Туганайлар

О занятиях жителей села Чура в прошлом столетии

Сочинение слушателя 2 курса Казанского кряшенского педагогического техникума Бориса [Филипповича] Тазова «Моя деревня» от 14 июня 1921 г. (с. Чура Ядыгерской вол. Мамадышского кантона ТАССР)

Я происхожу из кряшен с. Никифорова Кабык-Киперской* волости Мамадышского уезда. Но так как я там жил совсем мало, то я по возможности** опишу с. Чуры Ядыгаровской*** волости Мамады шского уезда, где я проживаю, хотя и тут у меня материала будет немного. По преданию, основателем с. Чуры был Чурахан, сын одного хана, жившего тут поблизости. Их было 3 брата. Остальные два брата поселились тоже недалеко оттуда, и от их племени произошли две деревни татарские. Больше о происхождении я ничего не могу сказать. Говорят, что раньше на месте села было татарское кладбище, что подтверждается неровной поверхностью почвы вокруг церкви.

На краю села имеется киреметь, где раньше, безусловно, устраивали моления, приносили жертвы. Остаток чего и в настоящее время есть. Незадолго до Троицына дня, не помню когда, устраивают так наз[ываемое] майлы ботка. В этот день к одному крестьянину со всей деревни приносят разные пищевые продукты, как то: муку, крупу, молоко, яйца, где готовится, так сказать, обед. Обедать приходят только маленькие ребятки и старухи. Раньше это проделывали в более обширном масштабе, и, быть может, роскошно, на киремети. В настоящее время на киремети никаких религиозных общественных обрядов [не] совершают. Это бросили сравнительно недавно; определенно сказать не могу. Но, как мне помнится, что лет 20-30 тому назад туда еще ходили.

В смысле одежды на население сильное влияние оказали татары. Платья как у мужчин, так и женщин татарские. До войны одевались исключительно, можно сказать, фабрично-заводскими изделиями. В настоящее время экономическое положение государства немного изменило жизнь населения. Теперь одеваются более в домотканые изделия. Нужно сказать, раньше лен почти не сеялся. Коноплю сеяли поскольку, поскольку он был необходим как пищевой продукт и на различные хозяйственные нужды. В настоящее время посевы конопли увеличиваются, также на полях стал появляться лен.

Занятия населения: на первом плане, конечно, стоит земледелие. Сеют хлебные злаки, возделываемые в Казанской губернии, то есть рожь, много овса, немного полбы, пшеницу, гречу, горох, о льне и конопле я уже говорил.

Сеют много ячменя, для чего оставляют хорошие, [у]навоженные участки. И на ржаном поле. Так как ячмень поспевает одновременно с рожью, то никаких неудобств не встречается Для посадки картофеля удовлетворяются огородами, в поле вы картофель встретите редко. Просо не сажают****. Мужчины занимаются портняжничеством и выделкой овчин. С этой целью они уходили на сторону, чем можно еще объяснить сильное татарское влияние. Женщины, кроме сельскохозяйственных работ, раньше занимались тканьем полотна (грубого белого), вязаньем перчаток, шарфов - из козьего пуха, конечно, для рынка, чем и объясняется широкое пользование фабрично-заводскими производствами. Нужно сказать, в настоящее время это женское производство сильно пало.

Источник: НА ЧГИГН. Отд. I. Фонд Н.В.Никольского. Ед. хр. 309. Л. 83-86.

*Так в тексте, следует: Кабык-Куперской.

**Слова «по возможности» вписаны над строкой. 

***Так в тексте, следует: Ядыгерской.

****Так в тексте, следует: сеют.

 

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны “Туганайлар” сайтыннан һәм “ВКонтакте”, “Инстаграм”, “Одноклассники” һәм “Фейсбук” социаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Яналыкларыгызны 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: