О самом загадочном и красивом головном уборе кряшен - түгәрәк җаулык
Похожий головной убор встречается у южной подгруппы удмуртов, а также у бесермян, и называется сюлык
Комплект кряшенской женской одежды: головной убор (түгәрәк җаулык), цветная ленточка (түшлек тасмасы),самотканые фартук и платье, самотканые шерстяные чулки (тула өек), лапти (чабата). Нагрудное монетное украшение (тамакса).
Головной убор түгәрәк җаулык (обрядовое покрывало) надевала молодая кряшенка-невеста, когда впервые входила в дом мужа. До рождения первого ребенка невеста должна была появляться на людях и на праздниках, укрывшись этим обрядовым покрывалом. Через год после рождения ребенка она снимала түгәрәк җаулык” и надевала сүрәкә, поверх которого могла повязатҗ платок. Кряшенки особенно любили платки с бахромой и кистями.
Обрядовое покрывало түгәрәк җаулык несет в себе сакральный обереговый смысл. Он защищает брак невесты, её будущего ребёнка, а также её саму. Внутреннюю часть данного головного убора кряшенке запрещалось кому-либо показывать. На внешней стороне, которая доступна для глаз окружающих, вышивался сакральный знак кряшен под названием «знак вселенной» или «знак Тенгри».
У южных удмуртов и бесермян встречается похожий свадебный головной убор «сюлык». Замечаете сходство?
Еще в дореволюционное время некоторые ученые отмечали сходство удмуртов и кряшен. Историк И.Н. Смирнов на основе наблюдения одежды кряшен Елабужского уезда предполагал их удмуртское происхождение. Ш. Марджани также указывал на возможность их финского происхождения. В книге «Очерки по родиноведению» известный исследователь Вятской губернии Н. А. Спасский писал, что кряшены «являются потомками волжских булгар племен челмата, куль и саба, а также финнов, главным образом, вотяков, черемис, в Казанском, Лаишевском и Мамадышском уездах, отатаренных чуваш-буртас».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев