Туганайлар

О чем писала газета “Керәшен сүзе”

Общественно-политическая газета "Керәшен сүзе" издавалась с февраля 1993 года по 2002 год в городе Набережные Челны. Учредителем частной газеты был Николай Антонов, позже поддержал личными средствами Николай Колчерин. Первым редактором стал Ананий Малов. С 1997 по 2002 годы газету редактировала Людмила Белоусова. Накануне переписи населения 2002 года газета попала в...

Общественно-политическая газета "Керәшен сүзе" издавалась с февраля 1993 года по 2002 год в городе Набережные Челны. Учредителем частной газеты был Николай Антонов, позже поддержал личными средствами Николай Колчерин. Первым редактором стал Ананий Малов. С 1997 по 2002 годы газету редактировала Людмила Белоусова.

Накануне переписи населения 2002 года газета попала в весьма затруднительное положение. Весь 2002 год прошёл в противоречивых спорах и дискуссиях по поводу признания кряшен. Под натиском разбушевавшихся страстей, газета не могла дальше издаваться в силу обстоятельств

(Продолжение.)

"Кто крестил кряшен?"

В 1996 году к разговору подключается известный историк и краевед из Заинска, автор "Заинской энциклопедии" Владимир Малахов с материалом "Кто крестил кряшен?".

Занимаясь в Татарском историческом архиве с документами 1921-23 годов, автор обнаружил "Сведения о населении в волостях Челнинского кантона на октябрь 1923 года". Выяснилось, что из состава населения в 58916 человек 22,4 процента составляли кряшены. Внимание автора привлекли не столько цифры, сколько факт того, что до революции и в первые годы Советской власти кряшены были на равных с другими народами Татарстана в смысле записи в паспортах об их национальной принадлежности. "В известные времена росчерком пера кряшен у нас не стало, - пишет автор, - хотя последние не согласны с официальным толкованием происхождения своего народа и заявляют о самобытности его развития".

Далее Малахов повествует о посещении кряшенских деревень Челнинского кантона учёным-этнографом Воробьёвым в 1926 году, в чьи обязанности входило ознакомление с бытом и культурой кряшен по поручению Общества Татароведения. Интересны были заключения комиссии. Воробьёв писал, что "Оторванные от татар и не приставшие к русским, кряшены жили своей жизнью…, несмотря на наличие множества общих точек соприкосновения с татарами, кряшен нельзя отождествлять с ними и связывать возникновение этой этнической группы с их крещением"…

Этнографическая экспедиция посетила и другие районы республики. В ряде селений Свияжского кантона этнографы встретились с жителями, которые называли себя "некрещёными кряшенами". Но вопрос изучения кряшен до конца доведён не был. Он был "забыт". А если предположить, что кряшены никогда не были мусульманами? - ставит вопрос Малахов. - Я имею в виду старокряшен, но не новокряшен, так как последние уже давно ушли обратно в ислам, - уточняет он. И в их числе приводит жителей сёл Аксарино и Чубуклов Заинского района.

"Сомнительно, что Булгарское государство даже в пору его расцвета было таким монолитным по языку и религии, как иногда его изображают, - пишет далее Малахов. - Скорее всего, это был конгломерат племён и народов, разноликий, многоязычный! И следовательно, по религиозным убеждениям то же самое".

Далее автор приводит целый ряд сведений и документов, подтверждающие связь народов Нижней Камы с христианством. "Первые сведения относятся к последней четверти 7 века, - пишет автор. - Это за 300 лет до крещения Киевской Руси, за 200 лет до принятия ислама булгарами и приходится на те годы, когда последние из Приазовья перекочевали в Волжско-Камский регион, потеснив аборигенов этих мест - угрофиннов", - говорит Малахов и приводит интереснейший документ.

Документ сообщал, что в 682 году епископ Исраил из Албании (было такое христианское государство на месте нынешнего Азербайджана) совершил миссию к булгарам-суварам. Вполне возможно, предполагает Малахов, духовного владыку заботили единоверцы, живущие на Нижней Каме. Некогда существовавшее государственное образование тюркоязычных племён - Великая Булгария - с юга граничило с христианскими государствами: Грузия, Армения, уже упомянутая Албания, греческие города-государства, разбросанные в Крыму и по берегам Азовского моря. Следовательно, Албанский епископ двинулся к волжским булгарам, заведомо дружественному народу для восстановления прежних культурных и духовных связей, прерванных их перекочёвкой в Нижнекамский регион. В этой связи можно предположить, что значительная часть племён прежней Великой Булгарии под влиянием христиан-соседей уже тогда исповедовала христианство, - отмечает Малахов.

Подводя итог приведённым и далее документам и фактам, автор делает вывод, что в Низовьях Камы наряду с мусульманскими существовали и христианские общины. "Почему к последним не отнести кряшен? - спрашивает он. - Ведь всем известно, что ни сегодня, ни в прошлом ни одна этническая группа, населяющая этот регион, кроме кряшен, не претендовала на подобный путь своего исторического развития. В связи с малочисленностью народа, вкрапленного в среду многочисленных, язык кряшен смешался с языками других народов и называется он сегодня татарским. Надо помнить, что в природе нет чистого русского языка, как и татарского, немецкого и французского…"

В конце своей публикации Малахов прослеживает путь кряшен на землю заинскую. После падения Булгарского государства Закамье на протяжении 250 лет стало вотчиной кочевых народов. Повторное заселение Закамья произошло уже в связи с решением правительства царя Алексея Михайловича о строительстве Закамской оборонительной черты в 1652-57 годах. С целью безопасности крепостей, воздвигаемых на Закамской черте, царское правительство приняло меры по заселению земель, прилегающих к ним, в первую очередь, кряшенами, подчёркивает Малахов. Всё-таки, единоверцы, добавляет он. Таким образом, вокруг Заинской крепости первыми были поселены жители Верхнего и Среднего Багряжа, Тонгузино, Светлого Озера и села Налим. Переселяли же крещёных татар, предположительно жителей Аксарино и Чубуклов. Процесс заселения земель затянулся на десятилетия…

В подтверждение версий Малахова в отношении заселения земель, хочу провести некий параллель и перевести ход событий на земли башкирские.

Как Бакалы стали Фершампенуазом

Похожие на описанные Малаховым события происходили и в Уфимском уезде Оренбургской губернии. В 1734-35 годах здесь полыхали башкирско-татарские восстания против русского царя. Кряшены, населяющие часть Уфимского уезда, к восстанию не присоединились. Со стороны царского правительства этот случай не остался незамеченным. Императрицей Анной Иоанновной за верность правительству кряшены были освобождены от ясака и получили в собственность земли. А ещё одним вознаграждением стало обращение их в казачье сословие. Вскоре на месте башкирского населённого пункта Нагайбак была основана крепость Нагайбакская, которая, как и Заинская, со всех сторон была окружена населёнными пунктами единоверцев-кряшен - селениями Бакалы, Сарашлы, Килеево, Азмеево, Балыклы и.т.д.

Кряшены-казаки оправдали доверие русского царя, ознаменовав свой путь в сражениях большими победами. В 1812 году казаки Нагайбакской станицы под командованием атамана Серебрякова в составе российской армии сражались с Наполеоном в боях за Берлин и Кассель, участвовали в сражении под Лейпцигом, вошедшим в историю как "битва народов". В марте 1814 года казаки бились при Арси-сюр-об и Фершампенуазе-на-Марне, вошли в Париж. Оренбургский край, так же, как и Закамье, был на протяжении многих лет вотчиной кочевых народов: башкиры нападали на кочевавших в степи киргиз-кайсаков, киргиз-кайсаки на башкир, калмыки - на тех и других. Наконец, для установления мира было решено разделить враждующих широкой полосой казачьих поселений. Так была проложена новая сторожевая линия от Троицка до Орска протяжённостью более 400 вёрст. Весной 1842 года казаки-кряшены из Бакалинской и Нагайбакской станиц были переселены на новолинейные земли. По ходатайству Оренбургского генерал-губернатора новолинейным казачьим поселениям были присвоены названия, связанные с победами российской армии во Франции и Германии: Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Париж, Треббия, Арси… Однако, слишком велика была боль разлуки с родиной, и в память о родном крае переселенцы неофициально приставили к "заграничным" поселениям названия своих деревень: Кассель-Кили, Остроленка-Сарашлы, Фершампенуаз-Бакалы… А самое большое село Париж назвали "Яна аул", то есть "Новая деревня". На новых землях кряшен приняли как "нагайбакских казаков", и это название стало впоследствии для них официальным, хотя сами они до сих пор называют себя "кряшенами".

Нагайбакский район Челябинской области находится в 60 километрах от Магнитогорска, где проживает сегодня 25 тысяч человек,больше половины населения района составляют кряшены-нагайбаки. Об этом газета писала уже в 1999 году, после поездки главного редактора газеты к нагайбакам, организованной Башкирским республиканским центром кряшен.

Людмила Белоусова

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Реклама
  • 4 май 2018 - 16:28
    Правнуки рассказывают о своем прадеде (http://pestrecy-rt.ru/)
  • Закрытие IV Форума кряшенской молодёжи Фоторепортаж
  • Волнуют ли кряшенскую молодёжь вопросы семьи? ФОТОРЕПОРТАЖ
  • "Айбагыр" Олы көн 2018
  • Чему научились делегаты Форума на мастер-классах ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Открытие IV форума кряшенской молодёжи ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Как делегаты IV Форума провели первый день
  • В Кировской области впервые прошел семинар по наследию кряшен
Ночной режим