Туганайлар

О чем писала газета "Керәшен сүзе"

Общественно-политическая газета "Керәшен сүзе" издавалась с февраля 1993 года по 2002 год в городе Набережные Челны. Учредителем частной газеты был Николай Антонов, позже поддержал личными средствами Николай Колчерин. Первым редактором стал Ананий Малов, Ямаш Игәнәй. С 1997 по 2002 годы газету редактировала Людмила Белоусова. Накануне переписи населения 2002 года газета...

Общественно-политическая газета "Керәшен сүзе" издавалась с февраля 1993 года по 2002 год в городе Набережные Челны. Учредителем частной газеты был Николай Антонов, позже поддержал личными средствами Николай Колчерин. Первым редактором стал Ананий Малов, Ямаш Игәнәй. С 1997 по 2002 годы газету редактировала Людмила Белоусова.
Накануне переписи населения 2002 года газета попала в весьма затруднительное положение. Предстоящие переписи годы прошли в противоречивых спорах и дискуссиях по поводу признания кряшен. Под натиском разбушевавшихся страстей, газета не могла дальше издаваться в силу обстоятельств.
(Окончание.)
"...Особая народность с татарским языком, но своеобразной культурой..."
В газете появляется статья известного публициста и краеведа из Сарманово Дамира Гарифуллина "Хәлең хәлдер, күрәсең…" ("Видно тяжко вам, собратья…"). Уже заголовок материала говорит о понимающем, сочувствующем расположении автора к кряшенам. "В печати стали часто появляться противоречивые мнения по отношению к кряшенам, - пишет автор. - Некоторые учёные хотят видеть в кряшенах только лишь крещённых татар, а некоторые кряшены хотят назвать себя отдельным народом. Никого обвинять не собираюсь. В истории много примеров как насильственного крещения, так и говорящие о глубоких, многовековых корнях кряшен". В подтверждение своих последних слов, Гарифуллин приводит выдержку из книги профессора Николая Воробьёва "Татары и кряшены", изданной в Казани в 1929 году: "Старокряшены, проживающие в христианстве целый ряд поколений, так и остались в нём, создав как бы особую народность с татарским языком, но своеобразной культурой".
В подтверждение этих слов, высказанных великим учёным, можно привести тысячи примеров, говорит далее автор и делает краткий исторический экскурс к языческим болгарским племенам, обращается также и к терминам "старокрещённые" и "новокрещённые". Далее автор переходит к подробному демографическому и социальному анализу кряшенских деревень Мензелинского уезда в 18-19 веках по собранным им краеведческим материалам и документам ревизий (переписи населения). "В начале 19-века в Мензелинском уезде количество кряшенских деревень доходило до 62-х, - заключает он. - Согласно данным за 1808 год, в уезде было 17915 мужчин и 17755 женщин из кряшен".
Автор подчёркивает присутствие языческих традиций в кряшенских деревнях. "Они сохранили свои древние традиции, - пишет он. - Кряшены деревни Ляки, к примеру, верили разным духам, праздновали дни весеннего и осеннего севов. В складчину покупали крупный скот, после жертвоприношения мясо коллективно съедали, а кости разбрасывали по полю". В конце своей публикации Гарифуллин приводит выдержку из статьи Татьяны Мироновой в газете "Нур" 1992 года выпуска. "Не стоит пытаться сводить нас на нет, - писала она. - Наоборот, нас нужно беречь, как удивительную часть татар, стараться сберечь и развивать особенности языка, культуры и традиций…".
"Остаётся только присоединиться к этим словам, прозвучавшим из уст кряшенки, - заключает своё выступление автор. - Только тогда, когда будут созданы все условия для претворения в жизнь этих добрых намерений, Татарстан сможет завоевать подлинную независимость и станет Отечеством в полном смысле этого слова для всех проживающих в нём людей".
Время прорыва информационной блокады
Газета "Кряшен сюзе" на всём протяжении своего существования не изменяла выбранному направлению и оставалась газетой, освещающей кряшенскую проблематику на основании научных, исторически достоверных фактов, не оставляя места политическим амбициям и выпадам радикального толка. Как видите, на страницах газеты выступали и представители татар-мусульман, объективно и трезво оценивающие ситуацию, способные чётко разделять грани между наукой и политикой. Правда, они не делали смелых заключений и не ставили конкретных вопросов. Их выступления обычно сводились к констатации фактов, предостережению от обострения "кряшенского вопроса" и заключались призывом "давайте жить дружно". Но эти публикации соответствовали своему времени, имели тогда огромное значение и сыграли важную роль в просвещении кряшенского населения и в подъёме национального самосознания народа. Это было время прорыва информационной блокады, когда день за днём открывались всё новые и новые страницы закрытой в архивах истории, и кряшены остро нуждались в объективной и достоверной информации. Это было время, когда каждый задавался вопросом "Кто я такой?". Эти публикации ответили на множество вопросов. Ценность публикаций заключалась ещё и в том, что их авторами являлись авторитетные учёные и специалисты из среды татар-мусульман. В будущем подобных выступлений на страницах газеты становилось всё меньше.
Более конкретно и смело выступал автор русского происхождения, солидарный, озабоченный проблемами, как выражается сам Малахов, - "единоверцев".
Ориентировочно до 1996 года газета была ведущим изданием в освещении кряшенской проблематики в позитивном направлении. После 1996 и вплоть до 2001 года она стала в этом отношении единственной в республике, а ближе к переписи населения 2002 года вовсе прекратила своё существование.
Людмила Белоусова

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: