Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Религиозный бунт в селе Албаево Мамадышского района

По страницам исторических документов: выступления крестьян села Албаево Мамадышского кантона против закрытия церкви

С первых дней после прихода к власти партия большевиков начала гонения против церкви и духовенства. Особенно этот процесс усилился после выхода в свет 8 апреля 1929 года Постановления Президиума ВЦИК, по которому религиозные объединения и организации вытеснялись из жизни общества. Закрывались тысячи церквей, подвергались репрессиям священнослужители. Много церквей было закрыто и в сельской местности. Как же на это реагировали жители сёл и деревень? В Центральном государственном архиве историко-политической документации РТ сохранился интересный документ («Краткая информация о массовых антисоветских выступлениях кулачества по ТР. 10 ноября 1930 года»), показывающий упорное сопротивление жителей сел и деревень Татарской АССР закрытию церквей. Приведем его дословно.

«Село Албаево Усалинской волости Мамадышского кантона. Священник Петров в своей квартире проводил собрания женщин окрестных селений с целью противодействия закрытия церкви и открытия в ней школы, согласно Постановлению сельсовета и бедняцкого собрания. В результате чего, 1 декабря 1929 года 200 женщин, собравшись из 4-х смежных селений, потребовали от сельсовета церковь не закрывать, руководила ими дочь лишенца (т.е. лишенного избирательных прав, фактически репрессированного) батрачка Кузьмина. После утверждения ВИКом ( Волостным Исполнительным комитетом ) закрытия церкви, 7 января 1930 года комиссия под председательством учителя Комиссарова приступила к закрытию. В это время две женщины стали истерически кричать: «Церковь грабят, продали церковь!», - после чего собралась толпа в 200 человек, которая под угрозами принудила комиссию флаг с церкви снять, отобрали ключи и установили дежурство женщин. При снятии все кричали «Ура!» »

При чтении документа следует учитывать, что автором этого отчета является пламенный сторонник партии большевиков. Поэтому это событие он изобразил лишь как «бабий бунт», подстрекаемый священником. Однако это не так. Выступление было хорошо организованным. Факт выступления простых, изможденных трудом и повседневными заботами о хлебе насущном, сельских тружениц против закрытия церкви говорит о том, насколько была крепка православная вера среди кряшен даже в то страшное время.

Справка: Церковь святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна  с приделом св. вмч. Екатерины  в с. Албаево ( в годы постройки второе название села - Средний Арняш)  Мамадышского района была построена 4 марта 1873 года на средства члена Братства св. Гурия, казанского купца Ивана Семёновича Кривоносова. Церковь   освящена 3 января 1874 года. В годы Советской власти, несмотря на упорное сопротивление прихожан, храм был закрыт. В здании церкви распологалась школа, позднее – сельский клуб.    В конце 1990-х г.г. храм возвращен местной православной общине. После ремонта и реконструкции церковь освящена 12 июля 1998 года, вновь стала действующим храмом. Во время  террористического акта в ночь с  28 на 29 ноября 2013 года в результате умышленного поджога здание церкви полностью выгорело. При содействии президента РТ Миннеханова Р.Н. на средства бюджета РТ и благотворителей ( более 9 млн. руб ) на месте сожженной  построено новое здание церкви. 10 июля 2014 года в село Албаево Мамадышского района состоялось торжественное открытие возрожденной церкви в честь Рождества Святого Иоанна Предтечи. В настоящее время храм действующий, постоянного настоятеля нет, богослужения совершает иерей Михаил ( Климов ), настоятель храма Живоначальной Троицы с. Урманчеево Мамадышского района.

Юрий Карпов, историк, "Нократ

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев