Туганайлар

Татарстан

18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ НАГАЙБАКОВ

Вечером 1 ноября из Казани в Челябинскую область выехало два автобуса. В одном разместились представители Общественной организации кряшен Татарстана, Центра изучения истории и культуры кряшен и нагайбаков, а также журналисты нашей газеты. Во втором автобусе собрался состав фольклорного ансамбля "Бермянчек". Мы выехали по приглашению администрации Нагайбакского района Челябинской области и...

ОСТРОЛЕНСКИЙ

 

Через пятнадцать минут на обочине показался указатель на поселок Остроленский - именно этот поселок должен был встретить нас первым. Остроленцы ждали нас прямо на повороте: с хлебом-солью встречали руководитель отдела культуры Нагайбакского района Елена Васильева и народный фольклорный ансамбль "Сарашлы" (Сарашлы - это первое название поселка Остроленка). Гостевые песни на кряшенском звучали так необычно, что невольно на глазах выступили слезы - ведь в подсознании таилась мысль, что не могут люди, живущие так далеко от нас, так хорошо говорить по-нашему и петь такие проникновенные песни.

Дети из села Остроленка знают свои традиции

 

"Арыумысыз, туганайлар? Ничек килеп життегез?" - вот так, по-нашему, приветствовали нас нагайбаки. В ответ мы спели им нашу любимую песню "Ак калфак". Исполнив еще пару песен, остроленцы повезли нас в поселок. По дороге Елена Васильева рассказала нам, что поселок Остроленский, был основан в 1842 - 1843 годах как военное поселение - пост № 2 Оренбургского казачьего войска в новолинейном районе. Название дано по местечку Остроленка на реке Нарев в Польше. Здесь 26 мая 1831 года произошло крупное сражение польских повстанцев с царскими войсками, где важную роль сыграли казаки-нагайбаки. Остроленка - второй по численности поселок в Нагайбакском районе после райцентра - Фершампенуаза, здесь проживает около трех тысяч человек. Село крепкое, зажиточное - таких поселков в Татарстане можно пересчитать по пальцам. Люди здесь занимаются фермерством, в поселке много молодежи, в связи с этим и школа, и детский сад полны детьми, в последнем даже думают открыть дополнительную группу, так как мест уже не хватает. Такое в Татарстане сельским жителям сейчас может только сниться - кругом идет оптимизация, результатом которой становится исчезновение не только детских дошкольных учреждений, но зачастую и общеобразовательных школ. Повезло остроленцам и в отношении культурной жизни: в поселке действует Детская школа искусств, в которой дети от 4 до 17 лет учатся на фортепианном, народном, театральном, эстетическом отделениях, и конечно, на фольклорном отделении, которое открылось в 1998 году. Работа с детьми на этом отделении идет по программе "Истоки", направленной на сохранение и возрождение национальной нагайбакской народной культуры. Как нам стало известно, ученики фольклорного отделения становились дипломантами и участниками районных, областных и региональных конкурсов и фестивалей.

Школа искусств стала первым местом, которое мы посетили в Остроленке. Здесь прошла творческая встреча с участием представителей администрации района, областного Центра творчества, коллектива детской школы искусств, преподавателей школы, воспитателей детского сада, представителей местной газеты, библиотеки и других заинтересованных лиц. Встречу проводила директор школы искусств Светлана Юскина.

С приветственным словом выступил председатель районного Собрания депутатов Николай Федоров, который рассказал об успехах Нагайбакского района, о его перспективах, о работе образовательных и культурно-досуговых учреждений.

Заместитель главы района по социальным вопросам Галина Ишимова в своем выступлении затронула многие проблемы, связанные с развитием этнокультурного компонента в Нагайбакском районе. В частности, было подчеркнуто, что местным педагогам не хватает методических материалов, учителя и воспитатели ведут эту работу лишь по своей инициативе, в районе слабо развита система школ и детских садов с этнокультурным уклоном, ощущается дефицит молодых педагогов, готовых вести этнокультурное воспитание. Это же подтвердили и сами преподаватели. В связи с этим, со стороны татарстанской делегации, в частности от имени Центра изучения истории и культуры кряшен и нагайбаков, было предложено собрать группу из преподавателей, которые хотели бы заниматься этническим образованием детей, и отправить их на стажировку в Татарстан. Также был поднят вопрос о создании в районе филиала Центра изучения кряшен и нагайбаков. Оба предложения были одобрены и преподавателями, и администрацией района.

