Туганайлар

Поймать нить, связующую поколения

15 марта в Доме дружбы народов Татарстана открылась выставка работ студентов факультета художественной культуры и дизайна Казанского государственного университета культуры и искусств. Экспозицию составили свыше пятидесяти произведений декоративно-прикладного искусства и графики из фонда факультета. Среди них свое достойное место нашла оригинальная авторская разработка, дипломный проект студентки Натальи Асадуллиной - ворсовой...

15 марта в Доме дружбы народов Татарстана открылась выставка работ студентов факультета художественной культуры и дизайна Казанского государственного университета культуры и искусств. Экспозицию составили свыше пятидесяти произведений декоративно-прикладного искусства и графики из фонда факультета. Среди них свое достойное место нашла оригинальная авторская разработка, дипломный проект студентки Натальи Асадуллиной - ворсовой ковер "Символ жизни", выполненный по мотивам свадебного головного убора кряшенских женщин "Түгәрәк яулык". С целью поближе увидеть данное произведение искусства и пообщаться с руководителем дипломной работы Екатериной Тимофеевой направилась на выставку.

Ковер "Символ жизни" включает в себя много яркого и индивидуального, - начала свой рассказ Екатерина.
- Это многофункциональный предмет для современного интерьера. Ковер будет смотреться во многих интерьерах, найдет применение в качестве и настенного панно, и напольного ковра, и накидки на диван, и даже как скатерть.
- Чем вызвал ваш интерес именно этот головной убор?
- Моей студентке, автору работы Наталье понравилась сама методика вышивки. Это ковровая, рель ефная вышивка с помощью специальных инструментов - игл. Она рассматривала разные варианты, разные композиции. Посоветовавшись со старшими преподавателями, решили не делать какието пейзажи, портреты, натюрморты, изображения животных, как часто сейчас делают, а обратиться к народным традициям.
Попалась нам в глаза чернобелая, истрепанная книга 70го года, посвященная культуре, костюму кряшен. В ней нашли три небольших картинки, на которых изображен "Түгәрәк яулык". Техника рельефной вышивки "Түгәрәк яулык" подсказала, что опираться нужно именно на нее. Наталья стала собирать материал. Нам помогла выставка "Искусство кряшен", которая проходила летом в национальной художественной галерее "Хәзинә". И по выпущенному по материалам выставки каталогу она начала работать. В итоге, Наталья взяла за основу композицию "Түгәрәк яулык": прямоугольная форма, в центре знак, символизирующий жизнь, по углам - растительные мотивы. Композицию она сохранила; окаймление выполнила со смещением в современное направление,
немного отошла от традиционного. Обереговая функция орнаментального канта, каймыбахромы - все это использовано. Также сохранены характерные для "Түгәрәк яулык" цвета - белый фон, чернокрасная вышивка. Но в "Түгәрәк яулык" сама вышивка спрятана на изнанке, здесь, наоборот, она выведена на лицевую. В оригинале - узор двухсторонний. К сожалению, такая техника на сегодняшний день утрачена. На ковре с другой стороны нет вышивки, как у настоящего кряшенского головного убора. Пока мы не говорим о восстановлении техники, хотя очень хотелось бы. Использование традиций кряшенской культуры в современном интерьере - это уже большой плюс.
Важно и то, что у нас совсем другой взгляд. Не только реконструкция, но и движение декоративноприкладного искусства кряшен вперед. Своеобразная культура кряшен является частью многонациональной культуры Татарстана, однако не получает продолжения в современном декоративно-прикладном искусстве. Обращение к колористическим, композиционным традициям и их современная трактовка открывают дальнейшее направление развития декоративно-прикладного искусства. О чем говорили и на круглом столе на выставке в "Хәзинә". Специалисты тогда подчеркнули, что "Есть реконструкция, сбор фольклора, использование костюмов - все замечательно. Нет движения вперед".
Костюм, может быть, не каждый наденет. А использовать эти элементы и узоры в интерьере - почему бы и нет? Пока всем нравится. Что касается техники, то это - предмет специального исследования. Колорит, композиционная основа, пропорции, семантика самого узора уже используются. Первый этап пройден.

"Түгәрәк яулык" XIX век

- Как восприняли работу на защите? Было ли что-то подобное до Вас?
- Восприняли с восторгом. Тем более, что это первая работа подобного плана.
- Что нового открыли для себя лично Вы?
- Во первых, глубже вникла в пласт невероятно интересной культуры. Поразило то, что до сих пор традиция жива и продолжается без каких-то искажений, нововведений, влияний. Она сохранилась практически в первозданном виде. К сожалению, по исследованию вышивки еще надо работать. Огромный пласт остается пока не изученным. Можем только смотреть, восхищаться, но не воспроизводить.
Мастер класс от Натальи Асадуллиной
Принцип выполения ковровой вышивки: с одной стороны путем прокалывания ткани специальной иглой образуются более длинные гладевые стежки, с другой стороны (с изнанки) образуются узелки либо петельки ковровой техники. Существует два вида наложения стежков - штриховой и контурный. Особый шарм этой технике придает необыкновенная текстура вышивки. Мягкие петельки создают ощущения теплоты и нежности. Возможность варьировать длину петель позволяет создавать и передавать объем, а если петельки обрезать, то поверхность становится пушистой.
Для изготовления многофункционального коврового изделия размером 1х1,60 м, нам потребуется: квадратная рамка, льняное полотно или бортовка, тонкая основная игла, леска для проведения нити в иглу, хлопчатобумажная нить традиционных оттенков, которые использовались в платках в технике ковровой "рельефной" вышивки кряшен красный, черный. Для основы ковра лучше всего подходит льняное полотно, предпочтительнее рыхлое или неплотного переплетения. Это условие необходимо для того, чтобы игла не рвала и не протыкала материал, а раздвигала волокна. При следующем проколе нити материала должны зажимать рабочую нить предыдущего прокола. Основным инструментом для ковровой вышивки служит специальная игла. Для того, чтобы изменить длину петли, применяются насадки для иглы. Их можно сделать из кусочка стержня шариковой ручки или изоляционной оболочки провода (кембрик). Заправка иглы производится с помощью тонкой стальной проволочки или лески, сложенной пополам. Вспомогательными инструментами являются рамка, чертежные кнопки или маленькие гвозди. Рамка - деревянный каркас, на который натягивается материал. Для удобства лучше брать рамку больше размера задумываемой вами работы, должен быть припуск не менее ичем по 5 сантиметров с каждого края. Для ковровой вышивки подходят практически любые нитки с устойчивой окраской. Исключение составляют буклированные нити или пряжа, а также нити слабого кручения, такие, как ровница. В работе я использовала шелковые нити, как в ковровой технике кряшен. Рекомендую брать нитки с запасом, с тем, чтобы вам их хватило до конца работы.
Перед началом работы нужно перенести на основу придуманный эскиз, рисуя мелом прямо по базовому материалу. В случае, если элементы вашей работы крупные и несложные, можете вырезать их из бумаги или картона. Затем наложите их на базовую ткань и обведите контур. Вышивку начинаем с контура. Держать иглу нужно перпендикулярно ткани.

Проткнуть иглу сквозь ткань до упора и поднимать обратно, пока над тканью не появится ее кончик. Затем нужно отступить от предыдущего стежка несколько миллиметров (зависит от толщины ниток) и проткнуть ткань снова. Контур на лицевой поверхности не очень четкий, но когда заполняются все области рисунка, петельки будут плотно прижаты и все сгладится.
После контура заполняем остальные области. При смене цвета нить обрезаем у основания ткани. В процессе работы чередуем нить двух цветов - красный и черный по эскизу. По окончанию вышивки закреп ляем бахрому по краю ковра.

Создание ковра в старинной технике требует колоссального терпения, усидчивости, ловкости пальцев, знаний приемов колорита. Ткачество похоже на составление мозаики, чередуются цвета для появления контуров и очертаний. Разработанный проектный образ многофункционального ковра создает атмосферу уюта и покоя в доме, и отличное настроение, его значение необычайно велико. Выполнение данной работы позволило ощутить связь времен, поймать нить, связующую поколения, чтобы не забывались лучшие традиции народов Татарстана.

Подготовила Лилия ГИНИЯТУЛЛИНА

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: