Один день проведенный в селе Ильтен-Бута в 1998 году
Из этнографического дневника этнографа Геннадия Макарова.
Народное искусство, история и этнография Альметьевского района являются объектами постоянного внимания со стороны исследователей. Такие исследования проводились и проводятся в разные годы, с разной степенью интенсивности. Мне посчастливилось участвовать в этнографических исследованиях в составе рабочей группы Альметьевской энциклопедии в 1990-е годы. Одним из селений, где я тогда побывал, была Ильтень-Бута Альметьевского района. Целью поездки был сбор материалов, связанных с местной народной музыкой и в целом с этническим искусством.
Утром 18 августа 1998 года группа исследователей выехала из Альметьевска. Я сошел с микроавтобуса на обочине дороги у села Ильтень-Бута, а другие участники экспедиции – искусствоведы, поехали в сторону сел Нижнее Абдулово и Елхово. Так, вспоминая прошлые годы, связанные с Альметьевским районом, я неторопливо зашагал в сторону деревни Ильтень-Бута. В этой деревне я уже побывал двадцать лет назад (24 – 25 января 1977 года). Причиной поездки тогда стала следующая информация: учащиеся художественного отделения Лениногорского педагогического училища братья Янайкины рассказали о пожилом сказителе дедушке Радиване, знатоке традиций, и я поехал в надежде познакомиться с этим дедушкой и записать от него баиты и песни. Тогда оказалось, что деда увезли в больницу на операцию, и я его не застал. Тем не менее от сельских певиц, как Лукьянова Матрена, (1906 г.р.), Сергеева Кристина, (1911 г.р.), Антонова Анна (1906 г.р.), Егорова Елизавета, удалось записать на магнитофонную ленту старинные мелодии Ильтень-Буты. И сейчас, шагая, я ожидал новые встречи с жителями деревня, предвкушая получение новой информации по истории местной культуры, я и не заметил как добрался до деревни.
Время было раннее и беспокоить людей с утра не хотелось. Чтобы скоротать время, по старой привычке, как бывало и в прежних экспедиционных походах, решил посетить сельское кладбище, тем более, что стояла прекрасная летняя погода. Было однозначно и то, что посещение кладбища может открыть много информации об истории села и его бывших жителях. С другой стороны, такое паломничество означало и оказание знака уважения и почитания старейшинам села, ушедших в мир иной, а также получение от них благословения.
Как и в обычных деревенских кладбищах, расположенных у подножия горы, здесь царил покой и умиротворение. Мое внимание привлекло то, что многие фамилии, которые я здесь записал, очень оригинальны. Думаю, что эти фамилии произошли от родовых прозвищ, которые носили жители села. Очевидно было, что надо в будущем надо будет провести работу по выяснению истории их возникновения. Эти фамилии были такими: Апачаевы, Агаповы, Бутяевы, Бухаровы, Бураковы, Балантаевы, Бачурины, Янайкины, Писаревы, Шишкины, Рогожниковы, Автомеевы, Минязевы, Черкасовы, Тарасовы, Ульяновы.
На крестах, установленных на кладбище лет 30-40 назад, по старому обычаю были вырезаны родовые знаки-тамги. Сохранившихся старых крестов с образцами родовых тамг жителей Ильтень-Буты было не много. К сожалению, современные жители не знают своих родовых знаков-тамг и считают необязательным ставить их на памятниках. А ведь этот обычай был бы очень нужным и необходим для укрепления памяти древних родовых корней. В конце концов, ставить свой родовой знак это и красивая традиция. Это очень хорошо понимали наши деды. В связи с тем, что в селе уже не осталось знатоков старины, определить, к какой из перечисленных выше фамилий принадлежала та, или иная тамга, не удалось.
В деревне меня встретили заведующая библиотекой Татьяна Алексеевна Лукьянова и ее дочь, директор сельского клуба Валентина Лукьянова. Выяснилось, что сельской библиотеке собрана богатая информация об истории села. В этой истории преобладают документы, относящиеся к созданию колхоза, по участникам войны, строительству социализма, то есть к новой эпохе. Когда-нибудь они станут очень дорогими информационными источниками и это богатство терять нельзя. О ранней истории, традиционной культуре села сохранилось гораздо меньше записей, но их Татьяна Алексеевна хорошо знала и ей самой они очень нравились. Например, о ранней истории села она рассказала следующее:
Первоначально деревня Ильтень-село располагалось на берегу реки под названием Бута, близ крупного селения Бута. В Буте жили разные этнические общины: мордвы, чуваш, черемис, русских, кряшен. Старое местонахождение селища Ильтень-Буты известно и сейчас. Там же рядом находилось и старое кладбище. По преданиям, жители Ильтень-Буты переселились сюда из деревни Ялтан Чистопольского района. Татьяна Алексеевна рассказывает, что среди переселенцев были чуваши, ясачные черемисы и кряшены. В окрестностях Чистополя и сейчас есть деревни Кряш-Ялтан и Чув-Ялтан. Жизнь в то время была беспокойной. Так, известно, что в 1735 году черемисы села Бута поднимали бунты против действий Оренбургской экспедиции.
Причиной переселения населения деревни Ильтень из окрестностей села Бута на новое место стали тяжбы и споры по распределению пахотных земель. После стычек и столкновений часть чувашей, черемис и кряшен переселилась на берег реки Кичуй, где было много родников. Эти земли были покрыты чернолесьем. Жители села, прилагая огромные усилия, корчевали лес и постепенно подготавливали пашни для посева зерновых. Жители Ильтень-Буты страдали от непосильных налогов и податей, а доходы крестьян были ничтожно малы. Поэтому и жизнь их шла с трудом. Ильтень-Бутинцы были не только старательными земледельцами, но и отважными, воинственными. В этой связи Татьяна Алексеевна рассказала историю об Ильтень-Бутинских разбойниках. Эта легенда имеет и некий романтический оттенок.
Для улучшения торговли внутри российского государства и укрепления связей между различными регионами страны, при царице Екатерине Второй, был построен Оренбургский почтовый тракт. По большой дороге проезжали обозы богатых купцов, и происходили грабежи и разбойные нападения на обозы этих купцов. Здесь на трассе орудовали своеобразные местные Робин Гуды.
По преданиям села Ильтень-Бута известно, что и его жители занимались разбойничьим промыслом. На такие занятия их толкали трудности жизни. Они требовали от купцов, проезжавших по Оренбургскому тракту, уплаты-выкупа за проезд. В случае отказа от выкупа разбойники грабили обозы несогласных купцов. Когда охрана обозов преследовала их, они на лошадях переправлялись через речку Кичуй и скрывались в гористых лесах. Преследующие стражники не знали переправы через реку. Река Кичуй в то время имела сильное течение и часто уносила всадников верхом на лошадях. Это приводило к затягиванию времени погони. По этой причине разбойники успевали скрыться.
В деревне Ильтень-Бута предводителем разбойников была женщина по имени Гаярь Джанай, что означает отважная, дерзкая Джанай. Говорят, что все семь ее сыновей также были разбойниками. Они много лет держали в страхе проезжавших по тракту купцов. Доходы от разбоя купцов, было существенной поддержкой для их жизнеобеспечения.
Однажды старухе Джанай приснился вещий сон. Этот сон она восприняла как знак свыше и напоминанием о несправедливости и греховности разбойничьего промысла. Это привело ее к покаянию. Затем она попросила своих сыновей построить ей небольшой домик и часовню. Это жилище было построено в укромной и труднодоступной, в лесистой части гор. Там она жила с молитвами и покаянием до своих последних дней. О Гаярь Джанай в народе слагали легенды и песни-баиты.
С течением времени Ильтень-Бутинские разбойники прекратили свою преступную деятельность. Тем более, что со временем густые темнохвойные леса были спилены, а река Кичуй сильно обмелела.
И на сегодняшний день в селе проживают представители рода атаманши Джанай с фамилией Янайкины. Среди них имеются хлеборобы, инженеры, художники и представители самых разных профессий.
Если мы попытаемся узнать более историю происхождения названия Ильтень, то сразу вспоминается озера под названием Ильтень на Нижней Волге. По-русски его называют «Эльтон». Это неудивительно, так как кочевые пастбища (кочевья) ногайцев еще со времен Казанского ханства располагались по берегам рек Зай, Шешма, Черемшан. После перехода из кочевого и полукочевого уклада на оседлость, часть из них в 17-18 веках растворилась в среде местных народов Среднего Поволжья и Приуралья.
На сегодняшний день Ильтень-Бутинцы могут гордиться тем, что сохранили свои живые традиции и оригинальное этническое искусство. Село расположено в живописном уголке природы, у подножия высоких холмов. На склоне высокого холма издалека видны качельные сооружения. С наступлением Великого дня (Пасхи) и с таянием весенних снегов, по старинному обычаю, у подножия горы устраивались и сейчас устраивают качельные увеселения. В старину здесь собирались девушки, которые наряжались в красивые украшения из серебряных монет: тамакса (нагрудные монисты), девет (монисты, покрывающие брюшную часть тела), муйтумар (монетная перевязь), чечкап (монетные накосники), надевая платья, сшитые из пестряди, а также верхнюю одежду: камзол, джилян. Приходили молодые парни, разодетые в расшитые чекмени, казакины из тонкого сукна и войлочные колпаки (шляпы, шапки). Возведение пасхальных качелей «Олы көн даганы» является старинной традицией. У этого качельной традиции были не только специальные песни и мелодии, но и приметы. Например, считалось, что чем сильнее и длиннее раскачивались качели с девушками, тем длиннее и крепче вырастал урожай льна. С завершением пасхальных праздников качели убирались, а вечерние игры и хороводы проводились ежедневно. Эти игры и вечерние хороводы продолжались до наступления праздника «Петров день».
Один из самых ярких праздников Ильтень-Буты является престольный праздник села «Святая Троица». В селе его чаще называли как «Җапрак бәйрәме» (Праздник листьев). Этот праздник, посвященный Дню Троицы, в Ильтень-Буте никогда, даже в самые атеистические годы советской власти, не прерывался. Мне еще в 1977 году рассказывали, что пожилые женщины сами собираются и идут повязывать березы, которую в день праздника приносят в деревню. Происходит это и сейчас. Этот обряд организовывает молодежь, исполняя народные мелодии, играя на гармониках, продолжая так свои традиционные обряды. В наши времена работники сельского клуба (директор клуба Лукьянова Валентина, библиотекарь Лукьянова Татьяна) прилагают все усилия, чтобы эти традиционные ценности продолжали жить в новых условиях.
Удалось выяснить, что Ильтень-Бута была богата певцами и исполнителями, играющими на различных музыкальных инструментах. По воспоминаниям односельчан, они следующие:
Лукьянов Дмитрий (1915-1968), который всю жизнь был сельским пастухом. Без него не обходились свадьбы, он прекрасно пел, сам сочинял песни. Утром он начал сбор стада своими песнями.
Ермолаев Василий (1929-1995), ремонтировал сломанные гармошки, изготавливал балалайки (думбры), сам умел играть на гармони, думбре, гитаре. Примечательно, что гармонь в этом селе часто называют «әргән», что совпадает с понятием фисгармония. Известно, что фисгармония была заимствована из Европы за сто пятьдесят лет до появления гармоники, проникшей в наши края. Это значит, что история проникновения фисгармонии (малой ручной фисгармонии) в наши края имеет несколько столетий.
Балантаев Анисим (1898-1949), был очень одаренным умельцем, сам изготавливал прялки, украшал их резьбой, изготавливал балалайки по заказам в окрестные села, сам мастерски играл на струнных инструментах. Его сыновья Василий (1925 г.р.), Иван (1926 г.р.), Семен (1929 г.р.) также владели искусством игры на балалайке (думбре).
Мастерство деда Анисима ценно тем, что он изготавливал новые современные инструменты, по аналогии с русскими фабричными балалайками с тремя железными струнами. Древняя же кряшенская думбра имела две струны, сделанные из овечьих кишок, и сохраняла преемственность со старым тюркским искусством уходила в прошлое. Железные же струны приспособились делать из проволоки, которую специально отправляли в колхозы для изготовления сотовых рам.
Балантаева Анна (1921 г.р.), зарекомендовала себя в селе и окрестностях как умелая балалаечница. Помимо различных частушек и песенных мелодий, могла исполнять специальные наигрыши, марши, среди которых особое внимание слушателей привлекал «Напев о взятии Казани».
Старейшины села рассказывают, что в прежние времена были и те, кто играл на гуслях. По рассказу Лукьяновой Матрены (1906 г. р.), гусли в их деревне были в виде полумесяца, с двенадцатью кишечными (жильными) струнами. Как видно из краткого описания, этот инструмент ничем не отличался от гуслей, распространенных в Арском, Балтасинском и Кукморском районах Татарстана.
Геннадий Макаров
1998 год 18 августа
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Нет комментариев