После серьезного и продуктивного на наш взгляд разговора, началась самая интересная часть встречи: воспитатели остроленского детского сада вместе со своей группой показали нам открытый урок. Дети не только понимают и говорят на родном языке на элементарно-бытовом уровне, но и рассказывают стихи и поют песни. Для них сшиты специальные национальные костюмы. Сначала детишки показали нам свои знания о нагайбакском доме и постройках, потом сыграли в игру "Злой волк" - "Җаман бүре", после чего исполнили несколько песен. Работа по этническому воспитанию продолжается и в школе, для этого преподаватели сами составили методическую программу "Мы - нагайбаки".

Самой интересной и полезной для нашей делегации, в особенности для участников ансамбля "Бермянчек", стал мастер-класс по нагайбакской кадрили. Парни и девушки с удовольствием повторяли движения национального танца и стоит заметить, у них это вышло вполне успешно. Наверняка, после этого урока, в репертуаре государственного ансамбля скоро появится новый танец.

Итоги работы по пропаганде нагайбакской культуры среди населения не могут не радовать: в заключение встречи остроленцы продемонстрировали нам "нагайбакскую матрешку". Самая старшая - народный ансамбль "Сарашлы", чуть моложе - ансамбль "Душа поет", следующая матрешка - молодое поколение ансамбля "Сарашлы" - участницы старшего школьного возраста. Далее следуют участники программы "Мы - нагайбаки" школьного возраста и дети до семи лет. По словам педагогов, стимулом для детей и школьников, более того, для родителей, является возможность участвовать в концертной деятельности района. Согласитесь, весьма приятно видеть своих детей на сцене, знать, что они занимаются полезным, творческим делом. Еще приятнее, когда дети приезжают с различных фестивалей и конкурсов с дипломами.

Гостей встречает директор Остроленского музея Зоя Васильева

 

В местном музее нас ждал радушный прием - сама директор музея Зоя Васильева встречала нас у входа с подносом, полным яств: национальное блюдо - "баурсаки"(хворост, закрученный спиралевидно) занимали на нем почетное место, вместе с ним - "чияле май" (вишневое масло, приготовленное по уникальному рецепту). Во время экскурсии мы узнали, что музей носит имя Ивана Васильева - организатора и первого директора музея. Сейчас в нем действуют четыре зала, экспонаты отражают историю поселка, воссоздан интерьер казачьей избы с печью, представлены традиционные нагайбакские полотенца, старинные иконы. Кстати, изба музея освящена, здесь проходят церковные службы, местными бабушками совершаются церковные обряды, иногда приезжает батюшка из райцентра.

День был настолько насыщен событиями, что, казалось бы, на этом мероприятия в Остроленке закончились. Но нет - кульминацией вечера стал концерт ансамбля "Бермянчек", который прошел в местном Доме культуры. Зал заполнился зрителями за считанные минуты. Пришли посмотреть на гостей и стар, и млад! Еще до концерта многие спешили приобрести диски ансамбля, газету "Туганайлар", книги на кряшенскую тематику и православные календари на церковно-кряшенском, которые мы привезли специально для нагайбаков. Шквал аплодисментов получили в свой адрес артисты "Бермянчек", особенно на "ура" воспринимались нагайбакские песни в исполнении ансамбля. На наш взгляд, остроленцы остались в восторге от увиденного и еще не раз вспомнят об ансамбле, прослушивая их диск.

После концерта артисты остались в Остроленке, а остальная часть делегации отправилась в "столицу" нагайбаков - село Фершампенуаз, или Фершанка, как ее называют местные.

 

ФЕРШАМПЕНУАЗ

 

На следующее утро в Фершампенуазе состоялась встреча с главой администрации Нагайбакского района Каирбеком Сеиловым. В ходе встречи были обсуждены вопросы развития культуры нагайбаков, взаимного сотрудничества Нагайбакского района с Татарстаном. Снова был поднят вопрос об организации поездки преподавателей на стажировку в Татарстан, об организации детского этнокультурного лагеря для детей-нагайбаков, а также вопрос о создании в районе филиала Центра изучения кряшен и нагайбаков. Глава района с большим пониманием отнесся к поставленным вопросам и заявил, что проблем в осуществлении этих проектов он не видит. Стоит отметить, что Каирбек Сеилов, будучи казахом, прекрасно говорит на нашем языке, и проблемы нагайбаков принимает близко к сердцу. Именно под его руководством в 1998 году в Фершампенуазе была построена православная церковь для нагайбаков.

Делегацию принял Глава Нагайбакского района Каирбек Сеилов

 

Что касается названия райцентра, то мы узнали, что казачий посёлок был назван в честь французского села Фер-Шампенуаз, около которого 25 марта 1814 года произошло сражение, в котором участвовали и одержали победу русские казачьи войска.

 

ПАРИЖ

 

После официальной встречи делегация отправилась смотреть достопримечательности Парижа - нагайбакского села, названного так в честь столицы Франции - Парижа, подобно другим сёлам Южного Урала, которые носят имена европейских городов - Кассель, Арси и Фершампенуаз. В 1842 - 1843 годах при заселении Новолинейного района был создан участок № 4, позже переименованный в Париж.

Помимо главной достопримечательности села - точной копии Эйфелевой башни в уменьшенном размере, построенной в 2005 году в масштабе 1:6, выполняющей роль вышки местной сотовой связи, есть в Париже свой небольшой музей, расположившийся в большом казачьем доме купца Тинибаева. В музее функционируют четыре экспозиционных зала. В первом зале восстановлен интерьер казачьей избы. Через старинные предметы мы смогли окунуться в историю, быт, культуру нагайбаков. В зале "История казачества" мы познакомились с историей этногенеза казаков-нагайбаков, узнали об их переселении из Уфимской губернии на земли современного Нагайбакского района, об истории возникновения села Париж и других казачьих поселений "новолинейных" земель.

Осмотрев экспозиции музея, задав интересующие вопросы экскурсоводу Ирине Ивановой и сделав снимки на память на фо"не Эйфелевой башни, мы двинулись в поселок Кассельский.

 

КАССЕЛЬСКИЙ

 

Кассельцы ждали нас у въезда в поселок у стеллы боевой славы. Примечательно, что это был единственный поселок, в котором нас встретили на повозке с запряженной лошадью. Упряжь была нарядно украшена лентами и придавала праздничный вид. Встречал нас с хлебом-солью глава сельского поселения Сергей Ишимов вместе с самым старым ансамблем нагайбакского района - "Гумыр", который отметил в этом году свое 40-летие. Кассель - первая казачья станица на территории нынешнего Нагайбакского района, которая изначально имела название Килей. Основан в 1842 году как военное поселение - пост № 1 Оренбургского казачьего войска в новолинейном районе. Назван в память сражения русских войск с наполеоновской армией при местечке Кассель в Германии 30-31 сентября 1813 года.

Постановка сказки "Репка" на родном языке

 

Встретив нашу делегацию, с песнями и плясками, участницы ансамбля "Гумыр" уселись в телегу лошади и отправились в поселок, а мы - за ними на автобусах. В Касселе ознакомились с музеем, где помимо экскурсии нам представили участниц ансамбля "Ностальгия". После нас ждала программа в местной школе искусств. Нам показали работу местных самодеятельных коллективов "Веселуха", "Коробейники", а также детскую постановку сказки "Репка" на родном языке. Сказку перевела в стихотворной форме местная поэтесса, солистка ансамбля "Ностальгия" - Анна Артемьева. Она же является автором многих песен ансамбля, в её творчестве нашли отражения глубокие чувства о судьбе своего народа, о прошлом и настоящем своей малой родины.

Апогеем всей нашей поездки стал долгожданный фестиваль "Арыумысыз, туганнар!", который прошел в Кассельском доме культуры. Чтобы принять участие в этом фестивале сюда съехались все фольклорные ансамбли района - "Сак-Сок", "Чишмелек", "Сарашлы", "Гумыр", "Душа поёт", "Веселуха" и другие, а также фольклорный ансамбль «Чишме» из деревни Попово Чебаркульского района.

С приветственным словом фестиваль открыли Глава Нагайбакского района Каирбек Сеилов, председатель исполкома Общественной организации кряшен Татарстана Людмила Белоусова, руководитель Мамадышского отделения общественной организации кряшен Степан Спиридонов и другие.

Ансамбль "Веселуха" на фестивале "Арумысез, туганнар!"

 

Кассельский Дом культуры был полон до отказа - где еще увидишь столько нагайбакских ансамблей на одной сцене? Здесь были и театрализованные сценки на темы нагайбакской жизни, и разнохарактерные песни, свойственные каждому селу. А чего стоили зажигательные танцы казаков-нагайбаков - мальчишки школьного возраста размахивали шашками не хуже настоящих казаков!

Если в первом отделении выступали фольклорные коллективы Нагайбакского и Чебаркульского районов, то всё второе отделение занял фееричный концерт фольклорного ансамбля кряшен "Бермянчек". Зрители с огромным воодушевлением встречали каждый номер артистов, некоторые песни из репертуара ансамбля были знакомы и многие подпевали ансамблю, особенно тепло приняли парижане свою популярную песню "Париж". Овации зала продолжались еще несколько минут после окончания концерта, наших артистов не хотели отпускать со сцены.

На следующий день мы тронулись в обратный путь. Уезжать не хотелось совсем - настолько родными и дорогими стали для нас нагайбаки! Такой теплый прием наших далеких сородичей тронул до глубины души. "Надо же, какие они гостеприимные, открытые, щедрые и раскрепощенные!" - рассуждали мы на обратном пути. Все-таки кряшены Челябинской области отличаются от татарстанских - то ли они унаследовали бравый казачий свободолюбивый дух, то ли отдаленность от наших краев повлияла на их нрав. А песни! В них слышна ностальгия по утерянной когда-то родине, в то же время в них находят отзвук боевые победы казаков-нагайбаков, и даже знакомые мелодии имеют в своих текстах иной смысл, близкий нагайбакам по духу…

До свидания, родные наши! До скорых встреч!

 

Нагайбаки дорожат дружбой с татарстанцами

Галина Ишимова, заместитель главы администрации Нагайбакского муниципального района:

Я хочу сказать, что фестиваль "Арумысез, туганнар!" действительно удался и мы получили то, что ждали - полноценное общение с кряшенами. Мы увидели очень бережное отношение к национальной кряшенской культуре. Мы увидели взаимодействие кряшенской молодежи со старшим поколением, азартное, даже озорное отношение их к народной культуре. Мы увидели, как бережно впитывает молодежь нагайбакскую культуру, которая многие столетия развивалась изолированно от кряшенской. Тем не менее, эти столетия не позволили разорвать культурные связи и сегодня обе стороны счастливы от того, что они восстанавливаются без особых затруднений и напряжения. В наших нагайбакских селах люди счастливы почувствовать дальних родственников рядом, поговорить с ними, увидеть их, сказать "Арумысез" и услышать в ответ то же самое. Мы очень дорожим дружбой с кряшенами и надеемся, что эта связь не прервется, будет только более укрепляться. Мы понимаем, что большую честь нам оказали коллектив государственного ансамбля "Бермянчек", общество кряшен Татарстана и руководство Республики Татарстан, отправив такую представительную делегацию на наш форум.

Мы небольшой сельский район, маленькая частичка, которая имеет свою самобытную культуру, стараемся её сохранить и передать подрастающему поколению. Наша задача и мечта нагайбаков - воссоздать, письменность, возродить язык. У нас готовы два тома словаря, мы намерены передать их руководителю Центра изучения истории и культуры кряшен и нагайбаков Геннадию Макарову, как эксперту для рецензии. Мы считаем, что народности должны бороться за свое сохранение, а без языка это невозможно. Поэтому все эти крупинки мы пытаемся собрать, в перспективе хотелось бы у себя открыть филиал Центра изучения истории и культуры кряшен и нагайбаков, чтобы то, что наработано у нас, оформить в научном виде, дополнить и объединить с опытом татарстанских коллег. Думаю, что наше общение и сотрудничество принесет только пользу.

У чебаркульцев будет этнографический музей

Сергей Степаненков, заместитель главы администрации Чебаркульского муниципального района:

Фестиваль показал, какими духовными и культурными богатствами обладает нагайбакская земля. Пусть у нас не так много кряшен, как в Татарстане, но мы видим их уникальную культуру. Фестиваль объединил не только нагайбаков Челябинской области, но кряшен из Татарстана - это хорошо, что мы не забываем, откуда наши корни.

Наш Чебаркульский район многонационален. У нас проживают русские, башкиры, татары, украинцы, белорусы. Что касается кряшен, то в нашем районе они проживают в трёх населенных пунктах - в селах Попово, Вторая Ключевка, в деревне Болотово. Наибольшей активностью отличаются жители деревни Попово, поскольку там есть Надежда Уряшева, которая практически все население увлекает за собой. Она является руководителем двух фольклорных ансамблей - "Чишме" и детского коллектива "Бермянчек". После того, как у нас в прошлом году побывала делегация из Татарстана, в районе была проделана большая работа: мы отремонтировали Дом культуры, библиотеку, сейчас хотим создать этнографический музей - деньги уже выделены, все находится в стадии работы. Собрано очень много материала - это и бытовые экспонаты, и национальные костюмы, которым уже больше ста лет, есть и уникальные вещи, поэтому я думаю, что к новому году у нас уже будет действующий музей.

Хочется отметить, что перед нами стоит проблема возрождения языка, который на сегодняшний день знает лишь старшее поколение. Все же многие выписывают газету "Туганайлар", читают - интерес у населения есть. После поездки в Татарстан на Первый форум кряшенской молодежи и у молодых начал появляться интерес к национальной культуре. Конечно, сказывается необходимость введения уроков по изучению родного языка, но это зависит от желания самих людей. Работа по возрождению культуры ведется, хотим организовать в школе кружок, в котором бы изучались язык, национальные традиции, обряды. Второй этап - ввести факультатив в школе. Однако есть другой момент - сложности возникают с нахождением средств на эти цели и энтузиаста, который бы начал это дело и был бы специалистом в своей области.

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев