Туганайлар

"Отмените ненавистное прозвище..."

25 сентября в Казани прошла научная конференция "Школьное и религиозное образование у кряшен: история и современность", где приняли участие известные религиозные деятели, ученые. Предлагаем вниманию читателей выступление кандидата исторических наук Игоря Алексеева. События последних лет наглядно убеждают в том, что "кряшенский вопрос" в Татар­стане по­ прежнему не утратил своей актуальности....

25 сентября в Казани прошла научная конференция "Школьное и религиозное образование у кряшен: история и современность", где приняли участие известные религиозные деятели, ученые. Предлагаем вниманию читателей выступление кандидата исторических наук Игоря Алексеева.
События последних лет наглядно убеждают в том, что "кряшенский вопрос" в Татар­стане по­ прежнему не утратил своей актуальности. Причём, на передний план всё более выдвигается его религиозная составляющая, что вполне за­кономерно, так как сегодня, как и 100 - 150 лет назад, именно она является определяющим фактором сохранения и укрепления кряшенами своей этно­культурной идентичности. В настоящее время в Татарстане за кряшенами "по умолчанию" признано право считать себя представителя­ми самостоятельного народа (этноса), однако они по­прежнему, по "советским лекалам", позиционируются здесь в качестве "крещёных татар" - "этноконфессиональной груп­пы (общности)" в составе по­волжско­приуральских татар, "верующая" часть которой исповедует православие. Это "зафиксировано", в частности, в современной "Татарской энциклопедии" - в статье с характерным названием "кре­щёные татары". При этом в местном "научно­историче­ском" обороте и журналистике нередко используется и "ком­промиссный" термин "тата­ры ­кряшены". На мой взгляд, основная проблема заключается в том, что решающее большинство противников признания кря­шен продолжает ставить знак равенства между понятиями "татары" и "мусульмане", "не за­ мечая" существование не толь­ко "этноконфессиональной группы" кряшен, но и других, постоянно увеличивающихся в численности, "конфессиональ­ных групп в составе татар", ис­поведующих иные религии: в частности, то же христианство, но в рамках различных направ­ лений протестантизма, криш­ наизм, тенгрианство (неотен­ грианство), бахаизм и т.д. Данный подход открыто демонстрируется, в частности, на "Всероссийских форумах татарских религиозных дея­ телей", участниками которых являются только мусульмане, и где татарская идентичность определяется исключитель­ но как мусульманская. "Ислам как система религиозных и мо­рально­этических ценностей сыграл консолидирующую роль в исторической судьбе та­
тарского народа и продолжает в настоящее время оставаться одним из основополагающих факторов его развития", - го­ворится, в частности, в резолю­ции V "Всероссийского форума татарских религиозных дея­телей" "Национальная само­ бытность и религия", принятой 13 июня 2014 года в Казани. О других "системах религиоз­ных и морально­этических цен­ностей" ничего не говорится. Представители кряшенского духовенства, как и прочие та­тарские религиозные деятели - не мусульмане, в этих форумах не участвуют, христианская кряшенская ("крещёно­татар­ская") идентичность по опреде­лению не может являться сос­тавляющей частью мусульман­ской татарской идентичности, из чего следует, что кряшены "по факту" не признаются тата­рами. На соответствующих прин­ципах, "по умолчанию", изна­чально строилась и строится также деятельность "Всемирного Конгресса татар". Официально отмечаемые "региональные" татарские ре­лигиозные праздники связаны исключительно с исламом - "День официального принятия ислама Волжской Булгарией", "Ураза­байрам" и "Курбан­бай­рам". Кряшенский праздник "Питрау", хотя и является ана­логом "Петрова дня", подобно "Сабантую", не носит религи­озного характера и отмечается, как "республиканский праздник кряшенской культуры". Вместе с тем, следует при­знать, что с точки зрения укреп­ления собственно татарской идентичности (в том "класси­ ческом" виде, в каком она сло­жилась к началу прошлого века) такой подход вполне объ­ясним и закономерен. Ислам действительно является её "цементирующим" фактором, что очевидно с исторической точки зрения. Но, в любом случае, он "отрезает" от татар все иноконфессиональные группы и, тем более, кряшен, - даже в формате "этноконфес­ сиональной группы (общности)" татар. Таким образом, термин "та­тары­кряшены", как и сто лет назад (когда понятия "татарин" и "мусульманин" были фак­тически идентичны) является таким же оксюмороном как и "крещёные татары", то есть созвучно словосочетанию "му­сульмане­кряшены". Одновременно конструк­ция "татары­кряшены" несёт в себе и указание на то, что кря­шены - это татары (мусульма­не), принявшие православие и изменившие свою прежнюю идентичность. Но в последнем случае кряшены опять таки пе­рестают быть татарами. С 1990­х годов, на фоне рос­та активности общественного движения кряшен за самоопре­деление в качестве самостоя­ тельного народа, татарскими националистами и "националь­но ориентированными" истори­ками стала распространяться "теория" о том, что кряшенская идентичность была "сконстру­ирована" искусственно в кон­це XIX - начале XX веков. При этом в качестве первоначаль­ных "конструкторов" кряшен­ ства назывались, главным об­разом, представители "русской администрации" и православ­ные миссионеры. Практически те же "персонажи" - враждеб­ные Татарстану политические круги в федеральном руко­водстве, церковники и прочие "татарофобы", поставившие себе целью "расколоть" единую татарскую нацию и изменить этнорелигиозный расклад сил в Татарстане, якобы намеренно реанимировали "кряшенский вопрос" и в конце XX века. Между тем, известно, что кряшены возобновили борьбу за свои права ещё в советское время - во второй половине 1980­х годов, когда никто не помышлял об искусственном "конструировании" самостоя­тельного кряшенского народа. Наибольшее обострение "кряшенского вопроса" наблю­далось в преддверии Всерос­сийской переписи населения 2002 года: после того как 13 октября 2001 года в Казани "Республиканской конферен­цией национально­культурных объединений кряшен Респу­блики Татарстан" была одобре­на "Декларация о самоопределении кряшен как этноса", и кряшенская общественность стала добиваться выделения народа "кряшены" в перепис­ных листах в качестве отдель­ной позиции. Государственный советник по политическим вопросам при президенте Та­тарстана, директор Института истории им. Ш.Марджани АН РТ Р.С.Хакимов в 2002 году в своей нашумевшей статье "Кто ты, татарин?" прямо заявил, что: "Политики придумали са­ мостоятельный народ под на­ званием кряшены". Там же для большей наглядности он про­зрачно намекал и на личность главного "конструктора", дей­ствия которого "мешают тата­рам, да и самим русским, стать процветающим народом". В том же 2002 году в своём выступлении на проходившей в Казани научной конферен­ции "Цивилизационные, этно­культурные и политические аспекты единства татарской нации" президент АН РТ и директор "Института Татарской энциклопедии" М.Х.Хасанов указал на то, что: "В последнее время обозначилось стремле­ние некоторых клерикальных политиков и отдельных пред­ставителей интеллигенции "сконструировать" самостоя­тельную кряшенскую "нацию". Так, например, опублико­ванную 20 октября 2001 года в региональном выпуске газеты "Коммерсантъ" ("Среднее По­волжье") довольно дилетант­скую статью Ш.Идиатуллина "Кряшены хотят быть отдель­ным народом" предваряла большая фотография, на ко­торой Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручает в 1997 году Президенту РТ М.Ш.Шаймиеву Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени, с под­писью под ней: "Православная церковь по достоинству оце­нила татар и стала причиной появления нового народа". Между тем, очевидно, что на деле "вина" Русской Пра­ вославной Церкви ограничи­валась тем, что она - в лице покойного патриарха - активно поддержала данную инициа­тиву кряшенской общественности, но ни коим образом не стала "причиной" появления "нового" народа. Таким об­разом, отказ признать право кряшен на статус самостоя­тельного народа во многом был и остаётся мотивирован религиозными соображения­ми, так как их христианская идентичность якобы является изначально "враждебной" (в более мягком варианте - "вы­ нужденной") и "временной". Но, как это ни парадоксально, теми же соображениями моти­вировано и неприятие кряшен в качестве "полноценных" та­тар, обладающих мусульман­ской идентичностью. В резуль­тате кряшены перманентно пребывают в "подвешенном" состоянии, что, помимо всего прочего, стимулирует идеоло­гов кряшенского движения на активный поиск доказательств своего древнего христианского прошлого и этнически обособ­ленных корней, а их оппонен­тов - идеологов "татаристов", отказывающих им в означен­ном праве, на "опровержение" последних. В 1906 году в "Известиях по Казанской Епархии" была помещена статья священни­ ка Д.Г.Григорьева "Зовите нас крещёнами", начинавшаяся словами: "Едва ли начальству известно, что для крещеного татарина нет большей обиды, как называть его татарином, иначе Правительство постаралось бы присвоить этому народу то имя, которым называет он сам себя. Имя это - "крещёнин" (кряшен), множ[ественное] "крещёны". Вот уже прошло 350 лет, как первые из казанских инородцев-мусульман приняли святое крещение и стали называть себя крещенами, а начальство всё ещё продолжает называть их ненавистным именем татарина, и, главное, даже требует этого. В некоторых епархиях их принято называть "старо-крещеными из татар", в некоторых "старо-крещеными татарами", а в некоторых "православными из татар". Это в церковных документах. А в официальных отношениях чиновничества их нередко величают просто татарами. Как ни не нравится это крещёнам и как они ни возмущаются этим прозвищем, но никому, кажется, не приходила ещё в голову мысль об отмене этого обидного названия и дарования им собственного имени. Нередко бедные крещёны терпят и лишения из-за этого ненавистного прозвища". "Аллергия" на "кряшенский вопрос" и на сам этноконфес­сионим "кряшены" (без прибав­ления "приставки" "татары") в значительной мере начала проходить после создания в 2007 году "Общественной организации кряшен Респуб­лики Татарстан", пользую­щейся широкой поддержкой республиканских властей и реализующей целый ряд этно­-культурных проектов. Однако статусные вопросы (и, в пер­вую очередь, о юридическом конституировании кряшен в качестве самостоятельного на­рода) по­прежнему остаются в "неоформленном" состоянии, что становится причиной их дальнейшей актуализации и поводом для различных поли­тических спекуляций.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Реклама
  • 4 май 2018 - 16:28
    Правнуки рассказывают о своем прадеде (http://pestrecy-rt.ru/)
  • Закрытие IV Форума кряшенской молодёжи Фоторепортаж
  • Волнуют ли кряшенскую молодёжь вопросы семьи? ФОТОРЕПОРТАЖ
  • "Айбагыр" Олы көн 2018
  • Чему научились делегаты Форума на мастер-классах ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Открытие IV форума кряшенской молодёжи ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Как делегаты IV Форума провели первый день
  • В Кировской области впервые прошел семинар по наследию кряшен
Ночной режим