подпевал весь зал, после чего обрушились бурные аплодисменты. Далее ансамбль исполнил несколько нагайбакских песен в полном составе, после чего был представлен дуэт студенток второго курса - еще одной нагайбачки Вероники Барышниковой и Алины Ахметшиной. Их выступление также было очень тепло принято публикой. Нагайбаки испытывают огромную гордость, что их землячки учатся в Казани у Геннадия Макарова, и продолжают его дело по сохранению нагайбакского культурного наследия.

Студентки консерватории продемонстрировали отличное исполнение нагайбакских песен, которые были записаны ими в этнографических экспедициях. Также девушки исполнили кряшенские танцы, песни на разных языках народов Поволжья. Удивили и первокурсницы - Татьяна Ефремова и Лидия Корнилова - за два месяца учебы в консерватории они уже успели влиться в студенческий фольклорный коллектив и выучить часть репертуара, а также подготовили свои выступления. Стоит отметить и тот факт, что почти все выступления девушек были исполнены под аккомпанемент домбры - участницы коллектива великолепно владеют игрой на этом музыкальном инструменте. А сами домбры сделаны руками Геннадия Макарова.

На протяжении всего выступления девушек из Татарстана можно было наблюдать, с каким интересом, волнением и воодушевлением смотрят на них нагайбакские бабушки - участницы легендарного фольклорного ансамбля «Гумыр». Почему никому в голову не пришло сделать их совместный номер на сцене?! Это был бы фурор! После завершения фестиваля в фойе клуба девочки и бабушки устроили своеобразное продолжение концерта - было очень отрадно наблюдать, как старшее и молодое поколение в унисон поют нагайбакские песни. Их пение никто не хотел останавливать. Бабушки остались довольны, что еще есть те, кому интересны их песни, кому можно передать то огромное богатство народной мудрости, которое есть у них.


Авторитетное мнение

Светлана Белоруссова, этнолог, г. Екатеринбург:

- У меня было много на этот фестиваль "этнографических надежд", и я не пожалела. Подобные этнопроекты придумывает сам народ, не имея ни грантов, ни специальной поддержки. У них свой сценарий и свои идеи. В этом смысле этнограф отдыхает - не надо выводить никого ни на какие разговоры, народ сам тебе показывает, что для него важно, смотри - наслаждайся.

Нагайбаки продемонстрировали великолепную драматургию праздника с переживанием всех эмоций. Лучшего концерта, пожалуй, я никогда не видела, потому что это не спектакль, а настоящая жизнь: к примеру, в сценке про переселение нагайбаков рыдал весь зал, включая и актеров. Народ играет сам себя, что может быть правдивее?


В завершение хочется отметить, что в последние пять лет наблюдается большой сдвиг в возрождении нагайбакского фольклора - появление новых ансамблей, привлечение к этнике детей и молодежи - все это не может не радовать. Однако в областном масштабе особого прорыва не происходит. На наш взгляд, такие фестивали должны проходить на областном уровне. Его могли бы проводить и организовывать хотя бы в Магнитогорске, с привлечением профессиональных режиссеров. Этника сейчас интересна и городским жителям. Поэтому такую уникальную культуру, как нагайбакская, нужно выводить на всеобщее обозрение. Если среди нагайбаков найдутся активисты, способные поднять этот фестиваль на областной уровень, это станет большим достижением для всех. А пока получается, что нагайбаки продолжают вариться в собственном котле…

Фестиваль закончился, и наш автобус повез нас обратно в Татарстан. Еще долго девочки не могли наговориться - столько впечатлений они получили от этого фестиваля, от общения с живыми носителями нагайбакской культуры, от теплого и радушного приема. Постепенно эмоции стихли, и каждый погрузился в свои мысли. За окном - буран, заметающий дороги, Уральские горы, припорошенные первым снегом начавшейся зимы… Как же далеко вас забросила судьба, сородичи… И как же сохранили вы себя, свою самобытность в этих далеких краях?..

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: